Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8229

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Психика людей

┌──────────┼───────────┐

Идеи мнения наука

┌──────────┼───────────┐

Знания доктрины теория

↕ ↕ ↕

Образы – представления – понятия

↕ ↕ ↕

Чувства – рассудок – разум

↕ ↕ ↕

Ассоциации – связи – соотнесения

↕ ↕ ↕

точность – ясность – понятность

В схеме наука представлена тремя уровнями – знания, доктрины, теории. Ниже названий уровней науки показаны главные признаки каждого из этих уровней науки. Например, знаниями называют образы объектов в умах людей, возникающих обычно с помощью чувств. Между элементами образов существуют ассоциации. Критерием их истинности является точность отображения объектов.

Знания – исторически исходная и сегодня базовая форма науки. Они состоят в образах, которые существуют у субъектов по поводу того или иного объекта реальности. Доктрины - совокупности идеальных представлений об объекте реальности. Они более содержательны по сравнению с обыденными знаниями. В таком случае между идеями об объекте возникают плюралистичные представления о причинно-следственных взаимодействиях и т.п. Высшей формой науки являются монистичные теории как системы понятий об объекте. Теории детерминированы, формализованы, операциональны и т.п.

Детерминированность свойств научного идеального растет по мере роста его уровня и тем самым растет множество тестовых заданий для проверки.

Знания – простейшее состояние науки, с которого начинает каждый ребенок. Знание – совокупность мыслей о каждом объекте, возникающая на основе чувств и обыденного рассудка. Знания точно в целом отражают объект. Люди порой ошибаются при идентификации объекта на основе чувств и могут даже гибнуть в результате этого. Образные модели объектов в головах людей строятся на основе ассоциации составляющих их мыслей.

Анализ знания легче осуществить на примере их у детей. Например, простейшее представление ребенка о штуцере может состоять в том, что это железка, являющаяся деталью автомобиля. Он его видел или слышал о нем случайно, скажем, от отца. Это уже – знание в форме простых мыслей о данном объекте реальности. И можно измерить тестами существование в уме человека идеи штуцера, понимание предназначения штуцера в самом общем виде.

По аналогии проанализируйте представление ребенка об огне. Даже животные воспринимают его однозначно и соответственно на него реагируют. У ребенка много мыслей об огне – его можно расспросить о свойствах огня. И каждое такое свойство огня фиксируется в голове отдельной мыслью, которую можно измерить тестами. В результате можно сформулировать десяток тестов об огне на уровне начальных знаний ребенка.


Знания - совокупность мыслей, отображающих свойства объектов. В своем простом виде знание является образом, возникающим в уме на основе чувственного восприятия объекта. Между мыслями, составляющими образ объекта, существуют ассоциации. Они не обязательно истинны и могут быть ассоциацией присказки о бузине и дядьке в Киеве.

Доктринальная наука (наука как учение) является более сложной формой идеального бытия, в том числе и обыденных людей. Это уровень обыденного осмысления штуцеров в настоящее время. Тестовикам можно поупражняться и выявить знания, скажем, автолюбителей о данной детали их автомобиля. Их знания штуцеров будут плюралистичны, в некоторой мере ошибочны, но в целом прагматичны. Автолюбители обычно не интересуются штуцерами и их знания о данном объекте поверхностны, противоречивы.

Соответственно можно сравнить мысли об огне в разных доктринах, скажем мистических, теологических, физических, технических и т.п. У всех у них будет представление об огне как совокупности большого числа функциональных свойств, каждое из которых может стать объектом тестового измерения. Вероятно, практически невозможно составить все тестовые задания для проверки мыслей об огне в различных доктринах. Многие тестовые задания будут противоречивы, неполны и даже ошибочны. И не может быть никакого консенсуса доктринеров по любому объекту доктрины. Это современное состояние науки. В таком случае тесты весьма полезны в рамках каждой доктрины, но не допустимо междоктринальное их использование как универсальных, объективных и т.п. инструментов измерения знаний.

Основой доктрин оказываются различные соотнесения их элементов типа причинно-следственных, функциональных, факторных и т.п. связей между отображаемыми объектами. И каждая такая связь между мыслями является основой педагогического измерения, в том числе тестами.

В общеэкономической науке (политэкономии или ФТЭ) ранее был один набор тестовых заданий, составленных на основе «Капитала» К. Маркса. Это были содержательные тесты, скажем, о принципах теории реализации товаров, законах воспроизводства капитала. Теперь они признаны ошибочными или устаревшими и т.п. Для познания экономики с помощью «Экономикс» они не нужны. Классическая и постклассическая общеэкономическая наука - практически различные доктрины. Они проявляют идеологический плюрализм и требуют своих критериев для оценки их усвоения.

Парадигмальные доктрины обычно превозносят как высшую форму плюралистичной науки. На самом же деле таковой является теоретическая (монистичная) наука. И только она позволяет использовать универсальные тесты. Большинство наук не достигло этого уровня развития.

Доктринальному типу науки соответствуют и тесты. Они преходящи, как и сами доктрины. В виду данного факта, попытки разработать систему педагогических тестов в строгом понимании слова на основе доктринальной науки, чреваты напрасной тратой труда. Доктрины преходящи, а соответственно и тесты. И все их математические обоснования – игра в цифирь, не стоящая бумаги, на которой они написаны.


Теоретическая наука – идеал устремлений многих поколений ученых. И уже давно существуют факты таких наук, например в математике (геометрия Евклида), химия, биология, физика. Теория - высшая форма научной идеальной системы. Ее можно понять как систему понятий, построенную с помощью эпистемологически детерминированных правил их соотнесения в строго определенных рамках. Эти правила являются содержанием логики и диалектики. На их основе теория становится единством трех элементов. И каждый из них является объектом познания, в том числе педагогического измерения.

Теория

┌───────┼─────────┐

Методология гносеология онтология

Методология – система интеллектуальных приемов, лежащих в основе позитивного объяснения объекта. Методы могут быть всеобщими, общими и частнонаучными.

Гносеология дает общее понимание научной картины мира и является основой для определения меты (по Ф. Бэкону) каждой теории.

Онтология – позитивное содержание идей об объекте или система понятий, осознанно отражающая все свойства объекта на основе методологии и гносеологии. Иными словами, онтология - система строго определенных понятий, характеризующих каждый объект реальности. В связи с этим понятие – главное сосредоточие интеллектуального содержания теории и педагогического измерения знаний.

Идея образпредставлениепонятие предметонтология

При осознании идеи в голове человека возникает образ соответствующей реальности. По мере его познания образ превращается в представление об объекте. Представления – основа современной доктринальной науки. Теоретизация науки ведет к превращению представлений в строгие понятия (концепты). Каждая теория – система таких концептов, которая является предметом данной учебной дисциплины. Система предметов об объекте – онтология.

Онтология каждого объекта представляет собой систему предметов. А предметы, в свою очередь, - система понятий об объекте. Понятия возникают из представлений и, в конечном счете, из образов. И каждый из них может быть превращен в тестовое задание.

Онтология - система предметов, между которыми существуют многообразные соотнесения координации и субординации.

Теоретизация идеального качественно поднимает онтологическое содержание науки - детерминированность, системность, истинность, операциональность, и формализованность ее элементов - понятий. В таком случае становятся более определенными все мысли теории, как знания тех или иных свойств отображаемого объекта. Тем самым, онтологизация ведет к росту возможности разработки тестовых заданий. Каждая отдельная мысль онтологии может быть превращена в тестовое задание.

Теория отличается от доктринальной науки строго оговоренным методологизмом, гносеологизмом. Последние и могут быть главным объектом измерения знаний теории: проявление в них родовидовых отношений координации и субординации, последовательности рядов по Декарту и Канту и т.п.


Напомним незыблемый элемент логики. Понятия возникают в головах людей в меру теоретизации науки и характеризуются свойствами:

Понятие

┌──────┼───────┐

Имя содержание объем

Для осмысления тестирования следует уяснить единство и различие функций этих аспектов понятий. При этом главным является понимание содержания понятия как системы мыслей и в свою очередь как простых элементов онтологии.

Содержание такого соотнесения мыслей в понятиях дано в методологии теории, т.е. прежде всего в логике, диалектике как науках о мышлении. И каждое такое соотнесение знаний может стать объектом педагогического измерения. Скажем, как соотносятся понятия «огонь» и «штуцер»? Можно предложить ряд тестовых заданий по данному аспекту, скажем, это субординированные или координированные понятия, или они перекрещиваются и т.п. В таком случае тесты измеряют онтологическое содержание теоретической науки, и его объем зависит от множества тех интеллектуальных принципов, приемов и т.п., которые вложены в теорию или детерминируют теоретическую науку и которые должны быть содержанием педагогического процесса передачи и измерения знаний.

Теоретическая наука возможна только в том случае, если теоретики и интеллектуалы закладывают такое онтологическое содержание в каждое понятие и их систему как теорию. Для пояснения данного аспекта воспользуемся снова понятием «штуцер». Как и любое иное понятие, оно характеризуется рядом признаков. (Поясню, педагогическую карьеру начал обучением экономике механиков. И тогда же попытался объяснять все это на доступных им объектах, в частности техническом крепеже. Фрагменты их анализа включил в «Самоучитель мышления», откуда взял последующие рассуждения).



Свойства объекта

┌────┴────┐

случайные конституирующие (существенные признаки)

┌─────┴──────┐

атрибуты переменные

┌───────┴──────┐

фундаментальные сущностные

(преемственность, общность) (особенность)

Каждый объект обладает случайными свойствами. Они могут варьироваться, не затрагивая сущности объекта. Конституирующие (или существенные) свойства объекта определяют качество объекта, и их изменение ведет к появлению новой формы объекта или ее отрицанию. Их определяют аналогично на основе анализа более общей системы форм объекта (в данном случае деталей машин и основных форм крепежа вообще). Атрибутивным является общий родовой признак всех форм данного объекта (его субстанция). Переменные его свойства присущи разным формам данного объекта. Из них фундаментальные свойства являются признаками более простых форм объекта. Они показывают преемственность последующих форм объекта с предыдущими.


Сейчас не определенно понятие сущности. Данным словом называют разные аспекты объектов.

Сущностные свойства объекта отличают его от непосредственно предшествующей формы объекта. Две версии сущности по Канту:

  1. Специфика, отличие, видовые свойства объекта от других форм объекта (Дырка штуцера на примере коллекции крепежа)

  2. Совокупность конституирующих признаков крепежа, родовых и видовых свойств объекта («качество объекта»).

Свойство - признак - критерий

Сорит основных форм крепежа:

Крепеж проволока шплинты штифты заклепки пальцы шурупы винты болты штуцеры

Упорядочение может происходить с помощью образов (например «созвездия» в астрономии), имен объектов и стать словарем (каталогизация). В нем имена расположены, обычно, по алфавиту. Сложнее упорядочение объектов по его свойствам. В простом случае используют случайные свойства (вес, длина, прочность материала и т. п.), что может иметь значение при определенных условиях. Для понимания же сути объекта следует упорядочить его конституирующие свойства на основе развития объектов.

Схематично система крепежа может быть представлена так:

К репеж..............................................…….......................... крепеж

┌──┴──┐

п росто технический ...................................................... металлический

┌──┴──┐

подручный специальные изделия.................................. изготовлен

┌───┴───┐

нежесткие жесткие...................................…………...... жесткий

┌──┴───┐

без головок с головками...................................…. головка

┌───┴───┐

деформируемыенедеформируемые...............…… недеформи-

┌──┴───┐ руемый

без резьбы с резьбой............………… резьба

┌───┴──┐

коническиецилиндрические.. …цилиндрический

┌──┴──┐

винты болты.………… с гайкой

┌──┴──┐

просто штуцер……… отверстие


При анализе объекта, прежде всего, выясняют его атрибутивное свойство. Для этого изучают более общее множество, элементом которого является познаваемый объект. Для технического крепежа необходимо выяснить его суть построением его сорита, включая разные формы крепежных средств (пуговицы, заколки для волос и т.п.), а также формы крепления веществ друг с другом клеем, сваркой и т.п. При этом, несомненно, надо выйти и на способы крепления своих гнезд и т.п. животными, птицами. Все это и покажет место технического крепежа как наиболее развитой формы крепежа вообще. Затем надо систематизировать сами формы технического крепежа.

На основе такой систематики форм крепежа можно осмыслить основные типы свойств объектов и их осознанность для каждого из этих понятий. Скажем, штуцер - это болт с продольным отверстием. Тем самым названо родовое свойство и видовое отличие штуцера от болта. Назвав же родовой признак - болт, мы тем самым указываем на присущие ему, имплицитные (не называемые, но имеемые в виду) сущностные свойства всех его предшественников. В целом, их можно назвать в виде вертикального ряда категорий.