Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1225
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Приложение 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Код специальности | Наименование специальности | Наименование квалификации |
030100 | Информатика | Учитель информатики |
030500 | Профессиональное обучение (по отраслям) | Педагог профессионального обучения |
030600 | Технология и предпринимательство | Учитель технологии и предпринимательства |
030700 | Музыкальное образование | Учитель музыки |
030800 | Изобразительное искусство | Учитель изобразительного искусства |
030900 | Дошкольная педагогика и психология | Преподаватель дошкольной педагогики и психологии |
031000 | Педагогика и психология | Педагог-психолог |
031100 | Педагогика и методика дошкольного образования | Организатор-методист дошкольного образования |
031200 | Педагогика и методика начального образования | Учитель начальных классов |
031300 | Социальная педагогика | Социальный педагог |
031500 | Тифлопедагогика | Учитель-тифлопедагог |
031600 | Сурдопедагогика | Учитель-сурдопедагог |
031700 | Олигофренопедагогика | Учитель-олигофренопедагог |
031800 | Логопедия | Учитель-логопед |
031900 | Специальная психология | Социальный психолог |
032000 | Специальная дошкольная педагогика и психология | Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии |
032100 | Математика | Учитель математики |
032200 | Физика | Учитель физики |
032300 | Химия | Учитель химии |
032400 | Биология | Учитель биологии |
032500 | География | Учитель географии |
032600 | История | Учитель истории |
032700 | Юриспруденция | Учитель права |
032800 | Культурология | Учитель культурологии |
032900 | Русский язык и литература | Учитель русского языка и литературы |
033000 | Родной язык и литература | Учитель родного языка и литературы |
033100 | Физическая культура | Педагог по физической культуре |
033200 | Иностранный язык | Учитель иностранного языка |
033300 | Безопасность жизнедеятельности | Учитель безопасности жизнедеятельности |
033400 | Педагогика | Преподаватель педагогики |
Приложение 4
КРАТКИЕ ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ
Шалва Александрович Амонашвили
Область педагогического творчества: начальные классы.
Сущность опыта: процесс обучения строится на личностно-гуманном подходе к детям. Исходя из этого положения определены принципы педагогической деятельности, приемы организации жизни детей, приемы обучения, введена содержательная оценка.
Продуктивность: между учениками и учителем, между самими учениками устанавливаются устойчивые гуманные отношения. Учение становится смыслом жизни для ребенка.
Трудоемкость: динамична - по мере приобретения опыта затраты времени уменьшаются.
Внедрение: многое в системе работы определяют индивидуальные черты личности учителя, однако определенные элементы работы (приемы организации жизни детей, приемы обучения грамоте и т.д.) может использовать любой учитель начальной школы.
Элементы опыта
1. Требования к личностным качествам учителя начальных классов.
2. Основные требования к процессу обучения в начальной школе.
3. Принципы педагогической деятельности:
♦ управление обучением с позиции интересов детей;
♦ постоянное проявление веры в возможности каждого ребенка;
♦ сотрудничество со школьниками в процессе обучения;
♦ этичное отношение к школьнику.
4. Режим школьной жизни шестилеток.
5. Приемы организации жизни детей в начальной школе.
6. Игровые приемы обучения:
♦ хоровой ответ;
♦ задания в «темноте»;
♦ нашептывание на ухо;
♦ «ошибка» учителя.
7. Содержательно-оценочная основа обучения.
8. Формы отчета педагога об успехах школьников.
9. Этапы обучения грамоте.
10. Противопоказания в работе с шестилетними детьми.
Библиография. Наиболее известные работы
1. Обучение, оценка, отметка. - М., 1980.
2. В школу с шести лет. - М., 1981.
3. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М., 1984.
4. Как живете, дети? Пособие для учителей. - М., 1986.
5. Здравствуйте, дети! М., 1988.
Волков Игорь Павлович
Сущность опыта: в разработанной системе развития разноплановых способностей и доминирующей способности школьника посредством обучения решению оригинальных задач при выполнении заданий и изготовлении разнообразных предметов, отступая от образца. При этом вместо уроков труда, рисования, внеклассной работы применяются «блоки знаний и умений» и вместо традиционных уроков проводятся уроки обучения творчеству.
Продуктивность: у школьников развиваются познавательные, трудовые, эвристические, изобретательские способности, прежде всего в тех видах деятельности, которые соответствуют природному дарованию; достоверно определяется профессиональная направленность.
Трудоемкость: динамична и у учителя, и у школьника.
Доступность: опыт доступен в первую очередь тем учителям, которые обладают творческим потенциалом в различных областях своей деятельности.
Внедрение данного опыта требует поддержки педагогического коллектива и родителей, а также создания достаточной материально-технической базы: комнат для творчества, рабочих мест, материалов, инструментов, типографским способом изготовленных «творческих книжек».
Элементы опыта
1. Оптимальные условия развития творчества школьников.
2. Обучающая творческая деятельность.
3. Процесс обучения творчеству.
4. Уроки творчества.
5. Функции «творческой книжки».
6. Учет развития творчества школьников.
7. Анализ и учет творческих работ школьников.
8. Критерии оценки творческих работ школьников.
9. Характеристика творчества школьников.
10. Теоретическая подготовка школьников к творчеству.
11. Педагогическая деятельность школьников.
12. Исследовательская деятельность школьников.
13. Изобретательство школьников.
14. Способы развития художественного творчества учащихся.
Библиография. Наиболее известные работы
1. Учим творчеству. - Педагогический поиск. - М., 1987.
2. План введения «творческой книжки» в школе. - Омск, 1988.
3. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.
Иванов Игорь Петрович
Сущность опыта: использование коммунарской методики в организации формирующей деятельности школьников, педагогов и друзей школы, гуманистической по характеру, творческой по исполнению, коллективной по форме, общественно и личностно полезной по ее направленности. Деятельность организуется по циклу: а) анализ объектов, где можно принести пользу себе и людям, б) коллективное целеполагание, в) поиск путей и друзей дела, г) коллективное проектирование дела, д) организация деятельности на пользу людям и себе, е) коллективная оценка результатов и извлечение уроков на будущее из коллективного дела, прогнозирование будущих дел.
Продуктивность методики проявляется в творческом преобразовании себя и окружающей жизни, формировании у школьников опыта социального преобразования жизни путем реализации знаний, сил, способностей сообща. Воспитание воспитателей в ситуациях сотрудничества со школьниками.
Трудоемкость: существенно ниже, чем в случаях, когда педагог берет на себя организацию формирующей деятельности, не вовлекая школьников в организацию дел на всех стадиях.
Доступность: возможность использования педагогами коммунарской методики доказана опытом.
Внедрение коммунарской методики может быть осуществлено посредством специальных семинаров с учителями и школьниками, теоретического осмысления существа дела, деловых игр и упражнений.
Элементы опыта
1. Комплекс идей И.П. Иванова.
2. Закономерности коммунарской методики.
3. Регрессивные типы воспитательных отношений.
4. Два вида общей заботы.
5. Совместная коллективная организаторская деятельность.
6. Задачи воспитателя в коллективной организаторской деятельности.
7. Формы коллективного планирования.
8. Разведка дел и друзей.
9. Формы коллективной организационной деятельности.
10.Формы коллективного обсуждения и оценки сделанного.
11. Характеристика коллективного творческого дела (КТД).
12. Стадии КТД.
13.Условия эффективности КТД.
14. Единый воспитательный коллектив.
15.Условия создания общественного коллектива.
16. Динамика воспитательного процесса.
Библиография. Наиболее известные работы
1. Воспитывать коллективистов. - Педагогический поиск. - М., 1987.
2. Формирование юных общественников и организаторов. - Л., 1969.
3. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
Ильин Евгений Николаевич
Область педагогического творчества: преподавание литературы.
Сущность опыта: «обучающее воспитание» на уроке литературы, цель которого - нравственное формирование средствами литературы, а не литературоведческие знания. Основной метод: нравственно-публицистическая интерпретация текста, сближение литературы с жизнью ученика. Метод реализуется в сумме приемов: анализ детали, аналитический вопрос, этический монолог, микродиспут и т.д. Новизна опыта - в совокупности приемов.
Продуктивность: развивает самосознание, аналитические художественные способности ученика.