Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 633

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

- звукопись: живой дождь;

- заклички дождя;

- Б. Антюфеев «Дождик».

Материал для пения:

- осенние заклички дождя (речетатив);

- Н. Шереметьева «Громко-тихо», Е. Тиличеева «Дождик».

Элементарное музицирование:

- ритмическое упражнение «Осенний дождик» на треугольнике (на одной длительности).

Музыкально-пластические импровизации:

- «Дождик» под медитативную музыку.

Музыкально-игровая деятельность:

- А. Филиппенко «Прогулка и дождик».

Тема 6. Ходит ветер у ворот

Русская народная сказка «Колобок»

Материал для слушания:

- медитативная музыка;

- русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка Агафонникова;

- русская народная песня «Колобок», обработка Е.Тиличеевой.

Материал для пения:

- пестушка «Мешу, мешу тесто»;

- музыкальные скороговорки «Печет печка», «Хорош пирожок».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Каравай»;

- игра на ударных и шумовых инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- свободная пляска персонажей сказки «Колобок» под русскую народную музыку.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Каравай».

II раздел

«В гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Материал для слушания:

- П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;

- М.Красев «Снежинки».

Материал для пения:

- В. Петрова «К нам Снегурочка пришла»;

- А.Филиппенко «К деткам елочка пришла»;

- М.Раухвергер «Снег».

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Материал для пения:

- В. Карасева «Зима»;

- А. Филиппенко «Дед Мороз»;

- А. Филиппенко «Веселый музыкант».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Как на тоненький ледок»,

- пение с игрой на шумовых и ударных инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:


- «Зайчик», «Медведь», «Петух и лиса» под музыку О.Юдахиной.

Музыкально-игровая деятельность:

- Т. Попатенко «Заяц и медведь».

Тема 3. Свищут по лесам метели

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Материал для слушания:

- медитативная музыка: метель;

- русская народная песня «Метелица», обработка Т.Смирновой;

- М.Красев «Заинька»;

- колыбельная «Баю, баю Ленюшку».

Материал для пения:

- О.Берндт «Наша елка»;

- М.Красев «Елочка»;

- В.Антонова «Зайчики».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Метелица» с аккомпанементом на ударно-шумовых инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Вьюга» под медитативную музыку.

Музыкально-игровая деятельность:

- Г. Финоровский «Зайчики и лисичка».


Тема 4. Пришла Коляда

Материал для слушания:

- русская народная песня «Сею, вею, посеваю»;

- колядка «Коляда-маляда».

Материал для пения:

- колядка «Козонька, коза»;

- русская народная песня «Воробушек летит»;

- В. Витлин «Идет коза рогатая»;

- А. Островский «Наша елка».

Элементарное музицирование:

- святочная игра «Жмурка» на развитие тембрового слуха с использованием ударных и шумовых инструментов: треугольника, бубенцов, колотушки.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Идем колядовать!»

Музыкально-игровая деятельность:

- святочная игра «Жмурка».

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Материал для слушания:

- Христославная песня «Рождество Христово».

Материал для пения:

- М.Красева «Маленькая елочка».

Элементарное музицирование:

- святочная игра «Обруч-круж» с исполнением ритмичного аккомпанемента на ложках.

Музыкально-игровая деятельность:

- игровая песня «Долгая Арина»;

- А.Жилинский «Звоночки».

Тема 6. На тройке

Русская народная сказка «Девочка Снегурочка»

Материал для слушания:

- звукопись, слушание: звон колокольчика;

- Н.А.Римский-Корсаков отрывок из оперы «Ночь перед Рождеством»;

- М.Красев «Песенка Снегурочки»;

- С.Бодренков «Девочка Снегурочка».

Материал для пения:

- А. Филиппенко «Игра с погремушкой около елки»;

- М. Красев «Санки».

Элементарное музицирование:

- «Колокольцы-бубенцы» святочная игра с использованием бубенцов и треугольников.

Музыкально-игровая деятельность:

- З. Хорошко «Игра с колокольчиками».

Тема 7. Заискрился в поле снег

Материал для слушания:

- А. Мовсесян «Зимняя игра»;

- Д. Львов-Компанейц «А ну, снежок!»

Материал для пения:

- М. Старокадомский «Зимняя пляска»;

- В. Астрова «А мы в снежки играем».


Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ах вы сени мои сени», ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Зимняя пляска» под музыку М. Старокадомского.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Рукавица».

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Материал для слушания:

- Н.А. Римский-Корсаков, картина «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»;

- И. Брамс «Петрушка»;

- Н. Любарский «Плясовая».

Материал для пения:

- масленичные песни «Катаются, катаются», «Ай да Масленица-кривошейка»;

- русская народная песня «Ой блины, блины».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ой блины, блины», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Солнышко».

Музыкально-игровая деятельность:

- «Катание на карусели» русская народная мелодия «Ах, вы, сени, мои сени».

Тема 9. Подарим мамам песенки

Материал для слушания:

- А. Абрамова «Колыбельная для мамы»;

- Е. Тиличеева «Мама поет»;

- В. Петрова «Пляска с куклами».

Материал для пения:

- В. Агафонников «Маме улыбаемся»;

- А. Лепина «Ты мне куколку купи»;

- А. Филиппенко «Пирожки».

Элементарное музицирование:

- «С Днем 8 марта» с игрой на ударных и шумовых инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Любимые игрушки» под музыку С. Шнайдер.

Музыкально-игровая деятельность:

- И. Арсеева «Веселая ленточка»;

-Т. Ломова «Цветные платочки».


III раздел

«В гостях у красавицы весны»

Тема 1. Солнечные зайчики

Материал для слушания:

- Е. Тиличеева «Солнышко плывет по небу»;

- М. Парцхаладзе «Закатилось солнышко».

Материал для пения:

- заклички солнцу, птицам;

- Т. Попатенко «Солнышко»;

- А. Абрамов «Весна пришла».

Элементарное музицирование:

- детские заклички (песенное и инструментальное исполнение).

Музыкально-игровая деятельность:

- «Солнышко».

Тема 2. Песенка капели

Материал для слушания:

- Г. Лобачев «Дождик»;

- А. Лядов «Дождик, дождик».

Материал для пения:

- Н. Метлов «Зима прошла»;

- В. Карасева «Солнышко-ведрышко».

Элементарное музицирование:

- звуковая имитация капели на цитрах.

Музыкально-игровая деятельность:

- танец-игра с зонтиками под музыку В. Костенко.

Тема 3. Ручеек - журчалочка

Материал для слушания:

- звукопись: журчание ручья;

- Г. Лобачев «Дождик».

Материал для пения:

- заклички дождю;

- украинская народная песня «Ой бежит ручьем вода»;

- А. Филиппенко «Тает снег».

Элементарное музицирование:

- музыкальная импровизация на тему «Ручеек-журчалочка», глиссандо на ксилофоне.

Музыкально-игровая деятельность:

- Е. Дубянская «Играем с водой».

Тема 4. О чем шепчет весенний ветер

Материал для слушания:

- С. Майкопар «Пастушок»;

- А. Гречанинов «В поле».

Материал для пения:

- М. Красев «Веселая дудочка»;

- А. Филиппенко «Воробей».

Элементарное музицирование:

-подбор аккомпанемента на шумовых и ударных инструментах (по выбору) к русской народной песне «Ветер» в исполнении педагога.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Веселая дудочка» под музыку М. Красева.

Музыкально-игровая деятельность: