Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1235
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
♦ совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
♦ сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
♦ федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.
Система непрерывного педагогического образования (НПО) объединяет 675 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 180 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалификации.
Внутри системы НПО происходят интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Система НПО ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг: она готовит педагогические кадры для более чем 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек.
Востребованность выпускников системы НПО не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы НПО приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.
Управление системой НПО осуществляется федеральным органом управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации.
Система непрерывного педагогического образования — динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях.
Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы НПО.
В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы НПО, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработки научно-методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях.
Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной мотивации.
Приобщение педагога к ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей системы высшего образования, на ее базе функционирует 150 диссертационных советов. По численности научных работников педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования.
Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы НПО, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и практической направленности.
Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки педагога невозможно без усиления при формировании содержания педагогического образования роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование.
Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов.
Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.
Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-региональной (вузовской) составляющей, курсов по выбору и дисциплин специализаций.
Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели — качественной подготовки кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования.
Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования.
Внедрение системы непрерывного педагогического образования предопределило постановку следующих ее целей:
♦ расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества;
♦ повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.
Достижение указанных целей может быть осуществлено посредством многоуровневого педагогического образования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами и обеспечивающего решение следующих задач:
♦ личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;
♦ обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;
♦ преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.
Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.
Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.
Описание системы учреждений педобразования целесообразно, на наш взгляд, начинать с педагогических классов (лицеев), которые фактически являются педагогически или, точнее, гуманитарно-ориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагогической подготовки.
Допрофессиональная педагогическая подготовка реализует следующие цели:
♦ помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;
♦ сориентировать их на человека как основную ценность;
♦ сформировать положительную установку на педагогическую деятельность;
♦ раскрыть возможности этой деятельности для творческой самореализации личности;
♦ развить интерес к педагогическим профессиям;
♦ помочь в осознанном выборе жизненных и профессиональных путей.
В современной практике сложились следующие разнообразные формы допрофессионалъной подготовки учителя:
♦ педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам;
♦ педагогический профиль 10—11-х классов в гимназиях (как правило, при педвузах);
♦ специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля;
♦ педагогические лицеи или классы лицеистов;
♦ факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;
♦ летние лагеря «Юный педагог».
Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Для достижения этих целей используются тренинги, различные виды практик, рефлексивные обсуждения своих практик и собственного процесса, лабораторные занятия по психологической самодиагностике и др.
Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых ведется подготовка профессионалов, владеющих педагогическим мастерством.
В педагогических училищах происходит формирование когнитивных (знаниевых) и личностных характеристик, а также освоение навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности в рамках современного образовательного процесса. Из когнитивного блока на первое место выходят методики, характеристики работы, соответствующей определенному возрасту; из личностного блока — способность к эмпатии и толерантности; из деятельностного — способность к реализации наиболее распространенных технологий обучения и воспитания. Основная задача, выполняемая такими учреждениями, — подготовка кадров для детских дошкольных учреждений и начальной общеобразовательной школы.
Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиоиальными программами первого и второго уровней. Они предоставляют обучающемуся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.