ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 5101
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Из истории возникновения и развития маркетинга.
1.2. Основные концепции маркетинга.
1.3. Маркетинг в современной экономике.
1.4. Виды маркетинга. Субъекты и объекты маркетинговой деятельности.
1.5. Маркетинговая среда предприятия.
1.6. Основные принципы, функции и методы маркетинга.
1.7. Комплекс маркетинга и его основные элементы.
2.1. Маркетинговая информационная система.
2.2. Маркетинговое исследование, его основные направления и виды.
2.3. Этапы проведения маркетинговых исследований. Методы сбора первичной информации.
2.5. Сегментация рынков, основные признаки сегментации.
2.6. Оценка и стратегии охвата целевых сегментов.
3.1. Потребители и их классификация. Понятия потребности и потребительского спроса.
3.2. Модель поведения потребителя.
3.3. Поведение организации-потребителя на рынке.
4.2. Модель жизненного цикла товара. Маркетинговые решения на стадиях жизненного цикла товара.
4.3. Основные направления товарной политики предприятия.
4.5. Качество и конкурентоспособность товара.
4.6. Принятие маркетинговых решений по упаковке, товарному знаку и сервису.
4.7. Позиционирование товара на рынке.
5.1. Вопросы ценовой политики в маркетинге. Факторы ценообразования.
5.2. Сущность цены и ее функции. Классификация цен.
5.3. Основные стратегии ценообразования.
5.6. Регулирование и модификация цен на рынке.
6.1. Содержание, цели и основные формы маркетинговых коммуникаций.
6.2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее цели, виды и каналы распространения.
6.3. Прямой маркетинг и личные продажи.
6.4. Сущность, виды и методы стимулирования сбыта.
6.5. Связи с общественностью (Public Relations) и пропаганда.
6.6. Выставки как инструмент маркетинга.
7.1. Каналы распределения товаров и их функции. Методы сбыта.
7.2. Классификация посредников. Оптовая и розничная торговля.
7.3. Понятие о распределительной логистике.
8.1. Содержание и основные этапы планирования маркетинга. Понятие о маркетинговой программе.
8.2. Организация маркетинговых служб.
8.3. Виды, показатели и формы проведения контроля маркетинга.
Объекты маркетинга.
К основным объектам маркетинга принято относить:
1. Материальные товары – подразделяются на товары индивидуального потребления, производственного назначения, товары для государственных и социальных нужд.
2. Услуги (бытовые, производственные, финансовые, транспорта и связи, социальные, интеллектуальные и др.) – они нематериальны, их невозможно перед приобретением потрогать, пощупать, они непостоянны по качеству, поскольку зависят от конкретного исполнителя и трудно поддаются стандартизации. Их нельзя заготовить заранее и складировать в ожидании сезонного роста спроса.
3. Идеи (включая прогнозы и сценарии развития, проекты, технологии, патенты, ноу-хау) – как объекты маркетинга тесно связаны с интеллектуальными услугами. Они еще более нематериальны и испытывают потребность в «материализации» задолго до момента принятия решения о покупке. Маркетинг идей сильно зависит от развитости правового обеспечения авторских приоритетов.
4. Предприятия и организации – как категорию объектов маркетинга можно подразделить на проектируемые и действующие. Речь может идти об организационных структурах и моделях, правах, льготах и других атрибутах организации. Весомый компонент организации – ее основные фонды и оборотные средства. Именно они оцениваются в ходе приватизации или изменения формы собственности. Так же объектом маркетинга является имидж организации на рынке. Он способен радикально повлиять на рыночную оценку основных фондов. Имидж организации символизируется фирменным, товарным (торговым) знаком или знаком обслуживания фирмы. Не случайно право собственности на такой знак, если он широко известен, может быть продано по цене, существенно превышающей стоимость основных фондов.
5. Личности – где речь может идти как о довольно масштабном рынке трудовых ресурсов, так и об отдельных выдающихся личностях и коллективах в таких сферах, как политика, культура и искусство, наука, образование, медицина, спорт и др.
1.5. Маркетинговая среда предприятия.
В процессе рыночной деятельности каждое предприятие как экономическая система открытого типа вступает в определенные взаимоотношения со своей внешней средой и окружением. Возникает некое новое расширенное системное образование, которое функционирует как единое целое. Многие отмечают, что успех предприятия на рынке зависит не только от деятельности самого предприятия, но он оказывается тесно связан с тем, что в теории и практике маркетинга принято называть маркетинговой средой.
Маркетинговая среда предприятия представляет собой совокупность различных факторов, субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности устанавливать и поддерживать с потребителями отношения успешного обмена и сотрудничества.
Маркетинговая среда представлена ближним и дальним окружением: макро- и микросредой. Критерием разделения этих понятий является степень возможности предприятия оказывать адекватное обратное воздействие на различные элементы своей маркетинговой среды.
Микромаркетинговая среда представлена субъектами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию потребителей и клиентов:
-
акционеры и собственники предприятия;
-
партнеры по производственной и коммерческой деятельности;
-
поставщики – организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятие необходимыми материальными и др. ресурсами;
-
торговые предприятия и посредники, помогающие в продвижении, сбыте и распространении товаров среди потребителей;
-
потенциальные и реальные потребители предприятия;
-
конкуренты, изучение которых дает предприятию возможность выбора наиболее успешной стратегии конкурентной борьбы;
-
контактные аудитории – организации или общественные группы, проявляющие интерес к предприятию или оказывающие влияние на его деятельность (банки, инвестиционные компании, СМИ, защитники окружающей среды и проч.);
Макромаркетинговая среда представлена факторами более широкого социального плана, определяющими общие условия функционирования предприятия. Они оказывают влияние как на саму фирму и ее деятельность, так и на ее микросреду. На данную группу факторов предприятие может лишь пытаться косвенно влиять, но управлять ими не может. Эти факторы должны тщательно изучаться и учитываться в маркетинговой деятельности предприятия:
-
политические факторы – общеполитическая ситуация как в государстве, так и за его пределами;
-
правовые факторы – законы, нормативные документы государственных учреждений, различных общественных организаций и объединений;
-
экономические факторы – состояние, развитие, направленность и темпы роста экономики на территории государства, уровень цен, инфляции, безработицы;
-
социально-культурные факторы – уровень покупательской способности, уровень доходов и сбережений, социальная защищенность, а так же взгляды, ценности, нормы поведения в обществе, особенности менталитета;
-
природно-географические условия – климат, экологическая обстановка, использование природных ресурсов и их воспроизводство, охрана окружающей среды;
-
демографические факторы – численность и плотность размещения населения, половозрастные особенности, динамика рождаемости и смертности, миграция населения и проч.
-
научно-технические факторы – НТП, научные достижения, новые технологии и разработки, новые виды сырья, новшества в производстве, дизайне, конструировании товаров, упаковке, продвижении и т.д.
Степень успеха предприятия на рынке во многом зависит от способности управлять своей микромаркетинговой средой и адаптироваться к изменениям в макромаркетинговой среде.
1.6. Основные принципы, функции и методы маркетинга.
Принципы маркетинга
Принципы маркетинга – это основополагающие правила, положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с этой сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:
1) производить только то, что нужно потребителю, при этом использовать дифференцированный подход как к самим товарам, так и к товарным рынкам;
2) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;
3) организовывать производство товаров только после исследования потребностей потребителей и потребительского спроса;
4) концентрировать усилия на достижении долгосрочного результата в маркетинговой деятельности предприятия;
5) использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей. Это предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, а не отдельных маркетинговых действий;
6) применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;
7) учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;
8) придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке;
9) стремиться к активности, наступательности, даже агрессивности в определенных ситуациях в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа предприятия или товаров на рынке. При этом маркетингу должна быть присуща гибкость, оперативность и адаптивность в условиях конкуренции.
Функции маркетинга
Профессиональные субъекты маркетинга попытались найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций и приведению их в определенную систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков функций маркетинга, каждый из которых включает ряд подфункций:
1. Аналитический блок функций реализуется по следующим направлениям: изучение рынка – исследуются емкость и потенциал рынка, конъюнктура рынка, структура и география рынка, тенденции и процессы развития рынка в будущем, барьеры рынка, состояние конкуренции, а так же возможности и риски. Изучение потребителей – включает изучение потребительского спроса, определение потенциальных и реальных потребителей, потребностей потребителей и их вариаций, возможно группирование потребителей в определенные сегменты, определение мотивов совершения покупки, возможностей потребителей (структуры потребительского дохода). Так же проводится изучение конкурентов – определяются действующие и потенциальные конкуренты, проводится анализ их товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политик, выявляются их сильные и слабые стороны, определяется позиция предприятия относительно конкурентов и стратегия конкурентной борьбы. Аналогично проводится анализ всех элементов маркетинговой среды предприятия или, по мере необходимости, целенаправленные маркетинговые исследования по соответствующим направлениям.
2. Производственный блок функций включает в себя действия и мероприятия, связанные с товарной и ценовой политиками предприятия. Сюда входят – разработка новых товаров и новых модификаций для соответствующих сегментов рынка, организация материально-технического снабжения производства. Так же осуществляется разработка и управление товарным ассортиментом для соответствующих рынков, разрабатываются товарные знаки и подготавливаются брэндинговые мероприятия, проводится политика в области управления качеством и конкурентоспособностью продукции, определяются необходимые сервисные услуги. Ценовая политика основывается на избранной стратегии и методах ценообразования, но в дальнейшем ценообразование будет адаптировано под тот рынок или рынки, на которых будет осуществляться сбыт. Для этого используются методы модификации цен на рынке (наценки и скидки), а так же определяются ценовые пороги и психологические ценовые барьеры.
3. Сбытовой блок функций – напрямую связан с коммуникационной и сбытовой политиками. В упрощенном виде построение системы маркетинговых коммуникаций включает определение целевой аудитории и выбор необходимых форм продвижения (реклама, PR, прямой маркетинг, СТИС и др.) для ее охвата. Политика распределения и сбыта обычно проводится либо с целью углубленного проникновения товара на рынок, либо с целью повсеместного присутствия товара и более широкого охвата потребителей. В этой связи в зависимости от специфики товара, вида рынка и целей предприятия необходим выбор каналов распределения, видов и методов сбыта товаров. Это в свою очередь предопределяет решение проблем по транспортировке и перемещению товаров, складированию и хранению, формированию партий для дальнейшего перераспределения, выбора сети посредников и сбытовиков.
4. Организационный блок функций – его наличие определяется тем обстоятельством, что все вышеперечисленные маркетинговые мероприятия на фирме должны кем-то выполняться. Более того, и аналитический, и сбытовой, и производственный блоки функций должны на предприятии быть взаимоувязаны друг с другом и представлять собой стройную логическую маркетинговую систему, ориентированную на достижение целей предприятия, обеспечение его устойчивого и эффективного развития. Следовательно, к этому блоку функций принято относить – мероприятия по построению маркетинговой структуры (бюро, службы, отдела, департамента маркетинга), информационное обеспечение подсистемы управления маркетингом, действия по организации стратегического и оперативного планирования маркетинга, а так же организацию и проведение контроля маркетинговых мероприятий.
Необходимо отметить, что на некоторых предприятиях малого и среднего бизнеса не всегда имеются ресурсы и возможности в полной мере реализовывать все вышеперечисленные функции маркетинга. В этой связи практики отмечают, что в реализации маркетинговых функций могут принимать участие как активные, так и пассивные субъекты рыночных отношений: производители товаров, посредники, различные специалисты в области маркетинга (рекламные агентства, исследовательские организации), а так же конечные потребители.
Методы маркетинга
Под методом понимается совокупность приемов и способов теоретической и практической деятельности людей, разработанных на основе закономерных связей окружающей действительности. Маркетинг как наука о рынке представляет собой систему понятий, знаний, а так же методов их получения и использования в практической деятельности.
В маркетинге используются общенаучные методы, такие как – анализ, синтез, методы сравнения, сопоставления, наблюдения, классификации, эксперимента, экспертного оценивания и другие. Они позволяют:
-
накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно) информацию о рынке, о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;
-
синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения, производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику;
-
экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения;
-
в соответствии с полученной информацией изменять практику, планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять поведением потребителей, воздействовать на восприятие фирмы и выпускаемой ею продукции другими субъектами рынка.
Необходимо отметить, что маркетинг возник на стыке многих областей знаний, следовательно он может использовать методы этих конкретных наук и научных дисциплин, В этой связи в нем активно реализуются методы экономического анализа и моделирования, статистики и социологии, психологии и психофизиологии, математики, дизайна и эстетики и др. Так, например:
-
методы статистики, и прежде всего статистические данные государственных органов и организаций – используются для оценки емкости рынка и его сегментов, величины и тенденций изменения спроса и др.;
-
методы макро- и микроэкономического анализа – используются для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, а так же собственных возможностей;
-
методы социологии – используются для выявления и анализа позиций конкретных потребительских групп и общественных слоев (контактных аудиторий) по соответствующим маркетинговым вопросам;
-
методы психологии и психофизиологии – обычно используются для апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие потребителями продукции предприятия, на принятие ими решений в пользу выбора конкретной фирмы;
-
методы теории управления – для осуществления процессов планирования и прогнозирования, контроля, регулирования, стимулирования маркетинговой работы и всей деятельности предприятия, а также поведения взаимодействующих с ним субъектов рынка.
-
методы математики и математического анализа – используются для обслуживания процессов достижения указанных целей;
-
отдельную группу составляют методы, используемые в процессе сбора первичной информации, заимствованные из социологии и психологии.