Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 429

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

- медитативная музыка: метель;

- А. Гречанинов «Метель» из оперы «Елочкин сон»;

- Л. Бекман «В лесу родилась елочка».

Материал для пения:

- М. Красев «Песенка зайчиков»;

- Г. Финаровский «Хороводная»;

- Н. Фоменко «Праздничная».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Метелица», исполняет ансамбль ксилофон, цитры, треугольник, коробочка, бубенцы;

Музыкально-пластические импровизации:

- «Елочка танцует» под музыку А.Гречанинова «Вальс» и «Метель».

Музыкально-игровая деятельность:

- игра у елки (со словом);

- М. Сатулина «Игра с Дедом морозом».

Тема 4. Пришла Коляда

Материал для слушания:

- колядка «Тетенька добренька»;

- колядка «Овсень, овсень».

Материал для пения:

- колядки «Что в лесу осинок», «Коляда-маляда»;

- русская народная песня «Сею, вею, посеваю»;

- Т. Попатенко «Елочка»;

- Л. Маковская «У всех новый год».

Элементарное музицирование:

- святочная игра «Обруч-круж», исполняет ансамбль ксилофон, бубен.

Музыкально-пластические импровизации:

- «В гостях у доброй хозяйки».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Пирог» и «Обруч-круж».

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Материал для слушания:

- Рождественский тропарь;

- Н. Елисеев «Божья мать младенца на руках качала».

Материал для пения:

- русская народная игровая песня «Козонька»;

- «Елочка» авторы музыки и слов неизвестны.

Элементарное музицирование:

- «Жмурка», святочная игра с пением на развитие тембрового слуха с использованием ударных и шумовых инструментов: треугольников, бубенцов, колотушки.

Музыкально-игровая деятельность:

- игровая песня «Как у нашей Дуни».


Тема 6. На тройке

Материал для слушания:

- звукопись: звон колокольчиков;

- П.И. Чайковский «На тройке»;

- В. Моцарт «Колокольчики звенят»;

- А. Филиппенко «Саночки».

Материал для пения:

- А. Филиппенко «Колокольчик у Катюши»;

- Е. Тиличеева «На чем играем».

Элементарное музицирование:

- «Колокольцы-бубенцы» святочная игра, исполняет ансамбль: ксилофон, металлофон.

Музыкально-игровая деятельность:

- Р. Рустамов «Тихие и громкие звоночки».

Тема 7. Заискрился в поле снег

Материал для слушания:

- М. Минков «Песня Снеговика»;

- Г. Свиридов «Романс»;

- В. Иванников «Зимний день».

Материал для пения:

- Н. Вересокина «Игра в снежки»;

- М. Иорданский «Голубые санки».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ах вы сени мои сени», исполняет ансамбль: ксилофон, трещотки, бубен, ложки.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Волшебные узоры на окне» под музыку Г. Свиридова.

Музыкально-игровая деятельность:

- Н. Любарский «Игра с ленточкой».

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский «Ярмарка»;

- В. Карасева «Петрушка»;

- Л. Альперин «Петрушка».

Материал для пения:

- масленичные песни «Масленица-подлизуха», «Матушка-Масленица»;

- русская народная песня «Едет Масленица дорогая»;

- Н. Римский-Корсаков «Проводы зимы».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Едет Масленица дорогая», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Петрушка», «Клоуны», «Фокусники».

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Горелки».

Тема 9. Подарим мамам песенки

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский «Мама»;


- Е. Тиличеева «Мамин праздник».

Материал для пения:

- Т. Попатенко «Каждый по своему маму поздравит»;

- Т. Шутенко «Мамины помошники»;

- Е. Тиличеева «Вот какая бабушка»;

- А. Филиппенко «Нынче столько дела».

Элементарное музицирование:

- «Солнышко лучистое», ансамбль: ксилофон, металлофон и ударно-шумовые инструменты.

Музыкально-пластические импровизации:

- танцевальные движения в хороводе под музыку Т.Шутенко «Мамины помошники».

Музыкально-игровая деятельность:

- украинская народная мелодия, обработка В. Полевого;

- игра «Оркестр»;

- игра «Веселись детвора».

III раздел

«В гостях у красавицы весны»

Тема 1. Солнечные зайчики

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Материал для слушания:

- Е. Тиличеева «Весенний вальс»;

- украинская народная песня «Веснянка», обработка Т.Лобачева.

Материал для пения:

- заклички солнцу, птицам (на двух звуках);

- веснянки;

- русская народная песня «Здравствуй, весна»;

- А. Абрамов «Спрашивает солнышко»;

- А. Лазаренко «Солнечный зайчик».

Элементарное музицирование:

- детская закличка «Солнышко» (ксилофон).

Музыкально-игровая деятельность:

- «Солнечные зайчики».

Тема 2. Песенка капели

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Материал для слушания:

- А. Лядов «Окликание дождя»;

- С. Прокофьев «Дождь и радуга»;

- Вас. Калинников «Мишка».

Материал для пения:

- Е. Тиличеева «Песенка скворцов»;

- А. Филиппенко «Пирожки»;

- Г. Фрид «Песенка о весне».

Элементарное музицирование:

- звуковая имитация капели на ксилофоне, треугольнике, коробочке.

Музыкально-игровая деятельность:

- игра с мишкой на русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько».

Тема 3. Ручеек-журчалочка

Материал для слушания:

- звукопись: журчание ручья;


- П.Чайковский «Первый дождь».

Материал для пения:

- заклички дождю;

- М. Красев «Дождик»;

- З. Левина «Пришла весна».

Элементарное музицирование:

- музыкальная импровизация на тему «Ручеек- журчалочка», глиссандо на гуслях, цитрах, металлофоне;

Музыкально-игровая деятельность:

- Н. Елисеева «Что делать после дождика».

Тема 4. О чем шепчет весенний ветер

Материал для слушания:

- П. Чайковский «Подснежник»;

- Е. Тиличеева «Березка».

Материал для пения:

- Т. Попатенко «Ай да березка»;

- Н. Назаров «Солнышко»;

- К. Титаренко «Лесная прогулка».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ветер», исполняет ансамбль на ударно-шумовых инструмента.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Подснежники» под музыку П.И. Чайковского «Подснежник».

Музыкально-игровая деятельность:

- Л. Бетховен «Ветерок и ветер».

Тема 5. Жаворонок звонкий

Материал для слушания:

- медитативная музыка: птичьи голоса;

- М. Глинка «Жаворонок»;

- М. Красев «Воробушки».

Материал для пения:

- русская народная колыбельная «Ай-чи-чи, прилетели к нам грачи»;

- А. Филиппенко «Соловейко»;

- Е. Тиличеева «Догадайся, кто поет?».

Элементарное музицирование:

- звуковая имитация птичьих трелей на свистульках и свирелях.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Гуси лебеди и волк» под музыку Е. Тиличеевой.

Музыкально-игровая деятельность:

- В. Герчик «Скворцы и кошка».


Тема 6. Поющая синева

Материал для слушания:

- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»;

- С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»;

- С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».

Материал для пения:

- русская народная песня «А я по лугу»;

- русские народные приговорки «Мотылек-вителек», «Рой роится»;

- А. Филиппенко «Ой, жур-журавель»;

- В. Шаинский «В траве сидел кузнечик».

Элементарное музицирование:

- детская песня «Месяц май», пение с игрой на музыкальных инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Бродят куры бережком» под музыку А. Филиппенко.

Музыкально-игровая деятельность:

- русский народный хоровод «Со двора со дворика», обработка М.Иорданского.

Тема 7. Вальс цветов

Материал для слушания:

- П.Чайковский «Вальс цветов»;

- Ю. Чичков «Песня о волшебном цветке».

Материал для пения:

- русская народная песня «Как пошли наши подружки»;

- русская народная песня «Василек, василек»;

- В. Иванников «По лесу шли ребята»;

- М. Раухвергер «Красные маки».

Элементарное музицирование:

- детская песенка «Василек», исполняет ансамбль ударно-шумовых инструментов.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Волшебный Цветик-семицветик».

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Цветик-семицветик».

Программное содержание и тематический план

Старший дошкольный возраст

I раздел

«В гостях у красавицы осени»

Тема 1. Голоса осеннего леса

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Материал для слушания:

- Н. Римский-Корсаков, тема из Царевны Лебедя из оперы «Сказка о Царе Салтане»;

- П.И. Чайковский, фрагменты из балета «Лебединое озеро».

Материал для пения:

- русская народная прибаутка «Гуси» в обработке С.Разоренова;

- В.Витлин «Лесная песенка»;