Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 429
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
- медитативная музыка: метель;
- А. Гречанинов «Метель» из оперы «Елочкин сон»;
- Л. Бекман «В лесу родилась елочка».
Материал для пения:
- М. Красев «Песенка зайчиков»;
- Г. Финаровский «Хороводная»;
- Н. Фоменко «Праздничная».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Метелица», исполняет ансамбль ксилофон, цитры, треугольник, коробочка, бубенцы;
Музыкально-пластические импровизации:
- «Елочка танцует» под музыку А.Гречанинова «Вальс» и «Метель».
Музыкально-игровая деятельность:
- игра у елки (со словом);
- М. Сатулина «Игра с Дедом морозом».
Тема 4. Пришла Коляда
Материал для слушания:
- колядка «Тетенька добренька»;
- колядка «Овсень, овсень».
Материал для пения:
- колядки «Что в лесу осинок», «Коляда-маляда»;
- русская народная песня «Сею, вею, посеваю»;
- Т. Попатенко «Елочка»;
- Л. Маковская «У всех новый год».
Элементарное музицирование:
- святочная игра «Обруч-круж», исполняет ансамбль ксилофон, бубен.
Музыкально-пластические импровизации:
- «В гостях у доброй хозяйки».
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Пирог» и «Обруч-круж».
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Материал для слушания:
- Рождественский тропарь;
- Н. Елисеев «Божья мать младенца на руках качала».
Материал для пения:
- русская народная игровая песня «Козонька»;
- «Елочка» авторы музыки и слов неизвестны.
Элементарное музицирование:
- «Жмурка», святочная игра с пением на развитие тембрового слуха с использованием ударных и шумовых инструментов: треугольников, бубенцов, колотушки.
Музыкально-игровая деятельность:
- игровая песня «Как у нашей Дуни».
Тема 6. На тройке
Материал для слушания:
- звукопись: звон колокольчиков;
- П.И. Чайковский «На тройке»;
- В. Моцарт «Колокольчики звенят»;
- А. Филиппенко «Саночки».
Материал для пения:
- А. Филиппенко «Колокольчик у Катюши»;
- Е. Тиличеева «На чем играем».
Элементарное музицирование:
- «Колокольцы-бубенцы» святочная игра, исполняет ансамбль: ксилофон, металлофон.
Музыкально-игровая деятельность:
- Р. Рустамов «Тихие и громкие звоночки».
Тема 7. Заискрился в поле снег
Материал для слушания:
- М. Минков «Песня Снеговика»;
- Г. Свиридов «Романс»;
- В. Иванников «Зимний день».
Материал для пения:
- Н. Вересокина «Игра в снежки»;
- М. Иорданский «Голубые санки».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ах вы сени мои сени», исполняет ансамбль: ксилофон, трещотки, бубен, ложки.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Волшебные узоры на окне» под музыку Г. Свиридова.
Музыкально-игровая деятельность:
- Н. Любарский «Игра с ленточкой».
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Материал для слушания:
- П.И. Чайковский «Ярмарка»;
- В. Карасева «Петрушка»;
- Л. Альперин «Петрушка».
Материал для пения:
- масленичные песни «Масленица-подлизуха», «Матушка-Масленица»;
- русская народная песня «Едет Масленица дорогая»;
- Н. Римский-Корсаков «Проводы зимы».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Едет Масленица дорогая», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Петрушка», «Клоуны», «Фокусники».
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Горелки».
Тема 9. Подарим мамам песенки
Материал для слушания:
- П.И. Чайковский «Мама»;
- Е. Тиличеева «Мамин праздник».
Материал для пения:
- Т. Попатенко «Каждый по своему маму поздравит»;
- Т. Шутенко «Мамины помошники»;
- Е. Тиличеева «Вот какая бабушка»;
- А. Филиппенко «Нынче столько дела».
Элементарное музицирование:
- «Солнышко лучистое», ансамбль: ксилофон, металлофон и ударно-шумовые инструменты.
Музыкально-пластические импровизации:
- танцевальные движения в хороводе под музыку Т.Шутенко «Мамины помошники».
Музыкально-игровая деятельность:
- украинская народная мелодия, обработка В. Полевого;
- игра «Оркестр»;
- игра «Веселись детвора».
III раздел
«В гостях у красавицы весны»
Тема 1. Солнечные зайчики
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Материал для слушания:
- Е. Тиличеева «Весенний вальс»;
- украинская народная песня «Веснянка», обработка Т.Лобачева.
Материал для пения:
- заклички солнцу, птицам (на двух звуках);
- веснянки;
- русская народная песня «Здравствуй, весна»;
- А. Абрамов «Спрашивает солнышко»;
- А. Лазаренко «Солнечный зайчик».
Элементарное музицирование:
- детская закличка «Солнышко» (ксилофон).
Музыкально-игровая деятельность:
- «Солнечные зайчики».
Тема 2. Песенка капели
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Материал для слушания:
- А. Лядов «Окликание дождя»;
- С. Прокофьев «Дождь и радуга»;
- Вас. Калинников «Мишка».
Материал для пения:
- Е. Тиличеева «Песенка скворцов»;
- А. Филиппенко «Пирожки»;
- Г. Фрид «Песенка о весне».
Элементарное музицирование:
- звуковая имитация капели на ксилофоне, треугольнике, коробочке.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра с мишкой на русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько».
Тема 3. Ручеек-журчалочка
Материал для слушания:
- звукопись: журчание ручья;
- П.Чайковский «Первый дождь».
Материал для пения:
- заклички дождю;
- М. Красев «Дождик»;
- З. Левина «Пришла весна».
Элементарное музицирование:
- музыкальная импровизация на тему «Ручеек- журчалочка», глиссандо на гуслях, цитрах, металлофоне;
Музыкально-игровая деятельность:
- Н. Елисеева «Что делать после дождика».
Тема 4. О чем шепчет весенний ветер
Материал для слушания:
- П. Чайковский «Подснежник»;
- Е. Тиличеева «Березка».
Материал для пения:
- Т. Попатенко «Ай да березка»;
- Н. Назаров «Солнышко»;
- К. Титаренко «Лесная прогулка».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ветер», исполняет ансамбль на ударно-шумовых инструмента.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Подснежники» под музыку П.И. Чайковского «Подснежник».
Музыкально-игровая деятельность:
- Л. Бетховен «Ветерок и ветер».
Тема 5. Жаворонок звонкий
Материал для слушания:
- медитативная музыка: птичьи голоса;
- М. Глинка «Жаворонок»;
- М. Красев «Воробушки».
Материал для пения:
- русская народная колыбельная «Ай-чи-чи, прилетели к нам грачи»;
- А. Филиппенко «Соловейко»;
- Е. Тиличеева «Догадайся, кто поет?».
Элементарное музицирование:
- звуковая имитация птичьих трелей на свистульках и свирелях.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Гуси лебеди и волк» под музыку Е. Тиличеевой.
Музыкально-игровая деятельность:
- В. Герчик «Скворцы и кошка».
Тема 6. Поющая синева
Материал для слушания:
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»;
- С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»;
- С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
Материал для пения:
- русская народная песня «А я по лугу»;
- русские народные приговорки «Мотылек-вителек», «Рой роится»;
- А. Филиппенко «Ой, жур-журавель»;
- В. Шаинский «В траве сидел кузнечик».
Элементарное музицирование:
- детская песня «Месяц май», пение с игрой на музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Бродят куры бережком» под музыку А. Филиппенко.
Музыкально-игровая деятельность:
- русский народный хоровод «Со двора со дворика», обработка М.Иорданского.
Тема 7. Вальс цветов
Материал для слушания:
- П.Чайковский «Вальс цветов»;
- Ю. Чичков «Песня о волшебном цветке».
Материал для пения:
- русская народная песня «Как пошли наши подружки»;
- русская народная песня «Василек, василек»;
- В. Иванников «По лесу шли ребята»;
- М. Раухвергер «Красные маки».
Элементарное музицирование:
- детская песенка «Василек», исполняет ансамбль ударно-шумовых инструментов.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Волшебный Цветик-семицветик».
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Цветик-семицветик».
Программное содержание и тематический план
Старший дошкольный возраст
I раздел
«В гостях у красавицы осени»
Тема 1. Голоса осеннего леса
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Материал для слушания:
- Н. Римский-Корсаков, тема из Царевны Лебедя из оперы «Сказка о Царе Салтане»;
- П.И. Чайковский, фрагменты из балета «Лебединое озеро».
Материал для пения:
- русская народная прибаутка «Гуси» в обработке С.Разоренова;
- В.Витлин «Лесная песенка»;