Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 672

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Прибаутки балаганных и карусельных зазывал. Упражнение на голос, словесное действие.

Смешные клоуны. Раусы. Разыгрывание сценок: «Фома и Ерема», «Уля и Филя».

«Небывальщины». Словесные и пластические фантазии-этюды.

«Веселый балаган». Этюды-импровизации жонглеров, фокус­ников, акробатов, канатоходцев, клоунов.

Раздел 3. Творческое горение (20 часов)

Тема 1. Веселые маски комедии дель арте (2 часа)

Герои странствующего театра комедии в Италии: Арлекин, Панталоне, Коломбина, Пьеро, Доктор. Костюмы, полумаски, сюже­ты. Просмотр репродукций.

Театр импровизации персонажей-масок.

Понятие жанров «буффонада» и «гротеск». Творческие задания.

Разыгрывание сцен в стиле комедии дель арте.

Тема 2. Великий Шекспир и его театр «Глобус» (2 часа)

Рождение театра «Глобус» в Англии. Путешествие по страни­цам книги «Развлечения» из серии «Штрихи времени».

Драматургическое творчество Шекспира. Разыгрывание сцен, эпизодов, диалогов, монологов из его пьес.

Тема 3. Шаг в другую эпоху (4 часа)

Комедийная хоромина. Театр при царе Алексее Михайловиче.

1613 год - Потешная палата при Михаиле Романове.

Импровизированные этюды-сцены «В потешном чулане».

Время царствования Алексея Михайловича - пролог к Петров­ским реформам. Боярин Артамон Матвеев и его «Журфиксы» 1672 г. (премьера в селе Преображенском). Короткая история первого светского театра в России. Просмотр репродукций.

Массовая игра-драматизация «Представление в комедийной хоромине».

Тема 4. Начало нового века (2 часа)

Российские Афины, свадьбы, маскарады, ассамблеи.

Измайловский зверинец - этюды на. «зерно» зверя.

Проигрывание эпизодов из «шутовской свадьбы».

Указ о стиле одежды. Пробуем создавать эскизы.

Этюды по теме «Придворный этикет».

Школьные представления и большие празднества. Массовые театральные игры-действа.

Тема 5. «Петрова дщерь» Елизавета (2 часа)

Август 1756 г. Федор Волков и первый государственный театр. Ярославский период зарождения театра. Театр на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.Столичная жизнь. Творчество Фе­дора Волкова. Судьба московской антрепризы.


Этюды-сцены по книге Л. Стариковой «Театральная жизнь старинной Москвы».

Своеобразная манера игры на русской сцене. Этюды, упраж­нения.

Тема 6. Домашние театры (2 часа)

Актеры и их хозяева. Крепостной театр в России как единственное явление в Европе.

«Кусково» - миф XVIII века. Воздушный театр в кусковском рае.

Уникальность крепостного театра Шереметева в Останкино. Прасковья Жемчугова.

Театр князя Юсупова в Архангельском.

Экскурс-путешествие по музеям (буклетам): Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Останкинский дворец-музей, Архангельское, Абрамцево.

Тема 7. Петербург и Москва. Столичные театры (2 часа)

Театр на Царицином лугу. Эрмитажный театр, Большой ка­менный, Александринский в Петербурге. Большой (Петровский) и Ма­лый театры в Москве. Путешествие по репродукциям.

Александр Сумароков и классическая трагедия.

Сцены-импровиэации из трагедий «Хорев», «Дмитрий Самозванец».

Жанры в театре: комическая опера, романтический балет, ме­лодрама, водевиль. Этюды-импровизации.

Тема 8. Великие имена русской сцены (4 часа)

Драматурги, режиссеры, актеры: Н. Гоголь, М. Щепкин, А. Островский. Ф. Шаляпин и частная опера С. Мамонтова.

Русские се­зоны в Париже. К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко и Мос­ковский художественный театр. Камерный театр, театр В. Мейерхоль­да. Путешествия по страницам книг.

Диафильмы: «Дом-музей А.Н. Островского в Москве», «Леонидов - трагический актер МХАТа», «Дом-музей М.Н. Ермоло­вой», «Михаил Семенович Щепкин», «Воспоминание о Камерном теат­ре".

Экскурсии в музеи Москвы: «Дом-музей К. Станиславского». «Квартира-музей Вл. Немировича-Данченко», «Дом-музей Ф. Шаляпи­на».


Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Разные жанры. «Человеческий театр»: опера, балет, оперетта, мюзикл, пантомима.

Определение жанра в театре. Игра-импровизация «Один сюжет через разные жанры».

Игра-упражнение. Путешествие по театральному лабиринту.

Прослушивание грамзаписей, просмотр театральных программ и буклетов. Творческие работы.

Выполнение эскизов афиш и программок.Диафильмы: «Рассказ о спектакле», «Театр А. Арбузова».

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Секреты шаманов. Театр теней -• магический театр. Театры на острове Ява. «Китайские тени». Техника изготовления кукол и техника представления в театре теней. Работа с куклой в театре теней.

Изготовление эскизов-кукол. Представления: «Колобок», «Цирк», «Гуси-лебеди».

Театр теней рук. Превращение. Упражнения и этюды. Драма­тические сцены.

Вспоминаем перчаточных кукол. Разыгрывание сцен.

История марионетки. Легенда о куклах на нитках. Куклы-воины из Сицилии. Работа с куклами. Музыкальные этюды и импро­визации.

Чудо-ящик вертеп. История театра-вертепа. Разыгрывание драматических сцен вертепными куклами.

История о тростевых японских куклах, о театре на воде во Вьетнаме, о куклах племени хопи.

Слайд-фильмы: «Кукольные театры мира», «Центральный театр кукол - детям», «Театр зверей Дурова». Творческие задания.

Путешествие по музею кукол в театре С. Образцова.

Работа с масками, карнавальной куклой. Этюды.

О театре-музее восковых фигур. Творческие задания.

Театр. Этюды: «Ожившие предметы», «Перчатки», «Башмаки».

Как сделать домашний театр кукол. Игра «Мастерская».

Веселый КВН «Все про кукол в театре».

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Игра-драматизация «Москва - вчерашняя и сегодняшняя». О развлечениях и досуге москвичей в XIX - XX вв. Впечатления и воспо­минания о театрах, просмотренных спектаклях.

История театральной площади. Слайды, репродукции.

Детские театры: Музыкальный театр им. Н. Сац, ТЮЗ, Театр кукол им. С. Образцова, Театр теней, Театр зверей Дурова. Просмотр буклетов, программок, репродукций, прослушивание грамзаписей.


Этюды-импровизации. Викторина.

Экскурсия в Государственный му­зей детских театров.

Путешествие по страницам книги А. Анисимова «Театры Мо­сквы».

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Театр - творческий коллектив единомышленников. Профессии в театре.

Играем в архитекторов: проектируем и строим театр на столе. Определяем и закрепляем понятия: «зрительный зал», «сцена», «партер», «амфитеатр», «кулисы», «авансцена», «гримерная» и др.

Путешествие по театральной программке. О профессиях в те­атре. Актер - связующее звено между автором, режиссером, зрителем. Роль костюма, грима, реквизита. Театральный грим. Чудесные пре­вращения.

Творческие задания: «В театральных мастерских», игра-викторина «Закулисье...».

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Мы - зрители. Театральный этикет: культура и правила хорошего тона в театре.

Живые картинки в театре. Мини-задания «Как нельзя...»

Этю­ды: «Собираюсь в театр», «Перед началом спектакля», «Мы опоздали», «Когда идет спектакль», «Во время антракта», «Занавес опускается». Показ-анализ. Игра-наоборот.

Жизнь в свете, дома, при дворе. Исторический экскурс.

Игра-показ - инсценировка стихотворения «Театр».

Тема 6. Меценаты театра (2 часа)

Л. Бахрушин и его музей.

Путешествие по книге Н. Думовой «Московские меценаты». Диафильм «А. Бахрушин и русский театр».

Экскурсия в Центральный театральный музей им. А. Бахруши­на.

Тема 7. «Светочи» русского театра (2 часа)

Занятие-итог. Театр - богатство нации.

С.А.Ермолова

НАРОДНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам ВУЗов культуры и искусств, руководителям детских ансамблей русских народных инструментов, а также может быть полезно непрофессионалам – учителям, классным руководителям, владеющим нотной грамотой и навыками игры на каком-либо инструменте, желающим создать творческий коллектив из детей шести-, семилетнего возраста. Помещенный в пособии нотный материал разделен по темам. Он представляет собой простые инструментовки детских и русских народных песен, фольклорных произведений и инструментальных пьес современных композиторов.


К ним дан подробный комментарий партитур:

  • об используемых приемах игры;

  • об особенностях звукоизвлечения на том или ином инструменте;

  • о возможностях упрощения предлагаемых партий с целью разучивания каждого произведения за минимальное количество репетиций и т. д.

Доступность очень важна для быстрого овладения детьми навыками игры на русских народных инструментах и использования данного музыкального материала в качестве иллюстративного на комплексных занятиях по русской традиционной культуре. Любое произведение может стать отдельным концертным номером ансамбля во внеурочное время.

Предлагаемые в партитурах инструментальные составы ансамблей ориентированы, в основном, на небольшие по количеству участников коллективы, и могут варьироваться педагогом в зависимости от наличия инструментария и самостоятельного видения произведения. В большинстве инструментовок аккомпанемент в партиях баяна или аккордеона (для левой руки) предназначен педагогу. Опыт показывает, что на начальном этапе, играя вместе с ансамблем, руководитель придает уверенность начинающим исполнителям.

Иногда нотные примеры в учебнике и инструментованный вариант того же фрагмента в пособии даются в разных тональностях. Это объясняется тем, что в учебнике мы сохраняем тональность оригинала, а в пособии приводим наиболее удобную для исполнения (позволяющую, например, фрагменты сольных или аккомпанирующих партий исполнить на открытых струнах домры, балалайки или гитары). Большое значение имеет исполнительский уровень каждого ребенка и ансамбля в целом. Также немаловажное значение имеет количество учебных часов, отведенных для репетиционной работы, так как разучивание одного и того же произведения у разных коллективов может занять разное количество времени (от одной до нескольких). Распределение музыкального материала по степени сложности и по темам можно считать условным и ориентированным на выбор руководителя детского ансамбля: прослушивание, ознакомление, чтение с листа или разучивание и концертное исполнение.