Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 875

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 3


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Код

специальности

Наименование специальности

Наименование квалификации

030100

Информатика

Учитель информатики

030500

Профессиональное обучение

(по отраслям)

Педагог профессионального обучения

030600

Технология и предприниматель­ство

Учитель технологии и предпри­нимательства

030700

Музыкальное образование

Учитель музыки

030800

Изобразительное искусство

Учитель изобразительного ис­кусства

030900

Дошкольная педагогика и пси­хология

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии

031000

Педагогика и психология

Педагог-психолог

031100

Педагогика и методика дошко­льного образования

Организатор-методист дошко­льного образования

031200

Педагогика и методика началь­ного образования

Учитель начальных классов

031300

Социальная педагогика

Социальный педагог

031500

Тифлопедагогика

Учитель-тифлопедагог

031600

Сурдопедагогика

Учитель-сурдопедагог

031700

Олигофренопедагогика

Учитель-олигофренопедагог

031800

Логопедия

Учитель-логопед

031900

Специальная психология

Социальный психолог

032000

Специальная дошкольная педа­гогика и психология

Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии

032100

Математика

Учитель математики

032200

Физика

Учитель физики

032300

Химия

Учитель химии

032400

Биология

Учитель биологии

032500

География

Учитель географии

032600

История

Учитель истории

032700

Юриспруденция

Учитель права

032800

Культурология

Учитель культурологии

032900

Русский язык и литература

Учитель русского языка и лите­ратуры

033000

Родной язык и литература

Учитель родного языка и лите­ратуры

033100

Физическая культура

Педагог по физической культуре

033200

Иностранный язык

Учитель иностранного языка

033300

Безопасность жизнедеятельно­сти

Учитель безопасности жизне­деятельности

033400

Педагогика

Преподаватель педагогики





Приложение 4


КРАТКИЕ ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ
Шалва Александрович Амонашвили

Область педагогического творчества: начальные классы.

Сущность опыта: процесс обучения строится на личностно-гуманном подходе к детям. Исходя из этого положения определены принципы педагогической деятельности, приемы организации жизни детей, приемы обучения, введена содержательная оценка.

Продуктивность: между учениками и учителем, между са­мими учениками устанавливаются устойчивые гуманные отно­шения. Учение становится смыслом жизни для ребенка.

Трудоемкость: динамична - по мере приобретения опыта затраты времени уменьшаются.

Внедрение: многое в системе работы определяют ин­дивидуальные черты личности учителя, однако определенные элементы работы (приемы организации жизни детей, приемы обучения грамоте и т.д.) может использовать любой учитель начальной школы.

Элементы опыта

1. Требования к личностным качествам учителя начальных классов.

2. Основные требования к процессу обучения в начальной школе.

3. Принципы педагогической деятельности:

♦ управление обучением с позиции интересов детей;

♦ постоянное проявление веры в возможности каждого ре­бенка;

♦ сотрудничество со школьниками в процессе обучения;

♦ этичное отношение к школьнику.

4. Режим школьной жизни шестилеток.

5. Приемы организации жизни детей в начальной школе.

6. Игровые приемы обучения:

♦ хоровой ответ;

♦ задания в «темноте»;

♦ нашептывание на ухо;

♦ «ошибка» учителя.

7. Содержательно-оценочная основа обучения.

8. Формы отчета педагога об успехах школьников.

9. Этапы обучения грамоте.

10. Противопоказания в работе с шестилетними детьми.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Обучение, оценка, отметка. - М., 1980.

2. В школу с шести лет. - М., 1981.

3. Воспитательная и образовательная функции оценки уче­ния школьников. - М., 1984.


4. Как живете, дети? Пособие для учителей. - М., 1986.

5. Здравствуйте, дети! М., 1988.
Волков Игорь Павлович

Сущность опыта: в разработанной системе развития разно­плановых способностей и доминирующей способности школьника посредством обучения решению оригинальных задач при выпол­нении заданий и изготовлении разнообразных предметов, отсту­пая от образца. При этом вместо уроков труда, рисования, вне­классной работы применяются «блоки знаний и умений» и вмес­то традиционных уроков проводятся уроки обучения творчеству.

Продуктивность: у школьников развиваются познавательные, трудовые, эвристические, изобретательские способности, преж­де всего в тех видах деятельности, которые соответствуют при­родному дарованию; достоверно определяется профессиональ­ная направленность.

Трудоемкость: динамична и у учителя, и у школьника.

Доступность: опыт доступен в первую очередь тем учите­лям, которые обладают творческим потенциалом в различных областях своей деятельности.

Внедрение данного опыта требует поддержки педагогического коллектива и родителей, а также создания достаточной матери­ально-технической базы: комнат для творчества, рабочих мест, материалов, инструментов, типографским способом изготовлен­ных «творческих книжек».

Элементы опыта

1. Оптимальные условия развития творчества школьников.

2. Обучающая творческая деятельность.

3. Процесс обучения творчеству.

4. Уроки творчества.

5. Функции «творческой книжки».

6. Учет развития творчества школьников.

7. Анализ и учет творческих работ школьников.

8. Критерии оценки творческих работ школьников.

9. Характеристика творчества школьников.

10. Теоретическая подготовка школьников к творчеству.

11. Педагогическая деятельность школьников.

12. Исследовательская деятельность школьников.

13. Изобретательство школьников.

14. Способы развития художественного творчества учащихся.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Учим творчеству. - Педагогический поиск. - М., 1987.

2. План введения «творческой книжки» в школе. - Омск, 1988.

3. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.
Иванов Игорь Петрович

Сущность опыта: использование коммунарской методики в организации формирующей деятельности школьников, педаго­гов и друзей школы, гуманистической по характеру, творческой по исполнению, коллективной по форме, общественно и личностно полезной по ее направленности. Деятельность организует­ся по циклу: а) анализ объектов, где можно принести пользу се­бе и людям, б) коллективное целеполагание, в) поиск путей и друзей дела, г) коллективное проектирование дела, д) органи­зация деятельности на пользу людям и себе, е) коллективная оценка результатов и извлечение уроков на будущее из коллек­тивного дела, прогнозирование будущих дел.


Продуктивность методики проявляется в творческом пре­образовании себя и окружающей жизни, формировании у школь­ников опыта социального преобразования жизни путем реали­зации знаний, сил, способностей сообща. Воспитание воспита­телей в ситуациях сотрудничества со школьниками.

Трудоемкость: существенно ниже, чем в случаях, когда пе­дагог берет на себя организацию формирующей деятельности, не вовлекая школьников в организацию дел на всех стадиях.

Доступность: возможность использования педагогами ком­мунарской методики доказана опытом.

Внедрение коммунарской методики может быть осу­ществлено посредством специальных семинаров с учителями и школьниками, теоретического осмысления существа дела, де­ловых игр и упражнений.

Элементы опыта

1. Комплекс идей И.П. Иванова.

2. Закономерности коммунарской методики.

3. Регрессивные типы воспитательных отношений.

4. Два вида общей заботы.

5. Совместная коллективная организаторская деятельность.

6. Задачи воспитателя в коллективной организаторской де­ятельности.

7. Формы коллективного планирования.

8. Разведка дел и друзей.

9. Формы коллективной организационной деятельности.

10.Формы коллективного обсуждения и оценки сделанного.

11. Характеристика коллективного творческого дела (КТД).

12. Стадии КТД.

13.Условия эффективности КТД.

14. Единый воспитательный коллектив.

15.Условия создания общественного коллектива.

16. Динамика воспитательного процесса.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Воспитывать коллективистов. - Педагогический поиск. - М., 1987.

2. Формирование юных общественников и организаторов. - Л., 1969.

3. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
Ильин Евгений Николаевич

Область педагогического творчества: преподавание ли­тературы.

Сущность опыта: «обучающее воспитание» на уроке ли­тературы, цель которого - нравственное формирование сред­ствами литературы, а не литературоведческие знания. Основ­ной метод: нравственно-публицистическая интерпретация тек­ста, сближение литературы с жизнью ученика. Метод реализу­ется в сумме приемов: анализ детали, аналитический вопрос, этический монолог, микродиспут и т.д. Новизна опыта - в совокупности приемов.

Продуктивность: развивает самосознание, аналитические художественные способности ученика.