Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Посмотрите внимательно на рисунок листа: от черешка идёт основная жилка, а от неё расходятся тонкие прожилочки, по которым в лист поступало питание. Что напоминает вам этот рисунок? Дерево. Так и хочется сравнить каждый листочек с фотографией, на которой запечатлелось дерево, с которого он упал.
Листья с разных деревьев имеют разный рисунок. Вы это заметите, если внимательно зарисуете их в тетради.
Работа с тетрадью.
Итак, сегодня чуть-чуть приоткрыли тайну жизни деревьев, узнав:
1. Почему листья зелёные весной и летом.
2. Почему они меняют цвет осенью.
3. Познакомились со строением листа.
4. Узнали, почему листья падают.
Игра-викторина по теме “Птицы”.
Требования:
1. Поднимать руку.
2. Отвечать полными предложениями.
3. За правильный ответ фишка.
Вопросы:
1. Почему осенью многие птицы улетают?
2. С какими птицами мы познакомились подробно?
3. Грач
- почему грача называют “белоносым”?
- как можно определить возраст грача по его клюву?
- где и как строят грачи гнёзда?
- в чём помогает грачам дружба.
4. Ласточка
- какие виды ласточек вам знакомы;
- почему деревенскую ласточку называют “касатка”?
- из чего и где строит гнездо деревенская ласточка?
- какое гнездо у нас ласточки-береговушки?
- какую примету, связанную с ласточками, вы знаете?
5. Скворец
- эта птица очень забавная. В чём это проявляется?
- почему люди строят скворечники?
6. Журавль
- как называется строй, которым летят журавли?
- что необычного умеют делать эти птицы?
- что кричали на Руси люди вслед улетающим журавлям?
7. Вопросы на сообразительность:
- в названии какой птицы есть слово “волга”?
- как бы вы назвали птицу, которая мух ловит?
- какая птица поёт от зари до зари?
Подведение итогов занятия.
Дьяченко Л.Ю.
“Сарафан надела осень”
комплексное музыкальное занятие для детей 6-7 лет
Зал оформлен предметами народного быта.
В разных углах разложены атрибуты соответствующие каждому осеннему месяцу. Дети свободно ходят в зале, исполняя русскую народную закличку “Осень, осень в гости просим”, рассаживаются.
Ребенок: Осень, осень в гости просим
Осень, осень погости недель восемь
С обильными хлебами
С высокими снопами
С листопадом и дождем
С перелетным журавлем.
Ребенок: Кукушечка, кукушечка
Птичка серая рябушечка
К нам осень пришла
Нам добра принесла.
В коробок – холста
В сарай – зерна.
В коробок – лен, конопель.
В сарай – рожь, ячмень.
Все: прощай, прощай кукушечка,
- До частых гроз,
- До зеленых берез,
- До новой травы,
- До красной зари.
Все: осень, осень в гости просим.
Ведущая: Любил народ сравнивать осень с другими временами года. Осень хвастлива – весна справедлива.
Дети: - Осень велика – зима долга.
- Осенью легче живется, чем весною.
- Весна красна да голодна - осень дождлива да сытна.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
Ведущая: Жаль только, что от осени к лету поворота нету. В старину сентябрь прозвали вересень – по цветению медоносного вереска, золотое лето. Золотистая листва все ярче румянится, но редеет лес и птичий голос тише. “Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает”.
“Золотая песенка” Г.Вихорева.
Ведущая: К осени собран урожай, сделаны припасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима - прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – ненапотчуются, а весной и любый куска хлеба напросится.
Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка сентябрь да кормить горазд”. Урожайным было лето, значит и празднику нашему не будет конца. Встречайте гостей широким хлебосольством.
Дети: - Хвала рукам, что пахнут хлебом
- Что летом родится, зимой пригодится
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда
- И обед не в обед, коли хлеба нет
- Ржаной хлебушко калачам дедушка
Ребенок: Будем жито жать
Во снопочки вязать
На ток возить
Цепами молотить
Будем тесто месить
Пирогами всех кормить.
Ведущая: Уж вы жнеи, жнеи мои молодые,
Серпы золотые.
Уж вы жните, жните не ленитесь.
А обжавши ниву
Пойте, веселитесь.
Девочка берет в руки сноп.
Русский народный хоровод “Нива моя, нива”.
Девочка: Ну вот и осень пришла,
В каждый дом урожай принесла. (ставит сноп)
Да, поработали мы на славу: и ягоды собрали, и варенье наварили,
много сделали запасов – на всю зиму хватит! А силы то у нас остались? Давайте померимся силами.
Русская народная игра “Тяни холсты”.
Ведущая: Много надо потрудиться, чтобы собрать урожай. А лентяев и болтунов не любили на Руси, высмеивали их.
Инсценировка “Тит”
Выходит Тит с большой ложкой:
Ты работушка меня не бойся
Я тебя не трону (ложится на лавку)
Выбегают девочки:
1: Не колода – лодырь, не пень
А лежит целый день.
2: Не жнет, не косит
А обедать просит
1: Тит, иди молотить
Тит: (переворачиваясь)Живот болит
2: Тит иди кашу есть
Тит: (вскакивает) Где моя большая ложка?
Обе: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Ведущая: Август варит, а сентябрь к столу подает. Чем же сегодня богат наш стол?
Загадки об овощах:
Лето целое старалась: одевалась, одевалась
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли
Ели да хвалили. (Картошка)
Над землей трава
Под землей – алая голова. (Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да круглые
Вот такие крупные
Летом зеленеют
Осенью краснеют. (Помидор)
А на этой грядке
Толстые загадки
Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Скинули с Егорушки золотые перышки
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук)
А на этой грядке длинные загадки.
В этой грядке Дед Мороз
Прячет летом красный нос. (Морковь)
Аттракцион “Угадай на вкус”.
Ведущая: Серое небо, невысокое солнце. Прозрачными и голыми становятся сады и леса. Наступает первый холодный месяц. Ветер пролетая над деревьями срывает листву, днем и ночью птицы летят на юг. Наши предки прозвали октябрь листопадником – месяцем опадающих листьев.
Танец опадающих листьев
Ведущая: “Осень идет и дождь за собой ведет”.
“В октябре на одном часу и дождь и снег”.
“Плачет октябрь холодными слезами”.
На Покров начинали утеплять на зиму избу: приваливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы. Затыкают пазы стен мхом и приговаривают: “Батюшка Покров накрой нашу избу теплом, а хозяина добром”. К предстоящей зиме готовились не только люди, но и звери. Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить.