ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 5103
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Из истории возникновения и развития маркетинга.
1.2. Основные концепции маркетинга.
1.3. Маркетинг в современной экономике.
1.4. Виды маркетинга. Субъекты и объекты маркетинговой деятельности.
1.5. Маркетинговая среда предприятия.
1.6. Основные принципы, функции и методы маркетинга.
1.7. Комплекс маркетинга и его основные элементы.
2.1. Маркетинговая информационная система.
2.2. Маркетинговое исследование, его основные направления и виды.
2.3. Этапы проведения маркетинговых исследований. Методы сбора первичной информации.
2.5. Сегментация рынков, основные признаки сегментации.
2.6. Оценка и стратегии охвата целевых сегментов.
3.1. Потребители и их классификация. Понятия потребности и потребительского спроса.
3.2. Модель поведения потребителя.
3.3. Поведение организации-потребителя на рынке.
4.2. Модель жизненного цикла товара. Маркетинговые решения на стадиях жизненного цикла товара.
4.3. Основные направления товарной политики предприятия.
4.5. Качество и конкурентоспособность товара.
4.6. Принятие маркетинговых решений по упаковке, товарному знаку и сервису.
4.7. Позиционирование товара на рынке.
5.1. Вопросы ценовой политики в маркетинге. Факторы ценообразования.
5.2. Сущность цены и ее функции. Классификация цен.
5.3. Основные стратегии ценообразования.
5.6. Регулирование и модификация цен на рынке.
6.1. Содержание, цели и основные формы маркетинговых коммуникаций.
6.2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее цели, виды и каналы распространения.
6.3. Прямой маркетинг и личные продажи.
6.4. Сущность, виды и методы стимулирования сбыта.
6.5. Связи с общественностью (Public Relations) и пропаганда.
6.6. Выставки как инструмент маркетинга.
7.1. Каналы распределения товаров и их функции. Методы сбыта.
7.2. Классификация посредников. Оптовая и розничная торговля.
7.3. Понятие о распределительной логистике.
8.1. Содержание и основные этапы планирования маркетинга. Понятие о маркетинговой программе.
8.2. Организация маркетинговых служб.
8.3. Виды, показатели и формы проведения контроля маркетинга.
Спрос – это потребность в определенных товарах, выраженная не только в желании, но и в способности приобрести их. Таким образом, спрос – это платежеспособное желание потребителя удовлетворить свою потребность. Производитель должен считаться не только с тем, какое число индивидов испытывает потребность в ее товарах, но и с тем, кто из них пожелает приобрести товар и будет способен удовлетворить свою потребность. В свою очередь, производители оказывают влияние на спрос, предлагая необходимые, привлекательные, желанные и доступные потребителю товары.
Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием факторов социально-экономического, демографического, культурного, национально-исторического, природного, психологического характера. Особое значение для изучения потребителя имеет группа личностно-психологических факторов:
-
Стиль жизни представляет собой определенный тип поведения личности или группы людей, характеризующий устойчивые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Техникой определения, измерения стилей жизни занимается специальная наука – психографика.
-
Статус или социальное положение в обществе, социальная значимость в системе социальных связей и отношений оценивается в таких понятиях как, например, престиж, авторитет.
-
Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, которая отражает мировоззрение личности.
-
Установка – выражает готовность, предрасположенность субъекта, возникающую при восприятии им определенного объекта или ситуации и обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним.
Основная задача специалиста по маркетингу в отношениях с потребителями состоит в выявлении субъектов, принимающих решения о приобретении товаров. Так же важно выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Маркетинговая деятельность, имея дело с целостной системой личных потребностей, заключается в том, чтобы помочь выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность предприятия, а так же способствовать тому, что бы имеющаяся у потребителя потребность планомерно переросла в потребительский спрос.
3.2. Модель поведения потребителя.
Исследование потребителя в маркетинге ставит целью определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. Эти факторы носят экономический, социальный, психологический характер: доходы, цены, групповые интересы, демография, традиции, мотивация и т. п. Одним из подходов в изучении зависимости побудительных факторов и ответной реакции потребителей является моделирование покупательского поведения. При помощи построения модели специалисты по маркетингу пытаются определить – как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы и факторы маркетинга, которые предприятия используют и которые позволяют получить им конкурентные преимущества. Классическая модель потребительского поведения может быть представлена следующим образом:
Рис 3.2.1. Модель Ф.Котлера «Черный ящик потребителя».
В левой части модели представлены побудительные факторы, оказывающие воздействие на человека. Одним из маркетинговых решений является определение основных факторов, побуждающих потребителя купить товар. К ним относят: товар, цену, методы распространения и стимулирования, поставщиков, конкурентов, клиентов, а так же составляющие макросреды предприятия.
Второй блок модели состоит из двух частей: характеристики покупателя и процесса принятия решения о покупке. Наиболее важным, с точки зрения маркетинга, является «процесс принятия решения», который состоит из стадий:
Рис 3.2.2. Процесс принятия решения потребителем о покупке.
Начальной стадией является осознание потребности, которое может быть активным и пассивным. В первом случае покупатель знает, чего он хочет. Во втором – спрос является скрытым, то есть неосознанным, а значит, на него можно влиять, формировать. Главная проблема – определить скрытый спрос, чтобы помочь покупателю осознать свою проблему и убедить, что именно наш товар поможет ее разрешить.
Следующим действием потребителя после осознания им потребности является поиск информации о необходимых товарах или услугах. Получить ее можно из таких источников как:
-
личные контакты (семья, друзья, соседи);
-
коммерческие источники (выставки, реклама, торговые посредники);
-
эмпирические данные (осмотр, изучение или использование товара).
Знание и понимание поведения покупателя во время поиска информации может быть использовано при разработке и реализации стратегии маркетинга.
Заключительный этап моделирования – оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная – наоборот, ослабляет интерес к нему, вызывает раздражение, чувство досады и надолго остается в памяти потребителя.
Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти побудительные факторы вызывают ряд их ответных реакций, связанных с выбором товара, места и времени покупки. Задача специалиста по маркетингу состоит в том, чтобы понять, что происходит в «черном ящике» сознания покупателя между побуждением его к покупке и его ответной реакцией, а так же предсказать возможное воздействие указанных факторов в процессе покупки и потребления товаров.
Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики; видеть, куда и как потребитель обращается за информацией о товаре и помочь ему быстрее и полнее получить интересующие его данные; помочь потребителю принять решение о покупке на основе знаний тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку своего товара потребителем.
3.3. Поведение организации-потребителя на рынке.
Моделирование поведения организаций-потребителей исходит из особенностей принятия решений о закупке товаров производственного назначения (ТПН) закупающей группой специалистов либо агентов. Процесс поведения организаций-потребителей также представляет собой ряд логически взаимосвязанных между собой этапов, таких как:
1. Обычно закупка ТПН начинается с осознания какой-либо потребности производственного процесса, которая может возникать по разным причинам: сырья и комплектующих, новых материалов для обновления ассортимента под влиянием требований рынка; обслуживания оборудования; возможности приобретения товаров с более выгодной низкой ценой и т. п.
2. После осознания проблемы дается обобщенное описание потребности с четким определением количества и качества закупаемых товаров.
3. На следующем этапе проводится оценка характеристик товара с целью сопоставления необходимых затрат с величиной достигаемой полезности.
4. Поиски поставщиков связаны с изучением торговых справочников, поиском информации с помощью электронной информационной сети, по телефону, получением рекомендаций.
5. На следующем этапе запрашиваются предложения от квалифицированных поставщиков. Здесь можно ограничиться просмотром каталогов или беседой с коммивояжером.
6. Важный момент процесса принятия решений о закупках – выбор поставщика. На практике агент или закупочная группа выбирают поставщика, используя различные критерии, например, качество товара, полноту ассортимента, цену товара, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию поставщика и личные с ним отношения.
7. Разработка выдачи заказа связана с окончательным определением характеристик товаров, потребного их количества, условий поставок, гарантии. Часто возникает потребность в формировании долговременных контрактов (хозяйственных связей), направленных на комплексное обеспечение производственных нужд.
8. На заключительном этапе, связанном с оценкой работы поставщика, выясняется действительный результат совершенной закупки и, при необходимости, вносятся соответствующие коррективы. Задача поставщика – неуклонно следить за тем, чтобы покупатель постоянно получал удовлетворение, на которое рассчитывал.
Располагая знаниями о процессе принятия решения по закупкам, производитель товаров промышленного назначения может рассчитать эффективный маркетинговый план, где должен предусмотреть подготовку информации о новинках сырья, технологий, дополнительных услугах, проведении выставок и презентаций, т. е. помочь потребителю сделать выбор, привлечь его на свою сторону.
4.1. Понятие товара в маркетинге. Потребительская ценность товара. Классификация товаров. «Модуль» товара.
Понятие товара в маркетинге. Потребительская ценность товара.
В большинстве стран материальные блага (товары) составляют основной объем производства и предмет маркетинговых усилий. Эти материальные блага, такие как продовольствие, товары широкого потребления, одежда и товары для дома – обычно составляют основу экономики. Товаром в маркетинге считается всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Товар с этой точки зрения – носитель ожидания пользы для продавцов и покупателей, продукт, предназначенный для обмена и потребления. Поэтому производитель должен представлять может ли товар удовлетворить ожидания потребителя.
Товар – это предложение решения проблем потребителя, а для предпринимателя – средство достижения его цели – получение прибыли. В общем смысле товары – это все, что в товаре заложено, и что может быть предложено для удовлетворения человеческих потребностей и нужд. Таким образом, в теории и практике маркетинга под товаром понимается комплекс свойств и характеристик, которые потребитель принимает для удовлетворения своих нужд и потребностей.
К товарам в маркетинге могут быть отнесены как товары в узком смысле, т. е. материальные продукты, которые после изготовления могут храниться, транспортироваться, неоднократно переходить от одного владельца к другому, так и услуги. Но услуги составляют особую и очень важную разновидность товара. Они отличаются от товара следующими особенностями: услуги неотделимы от своего производителя, они не могут ни храниться, ни транспортироваться (т.е. они нематериальны), всегда уникальны, их качество зависит в большей степени от квалификации производителя; на услуги трудно установить качественные стандарты, услуги не тиражируются и не копируются.
Товар обладает определенными признаками, от которых потребитель ожидает, что они решат его проблемы, т. е. будут ему полезны. Польза товара может усматриваться в удовлетворении определенных первичных потребностей или функции (например, утоление голода, жажды, передвижение), а также в реализации достижения вторичных мотивов (престижа, признания, самоутверждения, хорошего самочувствия). Часто товар создает как первичную (основную), так и вторичную (дополнительную) пользу. Иногда дополнительная польза даже преобладает. Поэтому товар будет иметь успех только тогда, когда он представляет ценность для целевого потребителя и приносит ему удовлетворение. Покупатель, полагаясь на свое восприятие, выберет из конкурирующих предложений (товаров) то, которое с его точки зрения обладает наибольшей ценностью. Можно определить эту ценность как отношение между тем, что потребитель получает, и тем, что он отдает. Приобретая товар, потребитель получает некие выгоды, и принимает на себя определенные издержки. Выгоды потребителя подразделяются на функциональные и эмоциональные, а издержки включают в себя денежные затраты, временные, энергетические и материальные. Таким образом, ценность товара определяется как отношение выгоды к издержкам. Производитель имеет возможность повысить ценность товара для покупателя несколькими способами.
-
увеличить выгоды потребителя;
-
сократить издержки покупателя;
-
добиться увеличения выгод и сокращения издержек;
-
обеспечить пропорционально большее, в сравнении с ростом затрат, увеличение выгод;
-
добиться пропорционально меньшего, в сравнении с сокращением издержек, уменьшения выгод.
Классификация товаров.
Классифицировать товары возможно по целому ряду признаков, например:
1. С учетом своего назначения товары подразделяются на:
-
товары индивидуального потребления (потребительские товары), предназначенные для удовлетворения личных потребностей, семейного или домашнего использования;
-
товары производственного назначения, предназначенные для использования в производстве других товаров и услуг в хозяйственной деятельности предприятий.
2. При выработке стратегии маркетинга товары классифицируются по определенным признакам, в частности среди потребительских товаров (товаров индивидуального потребления) в зависимости от длительности пользования выделяют следующие группы:
-
товары длительного пользования (автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д.), приобретаемые сравнительно редко;
-
товары кратковременного пользования (продукты питания, косметика, моющие средства);
3. В зависимости от покупательских особенностей потребительские товары подразделяют на следующие группы:
-
товары повседневного спроса – это товары, которые потребитель покупает часто, без длительных раздумий. Это может быть зубная паста, мыло, газеты, сигареты. Многие из таких товаров находятся в узлах расчета в магазинах, клиенты не тратят на их покупку много времени.
-
товары предварительного выбора – это такие товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, основные электробытовые приборы).
-
товары пассивного спроса – товары, которые потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке (страхование жизни, энциклопедии).
-
товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками и/или отдельные фирменные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (конкретные марки и модели модных товаров, некоторые медицинские товары, дорогая одежда, коллекционные вина, фотооборудование, и т. д.).
-
товары импульсивного спроса…
4. По приоритетности потребностей у потребителя выделяют:
-
товары, удовлетворяющие физиологические потребности;
-
товары, удовлетворяющие духовные потребности;
-
товары, обеспечивающие безопасность.
5. По новизне могут быть выделены товары:
-
новые товары для региона,
-
новые товары для определенного сегмента рынка,
-
новые товары для отрасли, предприятия, фирмы;