ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8179
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Осведомленность - высшая стадия информированности.
Грамотность или образованность можно считать более высокой ступенью обучения. А высшей – компетентность. Она также много уровневая:
очевидность (точность) ясность- понимание
Очевидность (точность) - характеристика чувственного восприятия объектов. На этой основе возникают факты, как элемент опыта человека.
Ясность предполагает действие ума, прежде всего памяти. Это характеристика обыденного сознания, а также многообразных доктрин, не достигших уровня теории.
Понимание - высшая форма осведомленности, возникающая в меру развития интеллектуальной способности, то есть овладения технологией математического, логического и диалектического мышления. Человек понимает, например произведение двух чисел, только в меру развития способности умножать и самостоятельно проверять произведение умножением. В общем, понимание предполагает обоснование сведения процедурой его формирования, получения. Иначе, оно предполагает единство гносеологического, методологического и онтологического объяснения объекта, порождающего гипотезу и наблюдающего весь путь ее превращения в знание, в том числе и практическую проверку его трудом. Так что без труда, как последнего критерия истинности знания во всех его формах, не может быть адекватного познания объектов. И такую способность надо развить, прежде всего, трудом вообще, в том числе интеллектуальным, в чем нет "царских путей", что известно с древности.
Наглядность. Проблема развития сообразительности, графических способов выражения информации и, самое главное, средство для развития интеллектуальных способностей показом технологии мышления.
Как сформировать понятие объекта в голове человека? Вербальная концепция педагогики ориентируется на знания, полученные из книг. ТВПП акцентирует роль повседневного образа жизни, в том числе и труда, для достижения этой цели. Но громадное значение имеет и наглядность при обучении – визуализация информации. И как бы ни казались многим педагогам это надуманным фактором, тем не менее, без учета его значимости не поднять качества обучения с помощью тестовых технологий.
Особое значение имеет наглядность интеллектуальных процедур технологии мышления. Об этом хорошо сказал Сорос. В математике это - норма. В логике это проявляется в символическом изображении рассуждений и кругах Эйлера. Но педагоги редко используют данные приемы логики.
Познай себя. Сделай себя. Народная мудрость утверждает «Каждый человек – кузнец своего счастья». В детстве каждый человек Егоза и его надо сделать деловым человеком, интеллектуалом, личностью, мудрецом и т.п. Решение данной проблемы зависит от объяснения человеку проблемы «познания себя» и определения направлений созидания им себя. Психология и педагогика призваны раскрыть теорию данного процесса. Каждый студент с помощью психологии должен определять свой темперамент, «вертность» (экстравертность и интравертность), черты характера для того, чтобы «победить себя», научиться управлять или владеть собой. Здесь отметим только некоторые аспекты самовоспитания.
Прежде всего, способность концентрировать внимание. Где-то читал, что студент 5 минут концентрирует внимание, а в моем возрасте – 20 минут. И как важно приучать студентов концентрировать внимание – сидеть и слушать. И главным средством для этого остается пока конспектирование лекций. Существуют и иные способы – жесткий контроль усвоения материала, что можно достигнуть только с помощью тестов.
Емкость памяти – другая способность, которую надо развить. Для этого надо требовать от студентов значительно больше того, что сейчас является нормой. Руководитель моего вуза недавно констатировал необходимость в 3 раза увеличить нагрузку на студента. Я согласен с этим. Студенты должны больше запоминать сведений, воспроизводить их и т.п. При этом сами сведения могут быть и ложными и ошибочными и т.п. Студенты их забудут, но они - средство развития ума (менталитета) и т.п. людей.
Гибкость ума - способность быстро переключаться с одной темы на другую, что обычно обеспечивают и практикой урочного обучения и множеством экзаменов в сессию и т.п.
Способность общения с другими людьми, особенно с теми, кто неприятен и может навредить тебе и т.п. В таком случае надо приучить человека сдерживать свои эмоции, свой «язык», импульсивность, не проявлять своих оценок в мимике, жестах, позе и т.п.
Беспристрастное лицо – основа успеха взрослых людей. Педагоги очень хорошо читают по лицу студентов на экзаменах в виду того, что большинство из них не приучены скрывать свои мысли, эмоции и т.п. И этому надо учить, объяснять важность и то, как можно достигнуть всего этого.
Названные и другие конкретные аспекты обучения обычно называют воспитанием. Хотелось бы найти специальное объяснение всего этого специалистами.
Развитие активности, предприимчивости, ответственности перед собой и близкими. Важно уметь равняться на других, а для этого важно знать свои сравнительные преимущества, особенно выраженные количественно. На Западе это обычно достигают с помощью выбора студентами многих курсов. В литературе существует очень хорошее описание этого аспекта развития активности студентов. На это ориентированы многие дидактические системы, например РИТМ.
В частности, это можно осознать на проблеме выбора студентами учебных курсов. Для непосвященных такой порядок обучения - излишний демократизм, но это важно для развития активной позиции в учебном процессе студентов. Не важно, что студент избрал, а важно то, что это он избрал и пытается победить себя дисциплинированием познания избранных курсов. В таком случае и эрудиция и соответствующий интеллект по избранному курсу всего лишь средство самовоспитания студента.
Приучение к общественному порядку, дисциплине.
Способности – конечная и главная цель обучения. Подлежат забвению и знания и умения. И только развитые способности – главное достоинство человека, которое лежит в основе развития им и эрудиции и интеллекта.
1.2. ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ШКОЛЫ
(Текст 1990 года. В нем убрал повторы с предшествующим материалом и «вербальные украшения» того времени)
Педагогический кризис является всеобщим, всемирным. Во второй половине XX века во всех странах многократно проводили реформы воспитания, образования, обучения. С этой целью создавали самые авторитетные комиссии ученых и педагогов, которые так и не решили этой проблемы, не сняли её. Провал педагогических реформ во всех странах вызван одними и теми же причинами, которые не могут быть даже поняты теми, кто не способен философствовать, в том числе по настоящему диалектически мыслить, то есть применять логику и диалектику в качестве непосредственных, общенаучных, сознательных, практических методов мышления, исследования, творчества.
Борьба за человека стала главной на современном этапе исторического развития общества. Мировые прогрессивные и регрессивные силы в общественном развитии осознали человеческий фактор общественного развития в качестве главной движущей силы, и началась конкуренция между ними за человека. Победа в этой борьбе - главный фактор соперничества во всемирном масштабе. Поэтому педагогические процессы следует оценивать сегодня в качестве главного фактора не только идеологической, но и политической и экономической сферы жизни общества. Их прогресс определит все остальные аспекты общественной жизни.
Прогрессивное движение традиционно придавало значение человеческому фактору, хотя и не всегда последовательно отстаивало данный подход, а тем более не всегда правильно проводило его в свои дела. Провозгласив культурную революцию закономерностью социального преобразования общества, они тем самым указали истинное направление в строительстве нового общества. Именно с этим подходом была признана необходимость коренной переоценки всей точки зрения на общественный прогресс. «Эта коренная перемена состоит в том, что раньше центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т.д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную "культурную работу"» [119.45.376]. Культурная революция стала главным направлением борьбы за общественный прогресс. В виду ряда обстоятельств, данный лозунг был подменен обратным.
В настоящее время лозунг развития культуры снова стал центральной проблемой мирового развития, что и проявляют многочисленные преобразования педагогики во всех странах. И хотя имеет место определенный прогресс в этом деле, всё же, можно утверждать, пока не найдено главных направлений, факторов коренного изменения положения в этом деле. И коренной причиной неадекватности затраченных усилий можно считать непонимание самой сущности идеологии, культуры, эрудиции, интеллекта, идейности, духовности и т.д. и их места в общественном развитии. Вне понимания этих аспектов общественного развития невозможно обеспечить коренное изменение их роли в общественном развитии, решить проблему человека. В связи с этим проводимые мероприятия в делах воспитания, образования, обучения не дают ожидаемой отдачи, не решают проблем, не снимает их с повестки дня различных общественных движений.
Педагогические проблемы пытаются решать порой сменой людей, лидеров и т.д. Кадровая чехарда не способна решить проблему. Нужна смена идей, лежащих в основе воспитания людей. И такие идеи может дать самая фундаментальная наука в общественном развитии, которой следует считать философию. Только философский подход к индивиду, коллективу, обществу способен дать должное решение стоящих проблем перед обществом. Для этого надо осознать тот факт, что сама философия переживает глубочайший кризис. И именно данный кризис является конечной причиной всех негативных процессов в общественном развитии, того, что не решены поставленные проблемы общественного прогресса.
Ухудшение положения с воспитанием, образованием, обучением, определённая дегуманизация общественной жизни не могут быть преодолены без использования фундаментальных идей, без серьёзных исследований, экспериментов и т.д. Реакционны надежды изменить положение сочинением новой концепции по данному вопросу авторитетами и даже нуворишами, у которых "амбиции явно превышают амуницию". Только фундаментальные исследования, качественные преобразования науки вообще, педагогики в частности, станут надежной основой для плодотворного совершенствования обучения, для революционного преобразования культуры, противоположным для "пролеткультовского" (то есть без ломки чего бы то ни было), позитивным, конструктивным подходом созидания культуры нового, гуманного общества.
Культурную, как и любую иную, революцию понимают чаще всего как деструктивный процесс, который быстро "перестроечно" обновляет общество. На самом же деле культурная, интеллектуальная революция может быть только постепенным, управляемым, строго направленным процессом гуманизации общества, преодоления угнетения и эксплуатации человека человеком со всеми вытекающими следствиями. И в этом деле определяющим является не материальный, а идейный, идеологический фактор. Сейчас недостает обществу, прежде всего, идей, а не капиталов (фондов) для осуществления культурной революции.
Кризис воспитания проявляет непосредственно кризис педагогической науки, то есть тот простой факт, что педагогическая наука не вышла на уровень теоретического осмысления процессов воспитания. Прежние догмы явно устарели, а их подмена аналогичными соображениями не решает стоящих проблем. Только разработка системы педагогических теорий способна стать адекватной основой совершенствования воспитания, образования, просвещения во всех проявлениях - агитации, пропаганда, просвещения, обучения на всех уровнях школ, начиная с детских яслей. Вне этого исследователи могут высказывать только определённые частные соображения, которые не изменят принципиально ситуацию. Сейчас господствует попытка обособленного развития разных отраслей воспитания, образования, обучения. Такой подход не продуктивен. Альтернативный подход состоит в определении «общемировых тенденций современной революции в образовании» и на этой основе, в системном развитии общества, педагогики в том числе. Только интеграция плодотворных частных решений исследователей, экспериментаторов даст положительный эффект на современном этапе. Такой подход не отрицает необходимости аналитического познания определенных процессов в развитии обучения, образования и воспитания вообще. Наоборот он их предполагает.
В педагогической литературе высказаны различные мнения о возможных направлениях решения стоящих перед обществом проблем. При этом имеется много несущественных соображений по данному вопросу. Что же касается существенных положений, то не все они реальны в виду материальных возможностей общества. Поэтому отбор обсуждаемых педагогических новаций в качестве основы является ответственным делом. Необходимо, прежде всего, отобрать те из них, которые проявляют всемирные, исторические тенденции развития воспитания, образования, обучения. Системный их анализ позволит сформировать ядро концепции по совершенствованию деятельности высшей школы, которая может быть исходным для политики и практики обновления высшей школы. В настоящее время высказывают разные мнения о главных тенденциях развития передачи опыта между поколениями. Чаще всего называют:
Индивидуализацию
Интеграцию
Централизацию
Интенсификацию
Информатизацию
Интернационализацию
Индустриализацию
Компьютеризацию
Политехнизацию
Фундаментализацию
Гуманизацию
Гуманитаризацию
Методологизацию
Интеллектуализацию
Приведенная их последовательность в некоторой мере является генетической и тем самым может быть основой для системной их трактовки. Если эта гипотеза, в целом, обоснована, то актуальная их последовательность будет обратной, а поэтому соответственно их следует и объяснять.
Интеллектуализация воспитания - системообразующая тенденция развития образования, главный фактор обновления деятельности по передаче жизненного опыта между поколениями. Признанием конституирующей роли этой тенденции можно считать и провозглашенную в стране разработку цикла исследований по проблеме "Интеллектуальная профессиональная деятельность, высшее образование и общественный прогресс". В то же время современная наука пока, не обеспечивает адекватного осуществления этого цикла в виду того, что не содержит истинной трактовки фундаментальных его понятий - "интеллект", "методология", "системность". Эти слова сегодня фактически являются пустыми для науки, типа понятия "демон" в ненаучных формах общественной идеологий. Они не выполняют практической функции в обеспечении педагогических и вообще научных исследований. Современная трактовка этих терминов не обеспечит решения заложенных в цикл предусмотренных исследований - ориентацию на общемировые, исторические тенденции развития культуры, воспитания и т.д.
Революционное преобразование практики возможны только в меру опережающего революционного преобразования научной идеологии. При исследовании возможностей кардинальной перестройки практики обучения необходимо исходить из давно назревшей культурной, в том числе интеллектуальной революции. Современная педагогика не может быть ведущей силой для обновления практики воспитания подрастающего поколения. Она сама нуждается "во внешнем толчке" для обновления. Что же может выполнить эту функцию для неё? Таковым может быть только научная и, в конечном счёте, интеллектуальная революция. В итоге, оказывается, что исходным осуществления всех всемирных тенденций развития воспитания может быть только интеллектуализация посредством качественного её преобразования в настоящее время. Только интеллектуализация поднимет на требующуюся научную высоту идеологическое обеспечение практических действий, в том числе систему педагогических наук, политику и практику воспитания подрастающих поколений. Методологическое обучение – одно из конкретных проявлений интеллектуализации в настоящее время. Что же касается тенденции информатизации обучения, то это скорее ложное направление, подмена интеллектуализации, поскольку она не базируется и фактически противодействует интеллектуализации воспитания.