Файл: НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 1251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1. Введение в дисциплину. Основные положения.

1.Понятие налогового права (нп)

Принцип законности.

8. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения, структура.

1.Налоговая система: понятие,

Тема № 3. Основные субъекты налогового права

2.Налогоплательщики и плательщики сборов: правовой статус.

4.Налоговые агенты: правовой статус.

5.Налоговые органы: понятие, система, правовой статус.

Фнс возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством рф по представлению министра финансов.

6.Финансовые органы как субъекты нп.

4.Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора

5.Сроки уплаты налогов и сборов.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

4.Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

6.Списание безнадежных долгов по налогам (сборам, пеням, штрафам)

1.Принудительное исполнение налоговых обязательств: общие вопросы

2.Меры принудительного исполнения налоговых обязательств

4.Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

5.Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора, пени, штрафа).

6.Списание безнадежных долгов по налогам (сборам, пеням, штрафам)

4.Налоговые проверки как форма налогового контроля

Следует отметить 2 вида налоговых проверок – камеральные и выездные.

Налоговая тайна.

5.Способы налоговой проверки а) Истребование документов как способ налоговой проверки

Б) Выемка документов и предметов как способ налоговой проверки

В) Осмотр как способ налоговой проверки

Г) Опрос свидетелей как способ налоговой проверки

Д) Перевод как способ налоговой проверки

6.Экспертизы как способ налогового контроля

Тема № 7. Налоговые правонарушения

2.Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

3.Обстоятельства, исключающие привлечение лица к юридической ответственности за совершение налогового правонарушения.

4.Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

5.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые правонарушения.

6.Налоговые санкции: порядок взыскания

7.Виды налоговых правонарушений (и ответственность за их совершение), предусмотренные нкрф.

9.Административные правонарушения в сфере налогообложения: понятие, состав административного правонарушения, виды административных правонарушений в налоговой сфере

10.Налоговые преступления: понятие, элементы составов преступлений

2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования.

3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования.

2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования

3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования

Тема № 9. Налог на добавленную стоимость (ндс)

3.Объект налогообложения:

5.Налоговый период. Налоговые ставки.

6.Порядок исчисления налога.

1.Ндс: понятие, правовое обеспечение, налогоплательщики, объекты налогообложения.

2. Ндс: налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, сроки уплаты, возмещение сумм ндс. Тема № 10. Акцизы

1.Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления.

3.Объект налогообложения.

4.Налоговая база.

5.Порядок исчисления и уплаты акциза.

Тема № 11. Налог на доходы физических лиц

3.Объект налогообложения.

4.Налоговая база.

5.Налоговые вычеты: виды.

6.Налоговая ставка и налоговый период.

7.Порядок исчисления налога и его уплаты.

Тема № 12. Налог на прибыль организаций

4.Налоговая база.

5.Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций

6.Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

7.Налоговая отчетность.

Тема № 13. Налог на добычу полезных ископаемых

4.Налоговая база.

5.Налоговый период и налоговые ставки.

6.Сроки и порядок уплаты налога.

Тема № 14.Водный налог

4.Налоговая база.

5.Налоговый период и налоговые ставки.

6.Порядок исчисления налога.

7.Порядок и сроки уплаты налога.

5.Порядок исчисления сбора.

6.Порядок и сроки уплаты сбора.

Тема № 16. Государственная пошлина

3.Плательщики государственной пошлины.

4.Порядок и сроки уплаты государственной пошлины.

5.Размеры государственной пошлины.

Тема № 17. Транспортный налог

2.Налогоплательщик.

3.Объект налогообложения.

5.Налоговый период и налоговые ставки.

Как правило, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов рф в зависимости от:

6.Порядок исчисления налога. Сроки уплаты. Налоговая отчётность.

Тема № 18. Налог на игорный бизнес

6.Порядок исчисления налога.

Тема № 19. Налог на имущество организаций

3.Объекты налогообложения.

5.Налоговый и отчетный периоды.

6.Налоговые льготы.

7.Порядок исчисления налога.

8.Порядок и сроки уплаты налога.

9.Налоговая отчетность.

5.Налоговые льготы.

6.Порядок и сроки уплаты налога.

Тема № 21.Земельный налог

2.Налогоплательщики земельного налога.

3.Объект налогообложения.

5.Налоговый и отчетный период.

6.Порядок исчисления и уплаты налога.

7.Налоговые льготы по земельному налогу.

Тема № 22. Специальные налоговые режимы

2.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

3.Упрощенная система налогообложения

4.Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)

5.Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

14.Объекты налогообложения.

Соответственно, на сегодняшний день, существует 2 группы международно – правовых источников в налоговой сфере:

1.Нормы международного права, устанавливающие общепризнанные принципы правового регулирования налоговой сферы (которые признаны рядом цивилизованных стран);

2.Международные конвенции, соглашения, договоры, подписанные и заключённые РФ с др. странами.

  • Федеральное законодательство как источник НП

Основные источники организации и осуществления российского налогообложения закреплены в НК РФ. Следовательно, Налоговый кодекс РФ (НКРФ) – это кодифицированный НПА, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения. НК РФ устанавливает:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. субъектов (участников) налоговых правоотношений;

  • формы и методы налогового контроля;

  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;

  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц; и др.


  • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

НПА (в предусмотренных налоговым законодательством случаях) по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, вправе издавать:

  • Правительство РФ;

  • федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

  • органы исполнительной власти субъектов РФ;

  • исполнительные ОМС.

  • Подзаконные НПА в налоговой сфере:

  • Указы Президента РФ.

Данные акты не могут противоречить «вышестоящему» законодательству (МД, К.РФ, НКРФ и др.).

Указы Президента РФ могут приниматься по достаточно широкому кругу налоговых вопросов, относящихся к компетенции Президента РФ. Следует заметить, что согласно ч. 2 ст. 80. К.РФ Президент вправе принимать Указы и в случае отсутствия соответствующего закона.

Более того, Президент РФ вправе отменить ПП РФ, а также приостановить действие НПА исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат «вышестоящему» законодательству.

  • Постановления правительства РФ (ППРФ).

Данные акты принимаются на основании и во исполнение соответствующих НПА и, следовательно, не могут противоречить «вышестоящим» НПА. Полномочия Правительства РФ в налоговой сфере предусмотрены законодательно. Так, в частности, согласно п.4. ст. 63 НКРФ, Правительство РФ наделено правом издавать акты по изменению в ряде случаев сроков уплаты федеральных налогов (сборов).

Кроме того, согласно п.4. ст. 131 НК РФ, Правительство РФ вправе определять порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам, понятым; и др1.

  • Ведомственные акты.

Данные НПА не вправе вносить коррективы (изменения, дополнения) в налоговое законодательство2. Субъектами такого правотворчества (органами специальной компетенции) являются: ФНС РФ, Минфин РФ и др.

  • Региональное законодательство.

Субъекты РФ вправе, в рамках компетенций и полномочий (т.е. согласно, в частности, НК РФ), принимать соответствующие региональные законы по вопросам налоговой сферы.


  • Акты органов местного самоуправления (ОМС).

Данные нормативы принимаются соответствующими ОМС (в соответствии с НКРФ). К таким актам, например, относятся соответствующие решения, вводящие на территориях муниципалитетов местные налоги, в рамках, установленных законодательством федерального уровня.

8. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения, структура.

Понятие налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами НПРФ и представляющие собой юридическую связь соответствующих субъектов (посредством их прав и обязанностей) по поводу соответствующего объекта.

Признаки налоговых правоотношений:

  • Данные отношения возникают (изменяются, прекращаются) только в сфере налогообложения;

  • Данные отношения имеют публично – правовой характер, т.к. выступают формой реализации публичных интересов;

  • Данные правоотношения характеризуются юридическим неравенством сторон и являются, в наибольшей степени, отношениями власти – подчинения;

  • Данные отношения характеризуются особым субъектным составом (составом участников) (в большинстве случаев эти отношения возникают между субъектом публичного права и субъектом частного права);

  • В данных отношениях одной из сторон является публичная сторона (уполномоченный государственный орган).

Структура налоговых правоотношений представляет собой совокупность внутренних элементов, взаимосвязанных между собой.

Из теории права известно, что структуру любого правоотношения составляют 3 элемента: субъекты, объект, содержание.

Субъектами данных отношений выступают:

  • физические и юридические лица – налогоплательщики (плательщики сборов; налоговые агенты);

  • налоговые органы (ФНС РФ и его территориальные органы);

  • таможенные органы;

  • Правительство РФ;

  • Минфин РФ (и его соответствующие органы «на местах»);

  • органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина (гл 25.3. НК РФ);

  • лицензирующие органы;

  • органы, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц;

  • кредитные организации;

  • эксперты, специалисты, свидетели, переводчики – как участники процедуры налогового контроля.


Объектом налоговых правоотношений являются соответствующие блага (материальные и нематериальные).

К материальным благам следует отнести денежные средства, уплачиваемые в виде налога, сбора, пени, штрафа. К нематериальным – обеспечение правопорядка в системе налогообложения.

Содержанием налоговых правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности их участников. Через свой правовой статус участники правоотношений реализуют свои права в данной сфере. Как известно, конкретному праву одного субъекта (участника) правоотношений корреспондирует обязанность др. участника. Участник правоотношения вправе:

  • совершать определенные действия самостоятельно (либо воздержаться от их совершения);

  • требовать совершения определенных действий (либо воздержаться от их совершения) от др. субъектов;

  • обращаться в соответствующие государственные органы за защитой своих налоговых прав.

Основания возникновения налоговых правоотношений

Основаниями возникновения (изменения, прекращения) данных отношений являются юридические факты, представляющие собой основания, с которыми законодатель связывает определенные юридические последствия. Традиционно выделяют юридические факты двух видов – событие и действие (бездействие).

Действия представляют собой активное волеизъявление субъектов налоговых правоотношений и может быть как правомерным, так и противоправным.

События – это объективные обстоятельства, не зависящие от воли субъекта налогового права (рождение, смерть человека, достижение лицом определенного возраста, форс – мажор и др. обстоятельства). Кроме того, если для возникновения соответствующих отношений необходимо наличие нескольких (2 – х и более) юридических фактов, то их совокупность образует юридический состав.

Тема № 2. Налоговая система РФ

План:

1.Понятие налоговой системы (НС)

2.Налоги и сборы: понятие, виды

3.Специальные налоговые режимы: понятие, виды


1.Налоговая система: понятие,

Налоговая система (далее НС) – это система взаимосвязи и взаимодействия определенных субъектов общественных отношений возникающих (изменяющихся, прекращающихся) в сфере налогообложения.

Элементами НС являются: налоги, сборы, субъекты РФ, муниципалитеты, соответствующие органы (налоговые, финансовые, таможенные), ОВД, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, а также принципы формирования и функционирования НС, налоговый контроль, юридическая ответственность.

2.НС включает в себя (в качестве важной составной части) систему налогов и сборов РФ, которая состоит из 3 – х уровней:

  • федеральные налоги и сборы (федеральный уровень);

  • региональные налоги и сборы (региональный уровень);

  • местные налоги и сборы (муниципальный уровень).

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НКРФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Их перечень:

  • НДС – налог на добавленную стоимость;

  • акцизы;

  • НДФЛ – налог на доходы физических лиц;

  • налог на прибыль организаций;

  • водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

– сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НКРФ и региональными законами и обязательны к уплате на территориях соответствующих регионов (субъектов РФ). Соответствующие (компетентные и уполномоченные) региональные власти определяют и устанавливают (в рамках своих полномочий):

-налоговые ставки;

-сроки и порядок уплаты определенных налогов;

-налоговые льготы.

К региональным налогам в настоящее время относятся:

– налог на имущество предприятий;

– транспортный налог;

– налог на игорный бизнес.

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НКРФ и НПА представительных ОМС, вводимыми в действие в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципалитетов. Соответствующие (представительные) органы муниципальных образований определяют и устанавливают (в рамках своих полномочий):