Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Для исполнения в спокойном темпе произведение не представляет никакой сложности. Проигрывая каждую часть многократно, постарайтесь сдвинуть темп до подвижного.

«На мосточке»

Через мост перейти надо нам, ребята.

Мы идем в дальний лес – там грибы, маслята.

А на мостик волк нас не пускает.

На мосту он серый отдыхает.

4. Огонь борьбы

Святочные игры «Баба-Яга», «Олень».

В инструментовке русской народной песни «Баба-Яга»особого внимания требуют партии ударных. Все остальные адресованы начинающим исполнителям и не представляют особой сложности для разучивания. У балалаек – аккомпанемент на слабые доли такта, у гармоники – простая подголосочная партия, ритмически повторяющая партию трещоток.

Ритмический рисунок мелодии у солирующего аккордеона будет меняться в зависимости от текста песни – обратите на это внимание исполнителя. При необходимости, спойте и сыграйте мелодию вместе с детьми с начала до конца несколько раз.

Одноименная игра относится к числу подвижных, поэтому после заучивания партии наизусть, постарайтесь добиться от исполнителей быстрого темпа.


«Баба-Яга»

Баба-Яга – костяная нога,

Нос крючком, волоса торчком.

За селом с помелом,

Печку топила, кашку варила,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла в огород – рассмешила весь народ.

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Святочная игра «Олень»– это один из вариантов игры в фанты. «Олень» выбирается по считалочке и отворачивается от всех остальных участников. Ведущий собирает фанты в шапку, после этого пропевается песня вокруг «оленя».

«Олень»

Сидит олень, сидит молодой,

Под кустичком, под березничком.

- Тепло ль те, олень?

Студено ль те, олень?

- Да не так тепло.

Да не так студено.

Приоденьте меня, приокутайте.

Что с девицы платок,

Что с красавицы платок,

С молодца-кудрявца – опоясочка.

- Олень, олень, что этому фанту сделать? (Выкуп фантов).

- Выкупай-ко да свои платки, да выручай-ко опоясочки!

После этой песни исполняются желания «оленя». Если «олень» доволен выкупом, он разрешает забрать свой фант (кольцо, поясок, платочек и т. д.).

В инструментовке святочной игры «Олень»одна музыкальная фраза, повторяясь многократно, походит у разных инструментов. В каждой партии сольные фрагменты чередуются с простым аккомпанементом на сильные доли такта. У баяна – «педальные аккорды», на фоне которых звучит мелодия.

Партии ударных инструментов можно исполнить в данном виде или изменить, исходя из возможностей музыкантов ансамбля. Предложите детям придумать собственные варианты аккомпанемента ударных и шумовых инструментов.

После разучивания партий и сводной репетиции, обратите внимание музыкантов на то, что они аккомпанируют вокальной группе и мелодию обязательно должно быть слышно на фоне играющего ансамбля. Посвятите этому отдельную репетицию. Петь могут как участники игры, так и сами музыканты.

5.Масленичные костры

Русская народная песня «Я на горку шла».

Инструментовка русской народной песни «Я на горку шла»построена на перекличках разнотембровых инструментов. В куплете соло исполняет балалайка-прима (приемом бряцание). В припеве мелодию подхватывают баян и домра. Каждый исполнитель должен четко знать за кем и когда он вступает.


Особое внимание обратите на партии ударных, «пройдите» их несколько раз вместе с солистами. Когда все участники ансамбля будут твердо знать свои партии по нотам, можно переходить к их заучиванию наизусть и репетициям с вокалисткой. При необходимости перетранспонируйте все произведение на любой интервал ниже.

«Я на горку шла»

Я на горку шла, решето несла.

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

В решете овса полтора зерна,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Вам я пела и плясала и совсем уж я устала,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

6. Женские образы древнеславянской мифологии

Тиличеева Е. «Мама поет».

В инструментовке детской песенки «Мама поет»сольную партию исполняет баян (ученик – правой рукой), басовая партия (левой руки) написана для педагога. У аккордеона и гармоники – подголосочные партии. Особого внимания требует партия аккордеона, так как в ней встречаются случайные знаки, паузы, пунктирный ритм. По усмотрению руководителя эту партию можно разделить на несколько пультов (по частям, предложениям или тактам).

При разучивании партий и в дальнейшем, при игре в ансамбле, потребуйте от музыкантов соблюдать лиги и нюансировку. На репетиции с вокалистом (или вокальной группой) добейтесь необходимого динамического баланса между солистом и аккомпанирующим ансамблем (аккомпанемент должен быть фоном).


«Мама поет»

Светят звезды ласково над моим окном.

И поет мне песенку мама перед сном,

Самую любимую песенку мою:

«Спи, моя хорошая, спи, моя пригожая,

Баюшки-баю, баюшки-баю!»

7. Весенняя магия славян

Закличка «Жаворонки прилетали».

В детской песенке-закличке «Жаворонки прилетали»одна музыкальная фраза, многократно повторяясь, проходит у разных инструментов на фоне баянных аккордов. Если исполнение аккордов еще недоступно исполнителю, их следует разделить по 2 звука (на интервалы) для 2-3 баянистов-аккордеонистов.

После проведения основной темы у домр и балалаек ее можно доверить свирелям, цитрам, аккордеону и т.д. – до конца заклички.

Аккомпанемент на слабые доли такта у цитр необходимо сначала выучить отдельно, а затем сыграть вместе с солирующими инструментами.

«Жаворонки прилетали»

Жаворонки прилетали, весну-красну отмыкали,

Серы-снеги покатились, в речках воды появились.

Вы не троньте песок, не тупите свой носок,

Пригодится ваш носок на овсяный колосок!

Раздел 4. Мифы о воде

1-2. Вода-волшебница

Некрасова Л., Тиличеева Е. «Дождь».

Русская народная песня «На улице дождь, дождь».

В детской песенке «Дождь»сольная партия исполняется струнными и дублируется баяном. Наиболее сложная и интересная партия у аккордеона. В первой части – это аккомпанемент терциями на слабые доли такта, во второй – «перекличка» с баяном и ксилофоном.

При хорошем знании мелодии дети легко запомнят очередность своих вступлений при игре на ударных инструментах.

Басовую партию баяна можно продублировать партией гитары (домры или балалайки-бас).

Данный музыкальный материал достаточно прост для разучивания и игры в ансамбле. Однако подчеркнем, что слаженность игры при большом численном составе участников будет достигнута только при идеальном знании партий каждым из них, на что руководителю следует обратить особое внимание. При выполнении этого условия значительно сокращается время, необходимое для сыгранности коллектива.

«Дождь»


Дождь идет, дождь идет, Дождик скачет на песке,

Он стучит по крыше, Дождик скачет на песке,

И подсолнух у ворот Моет ягоды в леске,

Жадно влагой дышит. И цветы, и травки.

В лужках скачут пузыри Над тропою над лесной

Резвою гурьбою, Дождь висит блестящий.

А над ними – посмотри! – Это дождь идет грибной,

Небо голубое. А не настоящий.

Мелодия русской народной песни «На улице дождь, дождь»состоит из одного повторяющегося предложения.

Первую фразу исполняют домра и балалайка-прима (в терцию), а вторую – баян. Аккомпанируют баян (левой рукой), бубен и балалайка-альт (на слабые доли такта).

Сначала следует разучить сольные партии, затем сыграть их вместе с аккомпанементом. Предложите детям придумать собственную версию аккомпанемента для ударных и шумовых инструментов.

При многократном повторении данную пьесу можно использовать как музыкальную зарисовку или просто фон на комплексных занятиях по русской традиционной культуре.

3. Красная горка и Радуница

Русская народная песня «Ой, да течет речка, речка по песку».

При разучивании русской народной песни «Ой, да течет речка, речка попеску»после разбора каждой из партий, необходимо отследить момент вступления каждого инструмента. Каждый из участников ансамбля должен знать, за кем он вступает и с кем он играет вместе. Произведение нужно разделить на отдельные фрагменты и каждое предложение или музыкальную фразу отрепетировать отдельно.

Партию баяна рекомендуем разделить на два пульта (сольные фрагменты и аккомпанемент аккордами на слабые доли такта). Если аккорды окажутся сложными для исполнителей, разделите их по два звука.

Произведение хорошо звучит в быстром темпе, добиться которого можно только при условии твердого знания партий участниками ансамбля и многократном совместном проигрывании.