Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1257

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



26. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, колонки звуковые).

27. Регулярно без напоминаний выполнять необходимую ра­боту по уходу за животными (кормить, чистить, лечить, обучать, убирать).

28. Не стесняясь, для многих зрителей разыгрывать разные роли, подражать, изображать, декламировать.

29. Охотно заниматься и увлекаться делом, игрой с детьми младшего школьного возраста.

30. Заниматься опытами по химии.

31. Выполнять задания по математике и другим предметам, где требуется выведение формул, решение теорем, логическое мышление.

32. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

33. Разбираться в породах и видах животных (лошадей, собак, птиц, рыб, насекомых), знать их внешние признаки и повадки.

34. Четко различать признаки оригинальности и талантли­вости в художественном произведении (книге, кинофильме, спек­такле, картине, скульптуре и т.п.) и уметь доказать свое мнение устно и письменно.

35. Организовывать людей на общие дела, проведение меро­приятий.

36. Наблюдать и изучать физические явления (теплоту, свет, электричество, магнетизм).

37.Уметь применять законы, правила, формулы при реше­нии различных математических задач.

38. Выполнять действия, требующие хорошей координации и ловкости рук; работать на станке, швейной машинке, произво­дить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

39. Сразу замечать малейшие изменения во внешнем виде или поведении животных (растений).

40. Играть на музыкальных инструментах, публично испол­нять песни, танцы.

41. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с разными людьми.

42. Узнавать о гидротехнических сооружениях (ГЭС, каналах, мостах, плотинах).

43. Выполнять различные подсчеты и расчеты, выводить из них различные закономерности и следствия.

44. Самостоятельно придумывать и конструировать новые из­делия из типовых деталей и узлов.

45.Читать научную литературу, слушать лекции и доклады по биологии, анатомии, ботанике, зоологии.

46. Создавать на бумаге и в натуре новые, оригинальные мо­дели одежды, причесок, украшений, интерьеры помещений и др. предметы.

47. Оказывать влияние на людей: убеждать, разрешать споры. 48.Узнавать о космических исследованиях, полетах космо­навтов, открытиях в космосе.

49.Составлять и рисовать схемы, чертежи, карты.

50. Выполнять задания, в которых требуется мысленно пред­ставлять расположение фигур, предметов и их частей в про­странстве.


51. Постоянно заниматься в биологических кружках, на био­станции, в зоопарке, питомнике.

52. Быстрее и чаще других замечать в обычном новые, уди­вительные, необычные и прекрасные стороны и черты.

53. Сопереживать разным людям, понимать их состояние.

54. Разбираться в свойствах различных материалов для из­готовления моделей, игрушек и других предметов.

55. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, составлять документы, высчитывать, проверять.

56. Выбирать наиболее рациональный способ решения за­дачи - технический, математический, логический.

57. Преодолевать трудности при работе с животными и рас­тениями: физический труд, грязь, неприятный запах, плохую погоду и др.

58. Настойчиво, терпеливо повторять и доводить до совер­шенства создаваемое или выполняемое произведение.

59. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух слушателям.

60. Заниматься практическими работами по географии и зем­леустройству: измерениями на местности, планированием, со­ставлением карт, работой с атласами.


Лист ответов


зс

т

пж

хо

ч

ПН

у ож

у ож

у ож

у ож

у ож

у ож

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

S =

S =

S =

С —

S =

S =

Условные обозначения: ЗС - знаковая система; Т - техника; ПЖ - природа живая; ХО - художественный образ; Ч - человек; ПН - природа неживая.
Полигон профессиональных предпочтений
Фамилия, имя____________ школа __________ класс ____________

Дата обследования __________________________________________
Инструкция. Цена одного деления на луче шестиугольника равна 4 баллам, или 20%. Обозначьте на каждом луче точкой сумму баллов из таблицы опросника профессиональных пред­почтений. Каждый луч соответствует определенному типу про­фессий. Полученные точки соедините линиями. Для наглядно­сти полученный неправильный шестиугольник можно заштрихо­вать. Окончив работу, проанализируйте и обсудите с психологом ваш полигон профессиональных предпочтений.



«Полигон профессиональных предпочтений»

Условные обозначения:

------- — умения Ч — человек

------- — отношение к профессии ПН — природа неживая

-------- - желание Т — техника

Ч — человек ЗС — знаковая систем

ПН — природа неживая ПЖ - природа живая

ХО — художественный образ



«Карта интересов»

Учитывая, что опросник ДДО очень обобщен и слабо диф­ференцирован, т. е. дает только ориентировочные данные о профессиональной направленности учащихся, дополнительно используется другая методика — «Карта интересов».

«Карта интересов» представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голом-штоком в сбор­нике «Профориентационная работа в школе». Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.

«Карта интересов» предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельно­сти. Таких сфер в данной методике насчитывается 23: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геоло­гия, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, стро­ительство, легкая промышленность, техника, электротехника.

«Карта интересов» насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов.

Обработка листа ответов заключается в подсчете количества положительных и отрицательных ответов по каждому из 24 кри­териев.

Столбцы, получившие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности, при оцен­ке направленности интересов испытуемого их следует учиты­вать в первую очередь. Если количество плюсов в нескольких столбцах одинаково, то преобладающим интересам оптанта соответствуют те из них
, которые содержат меньшее количе­ство минусов. Для наиболее обоснованных выводов обращает­ся внимание также и на столбцы с наибольшим количеством минусов.

При интерпретации данных учитывается и распределение плюсов и минусов по горизонтали. Первые две строки листа ответов говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вто­рые две строки содержат сведения о склонностях оптанта, о стремлении к углубленному познанию. Две последние строки дают представление о развитых склонностях и наличии некото­рых навыков и умений, о стремлении к практической деятель­ности. Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество минусов свидетельствуют о несформированности познавательных и профессиональных интересов.