Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 425

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Методы и приемы. Лю­бое занятие в детском саду естественно строить на фоне необычной ска­зочной ситуации, используя игровые и сюрпризные моменты. В работе с детьми необходимо использовались хорошо знакомые сказки для всех возрастных групп. Такой вид работы легко позволяет интегрировать деятельность детей с другими предметами.

Игровые упражнения подбираются в соответствии с уровнем подготовки детей по общепринятым в детском саду курсам и возрасту.

Тематический план и содержание занятий


Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве расположения предметов.

2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3. Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.

4. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах.

5. Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Репка».

Загадки о репке.

Стихотворение Г. Кружкова «Грозная хозяйка».

Оборудование: картинки с персонажами героев сказки.

Варианты игровых упражнений:

1. Игра «Что изменилось?»

2. Игра «Кого не стало?»

3. Игра «Кто лишний?»

4. «Что случилось бы, если ... ?»

5. «Весёлые задачи».

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Задачи:

1.Развивать слуховое и зрительное внимания и память.

2.Закреплять умение наблюдательности и ориентироваться в пространстве.

3.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

4.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.

5.Развивать желание детей фантазировать при создании искусственных ситуаций, возникающих в «новой» сказке.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Колобок».

Загадка и дразнилка о Колобке.

Стихи М. Дружинина «Сел медведь…», Л Яковлева «Прошла лисица…».

Оборудование: персонажи сказки в виде аппликаций из кругов и овалов, картинки с персонажами этой сказки и картинки "ёж с яб­локами", "медведь с барабаном", "лиса с мухоморами (или с другими предметами).

Варианты игровых упражнений:

1. «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2. «Кругосветное путешествие».

3. «Сказка та же, герои другие...»

4. «Передай через рисунок своё отношение...»

5. Игра «Загадай героя сказки».

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Задачи:


1.Развивать воображение.

2.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов разных форм, цветов и размеров, соотношению их частей.

3.Формировать умение логически мыслить, рассуждать при решении проблемных задач.

4.Развивать и корректировать зрительно-пространственное ориентирование.

5.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.

6.Обучить головоломке «Колумбово яйцо», развивать комбинаторные способности.

7.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Загадки про яйцо, цыплёнка, курицу.

«Весёлые задачи».

Оборудование: персонажи сказки, иллюстрация к сказке; геометрические фигуры, разных форм и размеров; чертёж «колумбова яйца», курочки, разрезанные части этого яйца.

Варианты игровых упражнений:

1. Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

2. «Вместе прочитаем сказку».

3. Игра «Колумбово яйцо» (головоломка).

4. Игра «Чего не стало?»

  1. «Поход на птичий двор».

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Задачи:

1.Развивать и корректировать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве и на плоскости.

2.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх.

4.Учить играть с загадками, создавать их.

5.Развивать воображение.

6.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.

7.Обучить головоломке «Танграм», развивать комбинаторные способности.

8.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Теремок».

Загадки про животных из сказки.

Оборудование:картинки с персонажами героев сказки.

Варианты игровых упражнений:

1. См. варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».


2. "Что случилось бы …?

3. Игра "Загадай героя".

4. Игра «Танграм».

5. «Словесные игры».

  1. «Игровое упражнение с пальчиками».


Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Задачи:

1.Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение.

2.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3.Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении.

4.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.

5.Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Снегурочка».

Загадки про зиму, снег и т.д.

Пословицы, поговорки.

Весёлые задачи.

Физкультминутка «Мороз».

Оборудование:иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.

Варианты игровых упражнений:

1. «Когда это бывает...»

2. «Снеговики»

3. «Кто лишний и почему?»

4. Игра «Времена года».

5. Игра «Разные снеговики».

6. «Весёлые задачи».

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Задачи:

1.Формировать умение логически мыслить и рассуждать при решении проблемных задач.

2.Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся величиной.

3.Развивать комбинаторные способности, воображение.

4.Обогащать словарный запас детей.

5.Совершенствовать внимание и память детей, ориентирование в пространстве.

6.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Три медведя».

Загадки и задачи про дары леса.

Пословицы, весёлые задачи.

Стихи М. Масленниковой «Медвежонок», М. Яснова «Медвежонок».

Оборудование: картинки с персонажами сказки, с тремя ложками, тарелка­ми, с кроватями, стульями для фланелеграфа (магнитной доски).

Варианты игровых упражнений:

1. Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2. Игра «Складываем медвежат».

3. Игра «Геометрическая мозаика».

4. «Весёлые задачи».