Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 937

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Содержание педагогической деятельности воспитателя зафиксировано в его должностных обязанностях, соглас­но которым он:

♦ планирует и организует жизнедеятельность обучающих­ся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспита­ние;

♦ проводит повседневную работу, обеспечивающую со­здание условий для их социально-психологической ре­абилитации, социальной и трудовой адаптации;

♦ использует разнообразные формы, методы и средства обучения;

♦ на основе изучения индивидуальных особенностей, ре­комендаций психолога планирует и проводит с обучаю­щимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

♦ совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (вос­питанников, детей), проводит мероприятия, способ­ствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;

♦ организует выполнение обучающимися (воспитан­никами, детьми) режима дня, приготовление ими до­машних заданий, оказывает им помощь в учении, орга­низации досуга и в получении дополнительного обра­зования, вовлекая их в художественное и научно-тех­ническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;

♦ организует с учетом возраста обучающихся (воспитан­ников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде;

♦ способствует проявлению интереса у обучающихся (вос­питанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их тру­доустройству и дальнейшему обучению;

♦ проводит работу по профилактике отклоняющегося по­ведения, вредных привычек. Оказывает помощь в орга­низации самоуправленческих начал в деятельности кол­лектива обучающихся (воспитанников, детей);

♦ изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;

♦ взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанни­ков, детей) или лицами, их заменяющими;

♦ координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогичес­кой деятельности. В самом деле, педагогическое действие начинается с формулирования некоей задачи, определе­ния средств, содержания, способов ее решения и предпо­лагаемого результата действия. Будучи решенной теоре­тически, задача переходит в фазу практического преобра­зовательного акта, в ходе осуществления которого выяв­ляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия педагога.


Возникает необходимость анализа ситуации и определе­ния путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова пе­реходит в форму педагогической задачи, условия кото­рой становятся более полными. Таким образом, деятель­ность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных ти­пов, классов и уровней.

В качестве заключительного блока информации, рас­крывающего сущность педагогической деятельности, рас­смотрим деятельность педагога еще в двух аспектах.

Во-первых, необходимо отметить коллективный ха­рактер педагогической деятельности. Педагог, как прави­ло, реализует свою деятельность, являясь членом пе­дагогического коллектива образовательного учреждения, которое, в свою очередь, работает по единому плану, вы­ступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникаль­ный психологический климат и воздействует на личность педагога в ту или иную сторону.

Во-вторых, на развитие ребенка в образовательном уч­реждении сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в ши­роком смысле понимаемый как весь педагогический кол­лектив, а в более узком — как та группа педагогов, кото­рая непосредственно работает с конкретным коллективом воспитанников.

В последнее время, когда осуществление государствен­но-общественного принципа управления образованием обрело реальные очертания, понятие совокупного субъек­та педагогической деятельности приобретает более широ­кое толкование, в которое включаются все участники об­разовательного процесса (ученики и их родители, учителя и педагоги дополнительного образования, а также соци­альные педагоги и представители производственной, куль­турной, просветительской общественности).

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основными видами педагогической деятельности яв­ляются преподавание и воспитание.

Преподавание — это такой вид специальной деятельнос­ти педагога, который направлен на управление преимуще­ственно познавательной деятельностью школьников. Пре­подавание — один из основных смыслообразующих ком­понентов процесса обучения. В структуре обучения пре­подаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только и ре­зультате тесного взаимодействия с обучаемым так в не­посредственной, так и в опосредованной форме. Но в ка­кой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие актив­ного процесса учения.

Таковым же он выступает при условии, когда дея­тельность учащихся обеспечивается, организуется и кон­тролируется учителем, когда целостность процесса обу­чения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обуче­ния учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию, структурирование учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует деятельность учащих­ся, рациональную, эффективную, адекватную задачам обу­чения.

Предметом деятельности преподавателя выступает ру­ководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (рис. 8).



Воспитательная работа — это педагогическая деятель­ность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения за­дач их гармоничного развития. Преподавание и воспита­тельная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, сте­пень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обуче­ние лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания.


Преподавание значительно легче по способам его орга­низации и осуществления, а в структуре целостного педа­гогического процесса, по мнению В.А.Сластенина, «оно должно занимать подчиненное положение».

Если в процессе обучения практически все можно до­казать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, по­скольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отно­шения к учебной деятельности в целом, т.е. От результата не только преподавания, но и воспитания.

Существует еще несколько видов педагогической дея­тельности, которые наглядно показаны на рис. 9.

Р ассматривая, например, круг обязанностей воспита­теля группы продленного дня, можно увидеть в его деятель­ности и преподавание, и воспитательную работу. Решая задачи воспитывать у учащихся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены, он регулирует режим дня школь­ников, наблюдает и оказывает помощь в своевременном приготовлении домашних заданий, в разумной организа­ции досуга. Очевидно, привитие привычек культурного поведения, навыков личной гигиены и учебной деятель­ности — это уже сфера не только воспитания, но и обуче­ния, которая требует систематических упражнений.
Необходимо указать еще один аспект данной пробле­мы: некоторые учителя помимо преподавательской рабо­ты выполняют еще функции классного руководителя. Классный руководитель в общеобразовательной школе Рос­сийской Федерации - учитель, осуществляющий наряду с пре­подаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса. В содержа­ние деятельности классного руководителя входит:

♦ всестороннее изучение учащихся, выявление их склон­ностей, запросов и интересов, создание актива класса, разъяснение Устава школы или «Правил для учащих­ся» с целью воспитания норм поведения и чувства от­ветственности за честь класса и школы;

♦ наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, обще­ственной работой и досугом учащихся;


♦ организация внеклассных и внешкольных мероприя­тий;

♦ систематическое взаимодействие с родителями учащихся, организация работы родительского комитета класса;

♦ принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы и т.д.

Классный руководитель составляет план работы на чет­верть или на полугодие, в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельно­сти. Важнейшая задача классного руководителя - разви­тие ученического самоуправления*.

Кроме того, можно выделить в отдельную группу виды деятельности по признаку специфических задач и функци­онала педагогов различных специальностей. К примеру, виды деятельности социального педагога включают в себя:

♦ социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

♦ социально-правовую помощь, направленную на соблю­дение прав человека и прав ребенка, содействие в реа­лизации правовых гарантий различных категорий де­тей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

♦ социально-реабилитационную помощь, направленную на оказание реабилитационных услуг в центрах, комп­лексах, службах и других учреждениях по восстановле­нию психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в этом детей;

♦ социально-бытовую помощь, направленную на содей­ствие в улучшении бытовых условий детей, проживаю­щих в семьях группы риска;

♦ социально-экономическую помощь, направленную на оказание содействия в получении пособий, компенса­ций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детс­ких домов;

♦ медико-социальную помощь, направленную на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, про­филактику алкоголизма, наркомании несовершенно-

летних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;

♦ социально-психологическую помощь, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье и мик­росоциуме, в которых развивается ребенок, на устране­ние негативных воздействий дома, в школьном коллек­тиве, затруднений во взаимоотношениях с окружающи­ми, в профессиональном и личном самоопределении;