Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 508
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Непросто переложить «проживание» и «проигрывание» данной темы на язык театрального искусства. Литературный и исторический материал, отражающий «извечные» вопросы, которыми «дышат» библейские истории и легенды, осваивается через театральное действие.
На третьем году обучения особое внимание нужно уделять непрерывности, логике, последовательности, завершенности сценического действия. Необходимо постоянно тренировать память внутренних восприятий и эмоциональную память учащихся. Главная задача учеников - учиться умению общаться на сценической площадке, где главным является взаимосвязь партнеров, их взаимозависимость друг от друга и от предлагаемых обстоятельств. Дети должны учиться органично действовать в осложненных предлагаемых обстоятельствах, уметь оправдывать любое необычное физическое самочувствие. «Язык» театра еще более оживит, одухотворит, приблизит то, что живет в душе каждого человека, живущего «На Святой Руси».
Четвертый год обучения, «Россия в зеркале мировой культуры», нацелен на художественно-творческое восприятие учащимися истории и культуры театра в рамках мировой художественной культуры и русского театра в частности.
Постижение материала носит многофункциональный характер, предполагающий осмысление теоретико-интеллектуального пласта истории и культуры театра: повышение интереса у учащихся не только к истории театра, но и к историческим ценностям своего отечества, к мировому процессу развития человечества в целом; формирование свободной и общительной личности, способной художественно-творчески осмыслить духовный мир человека; знакомство «изнутри» с природой театрально-исполнительского искусства; приобретение навыков художественно-театрального мастерства.
Особенностью этого года обучения является многоплановое раскрытие тем через эмоционально-образные моменты и импровизационно-игровую деятельность детей в системе различных форм и методов обучения и воспитания. Это игры-дискуссии, сцены-импровизации, представления-драматизации, викторины, экскурсии, путешествия по лабиринтам, кроссворды, отдельные театральные постановки. Основной принцип - игра-драматизация как органический творческий процесс усвоения иллюстративно-познавательного материала.
В основе театральных программ лежат учебно-тренировочные упражнении, развивающие игры, формирование навыков коллективной работы и тренировка произвольного внимания, освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности и формирование представления об образе героя в театре.
Нам показалась интересной идея реализации всех этих и других задач через постижение младшими школьниками русской традиционной художественной культуры, ее художественных образов-архетипов.
Сквозные образы-символы природных стихий задают художественно-экологическую направленность курса и , одновременно, связывают его содержание с древнейшими пластами русской культуры и национальными образами мира.
Основное содержание курса
«Земля моих предков» (64 часа)
1 класс
Раздел 1 Земля-красавица (16 часов)
Тема 1. Про то, как волшебница Осень землю раскрасила (2 часа)
Осеннее многоцветье. Буйство красок. Многоликость осенней земли - в красках, звуках, формах, настроениях. Чудесная история о том, как осень раскрасила землю в золото.
Картина А. Грицая "Летний сад". Рассматриваем листья, в зависимости от их формы и цвета фантазируем: крепкий и кряжистый дуб, гордый и высокомерный клен, испуганная и трепетная осинка, добрая и щедрая рябина.
Музыкально-пластические импровизации: "Дубовые кроны", "Аллея кленов", "Осиновая рощица", "Рябины на опушке леса», "Осенний лес". Импровизируя, меняем обстоятельства места действия: светит солнце, дует холодный ветер, стоит густой туман, пошел дождь, спустилась ночь. Стихотворение И. Белоусова "Осень".
Подвижная игра «Ветерок и шаловливые листья».
Театральные игры-этюды: "Дворник и листья», «Девочка и букет», «Гербарий».
Театр рук. Превращение «волшебной руки» в разные цветы: астру, георгин, гладиолус, бархатец. Групповые этюды из волшебных рук "Букеты осени". Конкурс на самое интересное пластическое решение, яркий художественный образ, придумывание названия своего букета.
Веселая перекличка имен. Разноцветье среди нас. Изменения настроения в зависимости от цвета волос, глаз, одежд, обуви.
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Осень - вкусное время года, кладовая Матушки-Осени. Образ Осени-хозяюшки, дарящей людям плоды земли: овощи и фрукты.
Отгадывание загадок о фруктах и овощах.
Игровая артикуляционная разминка «Попробуем дары осени». Стихотворение Н. Кончаловской "Про овощи".Пластические этюды-загадки: "Что выросло в саду?", "Что созрело на грядке?"Игра «Волшебный мешочек».Понятие трех видов ритмов: медленного, среднего, быстрого. Этюд: знакомство овощей на грядке друг с другом, когда все только что проснулись, днем, когда их поливает хозяйка, вечером, когда овощи неожиданно срывают с грядки дети.Музыкально-пластические этюды-импровизации на тему сказки Джанни Родари «Чипполино»: медленно и грустно кум Тыква таскает кирпичи для своего домика, принц Лимон командует парадом своих солдат, грузно передвигается после сытного обеда сеньор Помидор, весело шагает Чипполино, грациозно танцует симпатичная Редисочка.
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Образ заботливой матушки Земли-кормилицы. Картина Т. Яблонской '"Хлеб".
Словесные игры-упражнения с поговорками о хлебе: найти вторую часть, закончить, начать, по-разному произнести (громко или тихо, утверждая, удивляясь, радуясь, грустя).
Массовые пластические импровизации: «прорастание зерна в хлебный колос». «Прорастание» из разных точек тела - от макушки, головы, лба, носа, затылка, кисти руки.
Картина И. Шишкина "Полдень".Массовый этюд «Золотые колосья пшеницы». Умение равномерно «распределить себя» в пространстве: «колосья растут» кругом, рядами, вразнобой, полукругом.
Понятие «рабочего» полукруга. На что это похоже (на банан, радугу, улыбку, полумесяц...)?
Игра "Соберемся все дружно в снопик". Упражнение на выполнение заданного ритма, чувство партнера, организованность, коллективность и законченность действия.
Стихотворение Ю. Жадовской "Нива".
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Образ осеннего леса - щедрого, мудрого, рачительного Хозяина.
Массовая игра «Путешествие в лес поездом». Одновременное выполнение действий: едем медленно - в горку, быстро - под горку, змейкой -между деревьями, постепенно увеличивая скорость - набираем ход, резко тормозим - олень на дороге, подпрыгиваем - по кочкам, осторожно, чтобы не утонуть в болоте, тихо - не разбудить бы хозяина леса, медведя.
Этюд-импровизация «В солнечном осеннем лесу». Превращаемся в пещеры, коряги, горы, озера, ямы, болотные кочки, деревья, кусты.
Музыкально-пластические импровизации "В царстве грибов": крепкий, коренастый, уверенный в себе гриб-боровик, красавчик-красноголовик, гордо держащий свою шляпку, скромный и ранимый, прячущийся за пенек опенок, симпатичная и лукавая кокетка-сыроежка, воображала-лисичка, задавака-мухомор, ядовитая и глупая поганка.
Конкурс словесных портретов «Кого из грибов Хозяин-лес больше всего любит?»
Упражнения со стульями, Стулья-коряги. Распределение их в пространстве по заданному рисунку. Возле них "прорастают" кусты разных ягод.
Аукцион "Кто больше назовет осенних даров леса?"
Игра "Кто быстрее и больше соберет грибов в свою корзину?"
Стихотворение А. Акимцева "Дедушка-туман".
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Капризы осенней природы. Дождь как слезы осени. По-разному пытаемся выразить два лика осени - веселой затейницы и грустной печальницы: через физические действия, пластику тела, с помощью «волшебных» рук, через мимику, голосовые импровизации. Понятие ритма.
Упражнение "Падающие капли дождя" в заданном ритме. Стихотворение Г. Сапгира "Тучи".Этюд-упражнение на оправдание места действия и предлагаемых обстоятельств: «Я заблудился в осеннем лесу. Смеркается. Страшно и жутко. Льет дождь». Поиски выхода из создавшейся ситуации.
Работа по картине Ф. Васильева "Перед дождем".
Поэтические образы дождя в стихах. Р.Седов "Дождик". Соединяем слово и движение.
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Праздник Осени.