Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8215

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Выделяют и следующие формы познания:

  • восприятие информации,

  • усвоение информации,

  • оценка истинности информации.

Восприятие информации имеет место сразу же после объяснения. В таком случае обучаемый понимает то, что довели до его сведе­ния. Однократное восприятие недостаточно для усвоения познан­ного. Если не будет подкрепляющего повторения, то воспринятое не перейдет в долговременную память, и обучаемый забудет познан­ное. Поэтому только в результате повторного восприятия ("повто­рение-мать учения") человек усваивает познанное. Само усвоение еще не свидетельствует о превращении знаний в убеждения, кото­рыми обучаемый будет руководствоваться в жизни.

Предпочтение отдельными исследователями тех или иных наз­ванных подходов к объекту контроля познания, по моему мнению, мало обоснованно, и априорна попытка придерживаться преимуще­ственно новых концепций по этому вопросу. В классификации В.П. Беспалько, с одной стороны, имеется некоторая модификация традиционных знаний, умений и навыков, а, с другой стороны, не включаются "навыки" вообще, что вряд ли обосновано. Так же и поэтапное формирование умственных действий не есть истина в последней инстанции, адекватно объясняющая все случаи обуче­ния. Она, в частности, не учитывает громадный объем овладеваемых человеком стихийно знаний, вне учебных процессов. Эти процес­сы обычно недооценивают в качестве основы восприятия. Именно их игнорируют и многие педагогические концепции.

Тестологи используют обыденное слово «понимание». Пока это было допустимо, но оно препятствует более фундаментальному осмыслению процессов познания. Надо осознать тот факт, что «понимание понимания» – одна из важных проблем философии. И ее решение может быть на основе следующего ряда:

Точность ясность понятность

При чувственном восприятии объекта речь идет о точности функционирования рецепторов людей. Чувства порой обманывают людей о сути явлений. Разновидностью точности можно считать очевидность. Ясность – критерий обыденного сознания (речи, рассудка), а понимание – интеллектуального познания (разума). Их различия можно уяснить только на основе специальных исследований.

2.3.6. Пропедевтика и тесты

Пропедевтика – система повторного, все более содержательного обучения одному и тому же. В таком случае адекватной должна быть и практика контроля.

Один и тот же объект изучают на разных уровнях жизни, многократно по мере субъективного развития человека. Поэтому нужна система проверки, соответствующая все более фундаментальному осмыслению объектов.

Множество сложных объектов не может быть познано "за один присест" на основе указанных этапов, а предполагает неоднократное посте­пенное повторение их через определенный период времени.

Практика обучения включает необходимость 4-8 кратной проработки одного и того же материала с тем, чтобы обеспечить необходимую надежность "ввода в человеческую память" изучаемого. Можно назвать ряд конкретных объектов изучения, которые легче усвоить на основе данной поэтапной концепции формирования умственных действий.


Усвоение слов предполагает многократное их восприятие. В печати называют разные цифры об этом: 300, 80 и 14 раз надо прочитать, услышать, подумать с помощью данного слова с тем, чтобы оно отложилось в памяти. Названные концепции имеют общее и различаются деталями. Не рассматривая достоинств и недостатков каждой из них, исходим из них в качестве единой основы при определении обучения.

Выявление объектов контроля сводится к уточнению объек­тов познания - тех изменений с человеком, которые происходят в процессе его обучения. Все имеющиеся частные представления на этот счет, несомненно, важны и не могут расцениваться в ка­честве заблуждения. В то же время в существующем виде они почти не поддаются объединению, интеграции, синтезу в единой непротиворечивой концепции. Синтез такой концепции предпола­гает уточнение почти всех используемых категорий, отражающих те или иные аспекты познания и, соответственно, контроля. Возможное общее понимание уровней познания, в т.ч. контроля, дано схемой:

Объект контроля

┌─────┴────┐

Интуитивного сознательного

Освоения мира понимания действий

┌─────┴────┐

Простых творческих

┌─────┴────┐

формирования сознания владения использованием общественного

сознания в деятельности, поведении

┌─────┴────┐ ┌────┼─────┐

предшествующего дополнения умения навыки привычки

каждому процессу в процессе

┌──────┼───────┐

знаний понимания убеждений

┌──────┼───────┐

образных словесных символических

(пассивных) (репродуктивных)

┌──────┼──────┐

1 2 3

Восприятие мира как продукт обучения может быть различным. Выделяют три его уровня: образное, словесное, символическое. Соответственно контроль должен быть различным с тем, чтобы вы­явить адекватность соотнесения этих уровней. На­пример, обучаемый должен знать "основной капитал" в трех пла­нах:

  1. в форме образного представления зданий, сооружений, машин и т.д.,

  2. дефиниции основного капитана в экономическом понимании и

  3. символа "С" в доктрине Маркса.

Надо добиться того, что­бы эти три уровня понимания адекватно совпадали между собой. Все это можно обеспечить четырьмя задачами:

  1. указать из 10 (условно) рисунков (фотографий) основных элементов труда те, которые относятся к основному капиталу,

  2. указать из 10 дефиниций экономических категорий определение основного капитала,

  3. указать из используемых экономических символов (Т, Д, К, С, У, М и т.п.) обозначение основного капитала,

  4. указать соот­ветствие между образными, понятийными и символическими опреде­лениями основного капитала.


Дифференцированностъ объектов контроля во многом зависит от дифференцированности целей обучения. В настоящее время нет конкретного описания задач обучения. В общем, можно считать не известными те знания, которые должны быть пассивными, активными (репродуктивными); какие умения и навыки должны возникнуть у обучаемого при изучении дисциплины и т.д. Ориентировка в обучении на максимальный неопределенный уровень знаний, умений и навыков на практике приводит к ограничению минимальными знаниями, умениями и навы­ками. Поэтому более определенная оценка целей обучения высту­пает условием разработки способов контроля его результатов.

Конкретизация целей обучения, например, экономике позволяет выделить следующие задачи ее изучения:

  • знание экономических категорий;

  • знание экономических законов;

  • знание субординации экономических категорий и законов;

  • умение воспринимать на слух экономические проблемы;

  • умение использовать знания в устном и письменном объяснении;

  • умение полемически использовать знания;

  • умение анализировать информацию на ее адекватность,
    выяснение в ней позитивных и полемических элементов, не­ приемлемых и враждебных трактовок и т.д.;

  • умение использовать знания при решении ситуационных задач, для анализа практических ситуаций, формирования навыков и т.д.;

  • знание работ основоположников науки и современных документов правительства;

  • знание источников экономических сведений (основных эко­номических журналов, статистических ежегодников и т.п.);

  • умение полемизировать, дискутировать и т.п.

Системное представление способностей обучаемых, в формиро­вании которых педагоги принимают непосредственное участие, предполагает исследование каждой развиваемой способности студента. И каждую из них нужно специально исследовать. Например, знание экономических категорий. Знание экономики не может быть сведено только к познанию терминологии. В то же время без знания экономических категорий не может быть овладения экономикой. Поэтому необходимо специально обратить внимание на изучение экономической терминологии. Многие экономические категории и законы студенты знают к началу изучения ими экономики. Познание многих из них вполне мыслимо до систематизированного изучения курса экономики.

Эффективным способом изучения категорий следует считать заблаговременное предоставление обучаемым списка (тезауруса) основных категорий и законов общественных наук. Одновременно можно использовать и звуковые, и аудиовизуальные способы сообщения их обучаемым. Нужны и специаль­ные тренажеры. Все это должно обеспечить некоторое опережа­ющее познание основных категорий до момента их использова­ния в курсе. На этой основе может быть организован и термино­логический контроль, который будет ориентировать обучаемых не просто на заучивание категорий, а на знание их как ка­тегорий. Например, нетрудно объяснить обучаемому "амортизацию" как экономическое явление. Труднее объяснить амортизацию как форму материальных отношений по поводу использования основных средств производства.


В современных работах называют многие результаты позна­ния, которые необходимо "преломить" к каждой науке с тем, чтобы показать конкретнее результаты обучения ей. Например, показывают следующие элемен­ты знаний [189.6]:

а) последовательность протекания явлений

б) определение явлений

в) умение выделить основные особенности (признаки) явления и отграничить их от несущественных

г) умение отдифференцировать данное явление от сходных

д) умение установить причинно-следственную связь в явлении

е) умение проследить за выводом закона из анализа ряда родственных явлений

ж) умение находить в предложенных примерах "работу" за­кона

з) умение иллюстрировать закон или правило примерами

ж) умение провести опытную проверку закона.

Исходя из названных элементов знаний, следует все результаты поз­нания конкретизировать, а затем и сис­тематизировать с тем, чтобы сделать их определенными и, соот­ветственно, контролировать их усвоение.

2.3.7. Способы учебного контроля

Выявление и упорядочение способов учебного контроля, несомненно, необходимо. Под способами контроля понимают более конкретное рассмотрение объектов контроля. В таком случае рассматривают проверочные единицы. В качестве проверочных единиц обычно выступают примеры, упражнения и задачи. Упражнения подразделяют также и иным способом [см. 24.152]. Так различают упражнения на запоминание и на развитие творчес­ких способностей обучаемых.

2.3.8. Системы контроля

В настоящее время каждый преподава­тель вносит свои элементы в осуществляемый им контроль. В ре­зультате у преподавателей практика контроля различается в большей или меньшей мере. Одни преподаватели акцентируют вни­мание на одних формах контроля, другие - на других и т.д.

Контроль

┌─────┴────┐

Непосредственный опосредованный

┌───────────┼─────────────┐

Учения изучения усвоения

┌─────┴────┐ ┌─────┴────┐

Посещаемости активности В Л Т Р П И учебный трудовой


Контроль учения проводят учетом посещаемости занятий и активности работы на занятиях и в самостоятельной работе. Традиционными методами такого контроля выступают переклички присутствующих, получение сведений от старост об отсутству­ющих, проверка конспектов лекций и первоисточников и т.п.

Традиционные методы реализации этих форм контроля не всегда достаточно эффективны в виду их значительной трудоемкости. Тем не менее, не может быть и речи об отказе от них. Контроль учения должен быть всеобъемлющим и всеохватывающим. Иными словами, необходимо контролировать постоянное посещение учебных занятий всеми обучаемыми так же, как и уровень ак­тивности их работы на занятиях.


2.3.9. Контроль успешности изучения

В таком случае внима­ние обращают не на ход обучения, а на его результаты. Тем не менее, одна из важнейших функций контроля изучения состоит в том, чтобы создать обстоятельства, которые заставят обучаемых систематически учиться: посещать занятия, работать на них активно, работать активно дома и т.д. Он многообразен и включает такие элементы (выше на схеме они показаны буквами):

  • вступительный,

  • лекционный,

  • текущий,

  • темати­ческий,

  • рубежный,

  • повторный,

  • итоговый.

Систематика этих форм изучения представлена схемой:


Контроль изучения

┌───────┼─────────────────┐

Вступительный периодический итоговый

┌─────┴────┐ ┌────────┼────────┐

Основной дополнительный семестровый по курсу государственный

┌──┴──┐

Текущий рубежный

В целом, их содержание состоит в следующем:

Вступительный контроль происходит посредством выявления тем или иным способом уровня развития обучаемых в предшествующий период времени и тем самым лежит в основе ин­дивидуализации обучения. Особенно это важно при пропедевтическом обучении предмету.

Лекционный контроль происходит во время лекции (рассказ, объяснения). Он призван поддерживать внимание обучаемых на занятиях.

Текущий контроль осуществля­ют в форме проверок знаний во время практических занятий, опроса, семинаров и т.д.

Рубежный контроль принимает форму контрольных работ по изученным темам, коллоквиумов, аттестации.

Повторный контроль проходит в форме "отработок" за про­пущенные занятия.

Итоговый контроль проходит посредством зачетов и экзаменов (по разделу, по всему курсу, государст­венные).

Рассмотрим их конкретнее.

Функция вступительного контроля не полностью ясна. Этот контроль существенен при изучении некоторых дисциплин, изучаемых пропедевтически. Он, несомненно, выполняет определенную роль в общей системе обучения. Однако пока нет системной практики проведения этого контроля. В то же время опыт доказывает важность этой формы контроля. Его основным назначением можно считать:

  • обеспечение основы для индивидуализации обучения;

  • определение базы для оценки прогресса обучения при сопоставлении данных вступительного и итогового контроля;

  • дидактическое средство для конкретизации задач изучения;

  • оценка степени овладения категориями и законами наук на предшествующей стадии обучения.

Мой опыт такого контроля в 1970-е и 1980-е годы состоял в следующем при обучении экономике в течение двух семестров по 140-часовой программе. Времени было в целом достаточно. Были учебные пособия у каждого студента и т.п. И важно было настроить студентов на адекватную самостоятельную работу по изучению экономической практики. При этом надо было акцентировать тот факт, что они уже многое знают об экономической практике. В этих условиях был подготовлен одновариантный тест на одном листе бумаги. Он был подготовлен так, чтобы показать студентам тот факт, что они уже многое знают об экономике. Придя впервые к студентам, я раздавал его и предлагал выполнить его. Студенты часто возмущались вначале, но делали тест. Затем на доске я писал последовательность правильных ответов и предлагал им проверить себя. На этой основе происходило объяснение им организации изучения курса и их задачи.