Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 878

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Проблемы и перспективы педагогической профессии закономерно связаны с проблемами образования, посколь­ку именно носители этой профессии обеспечивают функ­ционирование всех компонентов системы образования, отвечая за грамотное управление процессом образования и достижение его целей.

Какими видятся нам проблемы российского образова­ния в начале XXI в.?

Проблема эффективности образования. Понятие «эффек­тивность» в самой общей форме обозначает степень при­ближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных по­следствий или издержек.

Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тен­денция рассматривать сферу образования в экономиче­ском отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффек­тивность. С этим подходом связан так называемый прин­цип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народохозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть эко­номически выгодным, высокорентабельным делом.

Достижение необходимых обществу определенных со­циальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни лю­дей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образова­тельного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.

Признание исключительной значимости научно-обра­зовательного потенциала как фактора социально-эконо­мического развития современных обществ не должно скры­вать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.

Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей цен­ности. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность антигуманизм, озна­чающий отношение одного человека к другому как к сред­ству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Противостояние и активное взаи­модействие антиподов - гуманизма и антигуманизма - пронизывает всю историю человечества. Тем не менее, гума­нистические тенденции в образовании неуклонно нарас­тают в общественном сознании.



Гуманистические идеи могут распространяться и утвер­ждаться в жизни общества лишь через просвещение и об­разование. Но и само образование и как социальный ин­ститут, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации. Одним из путей гуманизации образования является его гуманитаризация. Однако гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, посколь­ку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к приме­ру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманита­ризации изучать увеличивающиеся объемы учебного ма­териала по общественным наукам.

Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образо­вания. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом све­дений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятель­ности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведо­мо не будут востребованы в непосредственной практичес­кой деятельности. Оба типа ценностных (аксиологичес­ких) ориентации неадекватно соотносят реальные возмож­ности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недо­статков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в раз­работке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и со­циального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обла­дать умениями оценивать собственные возможности и спо­собности, брать на себя ответственность за свои убежде­ния и поступки.

Как известно, образование является общечеловеческой цен­ностью. Однако образование наряду с другими общечело­веческими ценностями на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что от­ношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в Рос­сии тоже, сейчас все более признается личностная цен­ность образования. Иными словами, образование - это не только «подготовка кадров», оно важно для самого чело­века».


На отношение человека к образованию как к личност­ной ценности влияют и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной ус­пешности на предыдущих этапах образования, отноше­ние к образованию «значимых других». Ценность образо­вания, ранг которой в системе ценностей молодежи не­сколько снизился в начале 90-х годов, вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагмати­ческий подход к образованию, прослеживается тенден­ция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.

Каковы же основные проблемы развития педагогической профессии в настоящий период?

1. Проблема конкурентоспособности профессии на рынке труда (потребность в профессионалах; неблагополучная демографическая ситуация; низкая оплата труда педагога; появление новых технологий, вытесняющих в определен­ной мере педагога из образовательного процесса посред­ством замены его менеджером образования, способным обучить большее количество людей в одиночку, исполь­зуя дистанционное обучение; снижение престижности зна­ний; необходимость совмещения одним педагогом несколь­ких функционалов и специальностей).

2. Проблема готовности педагога к работе в единой ин­формационной среде. Подготовка и переход на преподава­ние с использованием информационных технологий.

3. Проблема феминизации педагогической профессии. В 1975 г. доля мужчин среди учителей составляла 21%, в 1995 г. она составила уже 15%, в настоящее время — 14,5%.

По данным Минобразования России, в 2000/2001 учеб­ном году при общей численности учителей общеобразова­тельных учреждений 1,52 млн. человек, численность жен­щин составила 1,3 млн. (85,5 %), причем в городских шко­лах феминизация достигает 89,5%, в сельских — 80,7%.

Как показывают социологические исследования, жен­щины-педагоги, отдавая в 2-3 раза больше, чем мужчи­ны, времени домашнему труду, имеют значительно мень­ше возможностей участвовать в общественной жизни, ра­ботать над повышением своего профессионального и об­щекультурного уровня, что нередко сказывается на уровне учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, для пра­вильного воспитания школьников, особенно мальчиков, в школах необходимо обеспечить достаточно сильное вли­яние педагогов-мужчин.

4. Недостаточная подготовка учителей по проблемам:


♦ обеспечения здоровья детей;

♦ воспитания учащихся в современных условиях,

♦ помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных си­туациях;

♦ оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;

♦ обеспечения прав детей;

♦ реализации здоровьесберегающих технологий;

♦ внедрения современных средств контроля и оценива­ния результатов обучения;

♦ обеспечения взаимодействия с родителями учащихся;

♦ выработки нового стиля взаимоотношений между учи­телем и учащимися в связи с утверждением гуманисти­ческих ценностей и мышления;

♦ оказания помощи ученику в его саморазвитии;

♦ организации внеурочной воспитательной работы в шко­ле и дополнительного образования школьников.

5. Проблема качественной подготовки учителей для сель­ской малокомплектной школы.

6. Проблема старения педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе. По данным Ми­нобразования России, за 2000/2001 учебный год в общеобразовательных учреждениях работало 159,2 тыс. пенсио­неров, что составило 10,5% от общего числа учителей, причем в городских школах этот показатель достиг 12,6%.

7. Запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования.

Основные проблемы, с которыми непосредственно стал­киваются педагоги в своей профессиональной деятельности:

♦ постоянно усложняющиеся требования к повышению качества образования сталкиваются с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога;

♦ педагог должен решать противоположные задачи: с од­ной стороны, выполнять требования государственных образовательных стандартов в повседневной и где-то рутинной работе, а с другой стороны — быть творчес­кой личностью, так как ему приходится ежедневно стал­киваться с нестандартными педагогическими задача­ми, требующими от него творческого, подчас иссле­довательского подхода;

♦ для качественного решения все усложняющихся проблем воспитания педагог должен обладать более высоким уров­нем интеллигентности в условиях расширяющейся ин­формационной свободы необходимо возрастает роль духовно-нравственного потенциала его личности;

♦ педагог поставлен перед необходимостью неустанно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей профессиональной деятельности, к своим инди­видуальным особенностям и способностям, однако по­стоянный дефицит времени, сил и средств делает эту задачу для многих педагогов проблематичной;