Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 422

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Посмотрите внимательно на рисунок листа: от черешка идёт основная жилка, а от неё расходятся тонкие прожилочки, по которым в лист поступало питание. Что напоминает вам этот рисунок? Дерево. Так и хочется сравнить каждый листочек с фотографией, на которой запечатлелось дерево, с которого он упал.

Листья с разных деревьев имеют разный рисунок. Вы это заметите, если внимательно зарисуете их в тетради.

Работа с тетрадью.

Итак, сегодня чуть-чуть приоткрыли тайну жизни деревьев, узнав:

1. Почему листья зелёные весной и летом.

2. Почему они меняют цвет осенью.

3. Познакомились со строением листа.

4. Узнали, почему листья падают.


Игра-викторина по теме “Птицы”.

Требования:

1. Поднимать руку.

2. Отвечать полными предложениями.

3. За правильный ответ фишка.

Вопросы:

1. Почему осенью многие птицы улетают?

2. С какими птицами мы познакомились подробно?

3. Грач

- почему грача называют “белоносым”?

- как можно определить возраст грача по его клюву?

- где и как строят грачи гнёзда?

- в чём помогает грачам дружба.

4. Ласточка

- какие виды ласточек вам знакомы;

- почему деревенскую ласточку называют “касатка”?

- из чего и где строит гнездо деревенская ласточка?

- какое гнездо у нас ласточки-береговушки?

- какую примету, связанную с ласточками, вы знаете?

5. Скворец

- эта птица очень забавная. В чём это проявляется?

- почему люди строят скворечники?

6. Журавль

- как называется строй, которым летят журавли?

- что необычного умеют делать эти птицы?

- что кричали на Руси люди вслед улетающим журавлям?

7. Вопросы на сообразительность:

- в названии какой птицы есть слово “волга”?

- как бы вы назвали птицу, которая мух ловит?

- какая птица поёт от зари до зари?

Подведение итогов занятия.

Дьяченко Л.Ю.

Сарафан надела осень”

комплексное музыкальное занятие для детей 6-7 лет

Зал оформлен предметами народного быта.

В разных углах разложены атрибуты соответствующие каждому осеннему месяцу. Дети свободно ходят в зале, исполняя русскую народную закличку “Осень, осень в гости просим”, рассаживаются.

Ребенок: Осень, осень в гости просим

Осень, осень погости недель восемь

С обильными хлебами

С высокими снопами

С листопадом и дождем

С перелетным журавлем.

Ребенок: Кукушечка, кукушечка

Птичка серая рябушечка

К нам осень пришла

Нам добра принесла.

В коробок – холста

В сарай – зерна.

В коробок – лен, конопель.

В сарай – рожь, ячмень.


Все: прощай, прощай кукушечка,

- До частых гроз,

- До зеленых берез,

- До новой травы,

- До красной зари.

Все: осень, осень в гости просим.

Ведущая: Любил народ сравнивать осень с другими временами года. Осень хвастлива – весна справедлива.

Дети: - Осень велика – зима долга.

- Осенью легче живется, чем весною.

- Весна красна да голодна - осень дождлива да сытна.

- Весна красна цветами, а осень снопами.

Ведущая: Жаль только, что от осени к лету поворота нету. В старину сентябрь прозвали вересень – по цветению медоносного вереска, золотое лето. Золотистая листва все ярче румянится, но редеет лес и птичий голос тише. “Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает”.

Золотая песенка” Г.Вихорева.

Ведущая: К осени собран урожай, сделаны припасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима - прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – ненапотчуются, а весной и любый куска хлеба напросится.

Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка сентябрь да кормить горазд”. Урожайным было лето, значит и празднику нашему не будет конца. Встречайте гостей широким хлебосольством.

Дети: - Хвала рукам, что пахнут хлебом

- Что летом родится, зимой пригодится

- Не велик кусок пирога, а стоит много труда

- И обед не в обед, коли хлеба нет

- Ржаной хлебушко калачам дедушка

Ребенок: Будем жито жать

Во снопочки вязать

На ток возить

Цепами молотить

Будем тесто месить

Пирогами всех кормить.

Ведущая: Уж вы жнеи, жнеи мои молодые,

Серпы золотые.

Уж вы жните, жните не ленитесь.

А обжавши ниву

Пойте, веселитесь.

Девочка берет в руки сноп.

Русский народный хоровод “Нива моя, нива”.

Девочка: Ну вот и осень пришла,

В каждый дом урожай принесла. (ставит сноп)

Да, поработали мы на славу: и ягоды собрали, и варенье наварили,

много сделали запасов – на всю зиму хватит! А силы то у нас остались? Давайте померимся силами.

Русская народная игра “Тяни холсты”.

Ведущая: Много надо потрудиться, чтобы собрать урожай. А лентяев и болтунов не любили на Руси, высмеивали их.



Инсценировка “Тит”

Выходит Тит с большой ложкой:

Ты работушка меня не бойся

Я тебя не трону (ложится на лавку)

Выбегают девочки:

1: Не колода – лодырь, не пень

А лежит целый день.

2: Не жнет, не косит

А обедать просит

1: Тит, иди молотить

Тит: (переворачиваясь)Живот болит

2: Тит иди кашу есть

Тит: (вскакивает) Где моя большая ложка?

Обе: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Ведущая: Август варит, а сентябрь к столу подает. Чем же сегодня богат наш стол?

Загадки об овощах:

Лето целое старалась: одевалась, одевалась

А как осень подошла, все наряды отдала –

Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли

Ели да хвалили. (Картошка)

Над землей трава

Под землей – алая голова. (Свекла)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да круглые

Вот такие крупные

Летом зеленеют

Осенью краснеют. (Помидор)

А на этой грядке

Толстые загадки

Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Скинули с Егорушки золотые перышки

Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук)

А на этой грядке длинные загадки.

В этой грядке Дед Мороз

Прячет летом красный нос. (Морковь)

Аттракцион “Угадай на вкус”.

Ведущая: Серое небо, невысокое солнце. Прозрачными и голыми становятся сады и леса. Наступает первый холодный месяц. Ветер пролетая над деревьями срывает листву, днем и ночью птицы летят на юг. Наши предки прозвали октябрь листопадником – месяцем опадающих листьев.

Танец опадающих листьев

Ведущая: “Осень идет и дождь за собой ведет”.

“В октябре на одном часу и дождь и снег”.

“Плачет октябрь холодными слезами”.

На Покров начинали утеплять на зиму избу: приваливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы. Затыкают пазы стен мхом и приговаривают: “Батюшка Покров накрой нашу избу теплом, а хозяина добром”. К предстоящей зиме готовились не только люди, но и звери. Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить.