Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8115

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

В отдельных случаях проверка проводится после занятий, а результаты обучаемым сообщают на следующем занятии. В различных формах контроля имеются особенности.

I. Вступительный контроль многофункционален. Он не может строиться на основе содержания изучаемой дисциплины, так как он проводится до начала ее изучения. В то же время, он не может быть простым повторением экзаменов по предшествующим наукам. Его программа должна иметь отношение к изучаемому предмету. И это нетрудно обеспечить. Дело в том, что обучаемые обычно многое знают из жизни, других наук и т. д. Исходя из этого, и надо построить програм­му вступительного контроля.

Содержание вступительного контроля можно показать на следующем примере. При изучении общественных наук необходимо постоянное повторение категорий предшествующих наук. Это необходимо потому, что при изучении последующих наук исходят из знания этих категорий. На этой основе может быть организован вступительный контроль.

Порядок вступительного контроля может быть следующим. После организационного начала первого занятия группе можно задать такой вопрос, чтобы они смогли на него ответить общи­ми усилиями (но с трудом). Например, назвать узловые вопросы экономической политики на современном этапе. Затем раздать карточки вступительного контроля на 10 минут. После ответа ими на вопросы написать на доске последовательность правильных ответов и попросить их проконтролировать свои знания. На этой основе следует им показать ряд аспектов, прежде всего, наличие у них многих знаний из жизни и предшествующего обучения и, следо­вательно, необходимость активизации и систематизации этого опыта при изучении. На этой основе следует также продемонстрировать студентам дифференциацию их личного опыта, а, следовательно, необходимость каждому из них индивидуализировать учение, т.е. определять меру самостоятельных занятий. Одновременно им следует показать конкретность знаний и необходимость изучения ими категорий и законов, формализованного выражения познаваемых феноменов, статистических, плановых данных, дат и т.д. Сопоставляя трудности определения обучаемыми в начале занятия узловых вопросов и легкость оперирования ими в карточках, показать различие пассивных и активных знаний и необходимость превращения пассивных в активные знания при изучении.

При пропедевтическом изучении науки важно определить уровень познанного. Например, разбивка студентов по группам для изучения физики или иностранного языка в зависимости от достигнутого уровня.

Или определение готовности студента изучать науку. Например, при изучении иностранными студентами предметов. Дать им опережающе терминологию, потребовать усвоение ее в целом и проверить с помощью СУБД СТ их готовность слушать курс.


2. Лекционный программированный контроль сводится к по­буждению обучаемых активно работать во время лекции. Для это­го следует пользоваться лекционным контролем постоянно или эпизодически по ходу изложения или в конце. По ходу изложения можно предусмотреть возможность использования кратких заданий на внимательность и размышление. Например, рассматривая производство прибавочной стоимости, можно задать вопрос: "Могут ли отдельные предприниматели увеличить размеры получаемой ими абсолютной (относительной, избыточной) прибавочной стоимости?". Ответы: I) да, могут; 2) нет, не могут. Соответственно, объясняя норму прибавочной стоимости, можно задать вопрос:

"Сколько часов работает на себя рабочий, если норма прибавоч­ной стоимости 100%, а длительность рабочего дня 8 часов?" Ответы: 2 часа, 2.66 часа, 4 часа.

Лекционный контроль можно проводить на основе специаль­ных технических устройств или с помощью бумажных тестов, в том чис­ле голосованием. Условие задачи и ответы можно проецировать на экран или писать на доске. Опросив одного или двух обучаемых по вопросу, выявить голосованием мнение всех. В конце лекционный контроль рациональнее проводить на основе раздаваемых программ. Например, за 10 минут до окончания лекции предложить обучаемым закрыть конспекты, раздать им программы контроля, а затем собрать их. Можно провести и контрольный диктант, когда каждый из них даст на своих листках бумаги односложные ответы на ряд вопросов по прослушанному материалу.

  1. Программированный самоконтроль. Этот контроль возможен в том случае, если программа размножена и дана каждому обучаемому. Можно его организовать и на основе нескольких напечатанных программ, передаваемых для коллективного пользования или имеющихся в методическом кабинете для самостоятельной работы. В таком случае чаще всего устанавливают технические средства контроля, в которых по мере изучения тем меняют программы самоконтроля.

  2. Текущий контроль является основной формой контроля. Его можно проводить на основе всех форм тестов. Его внедрение не отвергает традиционных методов ведения занятий, но вносит ряд дополнений. Его можно проводить и в начале занятия, и в конце, придавая то или иное ему значение.

Тестирование в начале занятия показывает пред­шествующую подготовку обучаемых, а в конце занятия он показы­вает и работу обучаемых на данном занятии: слушали они или нет обсуждение темы другими.

Текущее тестирование позволяет изменить и ход самого обсуждения. После такого контроля можно обсудить непонятные вопросы темы, а затем уделить большее внимание некоторым вопросам темы. Тем самым в некоторой мере можно преодолеть вопросно-ответную форму практических занятий. Проведение текущего тестирования позволяет шире пользоваться и докладами, рефератами обучаемых. Темы докладов следует давать обучаемым заблаговременно. Важно добиться активного прослушивания всеми обучаемыми доклада и активное обсуждение ими самого доклада.


Техника использования бумажных тестов включает следующие моменты:

  1. Подобрать карточки таким образом, чтобы при раздаче не оказалось одинаковых карточек у рядом сидящих обучаемых. Чем больше вариантов, тем легче это обеспечить.

  2. При необходимости следует рассадить обучаемых таким образом, чтобы они не могли устанавливать открытые контакты между собой при работе с тестами.

  3. Раздать карточки и указать длительность их ответа (обычно из расчета 1-2-3 минуты на один вопрос).

  1. Исключить вопросы обучаемых при работе с тестами и передачу ими шифров друг другу, а также их запись для последующих групп.

  2. Собрать карточки через указанный промежуток времени и самому или выделенным обучаемым проверить с помощью этало­нов.

  3. Анализ всех или только трудных ответов преподавате­лем или теми обучаемыми, которые получили отличные оценки по тесту.

  4. Не допускать записи своих ответов вместе с номерами заданий на других листках для передачи последующим студентам.

  5. Давать возможность познакомиться с контрольными карточками для уточнения содержания их ошибок. Приходится давать и их задания. При этом надо не допустить взятия этих материалов студентов. Контрольные задания надо уничтожать сразу же с тем, чтобы не возиться с ними и не выбрасывать их.

  1. Тематический (рубежный) контроль.

Этот контроль заменяет в какой-то мере разного рода контрольные работы, коллоквиумы, зачеты по темам. Проведение таких традиционных работ требует много времени на их проверку или устный опрос. В этих условиях трудно обеспечить эффектив­ность этих форм контроля. Поэтому облегчение педагогического труда с помощью тестирования позволяет систематически проводить такие формы контроля и тем самым активизировать познание. Методика этого контроля в целом совпадает с текущим контролем. Для проведения этого контроля надо составлять специальные контрольные программы. Его можно проводить во время практических занятий, в специальное выделенное урочное или внеурочное время.

  1. Повторный контроль

Этот контроль проводится в отношении тех обучаемых, которые по теп или иным причинам пропускают занятия или недостаточно активно работают на занятиях». Проводить его следует во внеурочное время на основе методики текущего контроля, но на основе других контрольных программ - более полных и трудных, чем программы текущего контроля. Эти программы можно составлять на основе объединения вопросов всех вариантов текущего контроля по темам. Этот контроль является основой индивидуальной работы с отстающими обучаемыми.

  1. Итоговый контроль

Этот контроль представляет элемент зачетов и экзаменов. Его можно проводить на основе всех форм тестов. Контрольные программы для этого контроля могут быть разными: или охватывать все темы курса или выборочно отдельные темы, как и билеты. Программа такого контроля должна быть соразмерна реальным знаниям обучаемых. Как уже говорилось, аккордная форма тестов является наиболее трудной и может применяться при обучении профессиональным (а не общеобразовательным) наукам. Во всех, остальных случаях ею не следует пользоваться.


Положение об экзаменах разрешает использовать контроли­рующие устройства на экзаменах. Каждый преподаватель может сам определять форму применения контролирующих устройств. В то же время рационально учитывать мнения других по этому вопросу.

Защищая первенствующую роль педагога на экзаменах, энтузиасты порой фактически ставят компьютер на первое место. "Прежде чем получить экзаменационный билет, студент должен сдать экзамен на машинах. Следовательно, машины про­водят только предварительную проверку знаний студентов. Если студент не сумел получить положительной оценки на машине, то он не допускается к дальнейшему экзамену" [168. 143]. При такой методике экзамена машина оказалась главной. Не педагог, а ма­шина не допустила студента до экзамена, то есть фактически поставила ему неуд. В положении об экзаменах не допуск и не прохождение экзамена студентом приравнивается к несдаче экзамена студентом. Получается, что студента "завалила" машина, а не преподаватель. Ранее я был против такого решения данной проблемы, а потом стал его сторонником.

Методика применения контролирующих устройств на экзаменах может быть следующей. О возможности тестового экзамена следует информировать студентов в начале изучения курса. Следует оговорить условие допуска к такому экзамену: хорошая посещаемость и успеваемость во время семестра. На консультации следует рассказать о порядке экзамена.

Тестовый контроль на основе бумажных карточек требует один час. Результаты теста вместе с данными о работе в семестре являются основой для предварительной оценки. Можно выставить пять уровней: 3; 3-4; 4; 4-5; 5. Студентам сообщают о том, что однозначно поставленную оценку или нижний предел "двойной" оценки они могут получить без дополнительного экзамена. Если они претендуют на лучшую оценку, то экзамен для них продолжается с помощью билета или беседы. Бывают факты расхождения оценок по тесту и по последующему устному ответу на билет.

Применение контролирующих устройств на экзаменах повышает требовательность к контрольным алгоритмам. Для экзаменов готовят комплекты контрольных карточек и шифруют их так, чтобы студенты сразу видели, что это карточка экзаменационного контроля. Для этого вначале шифров контрольных карточек указать буквами "итоговый контроль". В идеале надо готовить для каждой экзаменуемой группы комплект контрольных карточек. Допустимо для начала применять один комплект карточек для 2-3 групп.

Тестирование на экзаменах может быть и вспомогательным средством к традиционному порядку приема экзаменов. На основе такого контроля можно быстро пропустить хорошо работавших в учебном году с тем, чтобы уделить больше времени для слабо или мало работавших обучаемых. Оценки ставят с учетом всех сведений: работа в учебном году, наличие конспектов первоисточников, рефератов и докладов и т.п.


Иногда такой экзамен проводят ступенчато. Первоначально дают относительно легкий тест и с его помощью ставят оценки слабо знающим обучаемым. Для тех, кто претендует на более высокие оценки, дают более сложный тест и т.д.

Тестовый итоговый контроль дает аргумент против тех обучаемых, которые плохо знают, но претендуют на лучшие оценки. Проверка тестов таких обучаемых совместно с ними убеждает их в том, что дело не в излишней требовательности и не в предвзятости преподавателя, а в недостаточной работе этих студентов в учебном году.

Тестирование на основе бумажных карточек предполагает учет многих "мелочей" его эффективной организации. Их вряд ли можно исчерпывающе перечислить. Назову некоторые. Необходима система единой кодировки контрольных карточек с тем, чтобы легко работать с ними. На карточках надо указывать год их составления. К каждому комплекту карточек надо писать его характеристику: тип проверки, на основе ка­кой программы он составлен, число вариантов, форма теста, имеется или нет повторность конструкций и т.д.

Желательно организовать разные формы проверки на основе различных форм тестов, например, текущий - на основе простой выборки, аттестационный (рубежный) - на основе соответствия, повторный - на основе альтернативного и т.д. Конечно, все это зависит от наличия таких программ, их напечатания и т.д. Провер­ку надо отмечать в учетных листах (тетрадях и т.п.) групп. С учетом использованных контрольных алгоритмов на семинаре и т.п. следует давать программы семестрового зачета и экзаменов. Надо избежать предъявления студентам тех же самых программ повторно.

Для каждой формы контроля надо готовить новые задания, даже на основе уже использованных контрольных алгоритмов. В таком случае карточки могут иметь иное число конструкций: текущий - 5 (10) конструкций, повторный - 15, рубежный - 20 и т.п.

Экзамены

┌───┴──┐

однофункциональные – многофункциональные

┌───┴──┐

переводные – выпускные

┌───┴──┐

школа-вуз - предметные

Компьютерное тестирование не освобождает экзаменатора от внимательности на экзамене, в том числе и к тому, как функционируют компьютеры. Оно интенсифицирует его труд, требует большей внимательности и т.п. При этом нужно исключать и собственные промахи, скажем, забыл «закрыть» программу СУБД СТ постановкой ее в режим тестирования, а студенты воспользовались этим и изменили условия тестирования. Бывают случаи сбоя в компьютерах, которые я не могу объяснить – в тестовом задания вдруг включено слово из юридической науки. Или нажатием кнопки в «результатах тестирования» они изменяются, или «вдруг» одни и те же программы начинают работать одинаково (особенно если они в единой сети - проверить одно и то же задание в начале использования компьютера у всех студентов). Имеются и факты попыток студентов взломать программу во время экзамена или поставить шпаргалку на этот компьютер с тем, чтобы ею воспользоваться…. И такой факт. В режиме тестирования СУБД СТ показывает каждый раз только ответы экзаменующегося студента. Делая быстро задание и видя плохие ответы, студент быстро перерегистрируется и входит заново и его предшествующие плохие ответы не видны. Если войти в программу в качестве администратора, то можно увидеть число его попыток и результаты, предъявив их ему.