Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
А этому нет ничего.
А ты, мал маленек, за водицей не ходил,
Дров не носил, кашки не варил.
Птенцы кашку поели,
Фить-фить, и улетели.
2. Музыкальная стимуляция.
А на нашу на лужайку
Скачет добрый серый зайка.
Посмотрите, как хорош!
Краше зайки не найдёшь.
Попевочка:
Зайчик, ты зайчик!
Коротеньки ножки,
На этих ножках
Сафьяны сапожки.
Ритм: на ноно на на
ноно ноно на на
ноно ноно на на
7 комплекс упражнений
«Язычок спешит домой»
Нагулявшись, в том лесу,
Насмотревшись на красу:
На деревья, на цветы,
Да на ягоды, грибы,
И на птиц, и на зверей,
Домой отправились скорей.
По тропинке, по дорожке
Топают ребяток ножки.
С Язычком спешат домой.
До свиданья, лес густой!
1. Артикуляционная гимнастика
Вот он дом,
А вот крылечко.
Сидит кошечка на печке.
По двору индюк идёт,
Тихо песенку поёт.
Станем все мы индюками.
С Язычком играем сами,
Дружно будем повторять,
Ни за что не отставать!
«Индюк» – рот приоткрыт, кончик языка скользит по верхней губе вперёд-назад с добавлением голоса.
Цок-цок-цок стучат копытца. Как лошадки мы поскачем.
По двору лошадка мчится. Впереди нас ждёт удача.
«Лошадка» – присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную уздечку.
«Цок, цок, цок, цок! Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу, если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!»
3. Музыкальная стимуляция.
Стало тихо во дворе. Петушка мы позовём,
Спит собака в конуре. Песню для него споём.
Попевочка:
Петушок, петушок,
Золотой ты гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Ритм: па - па по
па - па па
папа папа
па - па по
4. Пальчиковая гимнастика.
Песню петушок поёт,
На блины ребят зовёт.
Маша в гости приглашает
Всех блинами угощает.
«На блины» -
русская народная игра
(при повторении игры руки меняются ролями).
Стала Маша гостей собирать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху.
-И Иван приди, - Кончик полусогнутого указательного пальца
правой руки зацепляет
-И Степан приди, по очереди кончики полусогнутых пальцев
левой руки, начиная
-Да и Андрей приди, с большого, и мягко покачивает их.
-Да и Матвей приди.
А Митрошечка, да ну пожалуйста!
- Указательный палец правой руки четыре раза
настойчиво покачивает мизинец левой.
Стала Маша гостей угощать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху.
-И Ивану блин, и Степану блин, - Левая рука поворачивается ладонью вверх,
Да и Андрею блин, большой палец правой нажимает на
подушечки каждого пальца, начиная с
большого, как бы кладя блин.
Да и Матвею блин, - Большой палец правой нажимает на
подушечки каждого пальца, начиная с
большого, как бы кладя блин.
А Митрошечке – мятный пряничек!
- Большой палец правой руки нажимает на
мизинец четыре раза.
Стала Маша гостей провожать:
- Пальцы правой руки загибают пальцы левой
ладони, начиная с большого.
-Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А, Митрошечка, моя ты крошечка, - Три первых пальца правой руки ласково
Да ты побудь со мной ещё немножечко! оглаживают мизинец левой сверху
донизу.
8 комплекс упражнений
«Как у Маши угощенье»
1. Артикуляционная гимнастика.
Как у Маши угощенье –
Очень вкусное варенье!
Язычок пусть угощается,
Кушает и не стесняется.
И мы попробуем варенье
Машенькино угощенье.
«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.
«Ешь не тянись, а работай – не ленись».
В чашку чаю мы нальём
И варение запьём.
«Чашечка» – рот широко раскрыть, язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15сек.
«Чай пить – не дрова рубить».
2. Пальчиковая гимнастика.
Кто не хочет чай горячий,
Есть кисель у Маши яблочный.
Бабушка кисель варила
И ребяток угостила.
«Киселёк» – русская народная игра.
Бабушка кисель варила - Правая рука «помешивает кисель».
На горушечке, - Кончики пальцев рук соединяются, руки расходятся
углом.
В черепушечке - Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-
черепушечку.
Для Андрюшечки. - Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок - Ладони скрещиваются, большие пальцы рук
зацепляются.
Через бабушкин порог. - Скрещенные ладони помахивают, как крылья.
Вот он крыльями забил, - Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем
Бабушкин кисель разлил. - Вытягиваются вперёд и вниз, пальцы
растопыриваются.
Вот и нету киселька - Руки разводятся в стороны.
В черепушечке - Руки снова показывают горшок-черепушечку.
У старушечки
На горушечке. - Руки вновь показывают горку.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» - Руки «утирают» слёзы.
Не плачь, бабка, не рыдай! - Указательный палец правой руки грозит бабке.
Чтоб ты стала весела, - Правая рука снова «помешивает» кисель.
Мы наварим киселя
Во-о-от столько! - Руки расходятся широко-широко в стороны.
3. Музыкальная стимуляция.
А на наше на застолье
Прилетели пчёлки с поля.
Пчёлки нам медок несут,
И гудут, гудут, гулдут.
Попевочка:
Пчёлки, пчёлки, гудут, гудут.
Пчёлки, пчёлки, медок несу.
Пчёлки, пчёлки в поле идут.
Пчёлки с поля медок несут.
Ритм: дада до до дада до до до
дада до до дада до до до
до до до дада до до до
до до до дада до до до
9 комплекс упражнений
«Как у нашего кота»
1. Артикуляционная гимнастика.
Все поели и попили.
Бабушку благодарили
За кисель и за варенье,
И за вкусненькое угощенье.
«А коток, коток, коток, кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок и запрятал в уголок.
А бабушка догнала и за ушко подрала».
Кот на бабушку сердит,
Выгнул спину и стоит.
Покажите мне, ребята,
Как спина его горбата?
«Котик сердится» – рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается.
Жалко на него смотреть,
Кота надо пожалеть.
Погладим котика немножко.
Бедный, бедный котик-крошка.
«Пожалеем котика» - зубами «скользить по «сердитой киске» (по языку) сверху вниз.
«Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глаза смелые. Зубки белые.
Выйдет котик в огород – всполошится весь народ.
И петух, и курица с деревенской улицы
Станут котю в гости звать, станут котю угощать».
Молочка ему налейте.
Да смотрите, не жалейте.
Кушай, котик, не сердись,
Да на печку заберись.
«Котик лакает» – рот открыт, губы в улыбке, широкий распластанный язык выдвигается на нижнюю губу, затем, приподняв боковые края и кончик, образует «чашечку». Чашеобразный язык втягивается в рот, к центру твёрдого нёба.
2. Музыкальная стимуляция.
«Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл.
На печи калачи, как огонь горячи.
Пряники пекутся, коту в лапки не даются».
Попевочка:
Цыть, цыть, не плачь.
Несёт котик калач.
Недалечко на мостике
Несёт калач на хвостике.
Ритм: ци ци ци ци
цоцо ци ци ци
цоцо цоцо цоцоцоцо
цоцо цоцо цоцоцоцо
3. Пальчиковая гимнастика.
Язычок наш отдыхает
В горнице сидит вздыхает.
Тишина кругом стоит.
Маменька на печке спит.
«На постой» – русская народная игра.
Ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы – папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы – солдаты (говорят басом) скрещенные большие пальцы – порог избы.
Раздаётся стук.
Солдаты: - Тук-тук! - Указательные пальцы постукивают друг о
друга.
Дети: - Кто там? - Постукивают друг о друга мизинцы.
Солдаты: - Два солдата пришли переночевать!
- Постукивают указательные пальцы.
Дети: - Спросим у мамы. Мама! - Постукивают мизинцы.
Мама: - Что дети? - Постукивают безымянные.
Дети: - Два солдата пришли переночевать!
- Постукивают мизинцы.
Мама: - Спросите у папы! - Постукивают безымянные.
Дети: - Папа! - Постукивают мизинцы.
Папа: - Что, дети? - Постукивают средние пальцы.
Дети: - Два солдата пришли переночевать!
- Постукивают мизинцы.
Папа: - Впустите! - Постукивают средние пальцы.
Дети: - Входите! - Постукивают мизинцы.
Солдаты: - Ах, какая благодать, нас пустили ночевать!
- Указательные «пляшут», совершая
перекрёстные движения.
Солдаты: - Войдём! - Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами
к груди. Затем следует быстрый полуоборот
рук так, чтобы соприкоснулись тыльные
стороны ладоней. Руки вытягиваются вперёд.
10 комплекс упражнений