Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1241
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Проблемы и перспективы педагогической профессии закономерно связаны с проблемами образования, поскольку именно носители этой профессии обеспечивают функционирование всех компонентов системы образования, отвечая за грамотное управление процессом образования и достижение его целей.
Какими видятся нам проблемы российского образования в начале XXI в.?
Проблема эффективности образования. Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек.
Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматривать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народохозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.
Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.
Признание исключительной значимости научно-образовательного потенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.
Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Противостояние и активное взаимодействие антиподов - гуманизма и антигуманизма - пронизывает всю историю человечества. Тем не менее, гуманистические тенденции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании.
Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в жизни общества лишь через просвещение и образование. Но и само образование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации. Одним из путей гуманизации образования является его гуманитаризация. Однако гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, поскольку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к примеру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманитаризации изучать увеличивающиеся объемы учебного материала по общественным наукам.
Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценностных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в разработке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Как известно, образование является общечеловеческой ценностью. Однако образование наряду с другими общечеловеческими ценностями на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными словами, образование - это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека».
На отношение человека к образованию как к личностной ценности влияют и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих этапах образования, отношение к образованию «значимых других». Ценность образования, ранг которой в системе ценностей молодежи несколько снизился в начале 90-х годов, вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагматический подход к образованию, прослеживается тенденция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.
Каковы же основные проблемы развития педагогической профессии в настоящий период?
1. Проблема конкурентоспособности профессии на рынке труда (потребность в профессионалах; неблагополучная демографическая ситуация; низкая оплата труда педагога; появление новых технологий, вытесняющих в определенной мере педагога из образовательного процесса посредством замены его менеджером образования, способным обучить большее количество людей в одиночку, используя дистанционное обучение; снижение престижности знаний; необходимость совмещения одним педагогом нескольких функционалов и специальностей).
2. Проблема готовности педагога к работе в единой информационной среде. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий.
3. Проблема феминизации педагогической профессии. В 1975 г. доля мужчин среди учителей составляла 21%, в 1995 г. она составила уже 15%, в настоящее время — 14,5%.
По данным Минобразования России, в 2000/2001 учебном году при общей численности учителей общеобразовательных учреждений 1,52 млн. человек, численность женщин составила 1,3 млн. (85,5 %), причем в городских школах феминизация достигает 89,5%, в сельских — 80,7%.
Как показывают социологические исследования, женщины-педагоги, отдавая в 2-3 раза больше, чем мужчины, времени домашнему труду, имеют значительно меньше возможностей участвовать в общественной жизни, работать над повышением своего профессионального и общекультурного уровня, что нередко сказывается на уровне учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, для правильного воспитания школьников, особенно мальчиков, в школах необходимо обеспечить достаточно сильное влияние педагогов-мужчин.
4. Недостаточная подготовка учителей по проблемам:
♦ обеспечения здоровья детей;
♦ воспитания учащихся в современных условиях,
♦ помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
♦ оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;
♦ обеспечения прав детей;
♦ реализации здоровьесберегающих технологий;
♦ внедрения современных средств контроля и оценивания результатов обучения;
♦ обеспечения взаимодействия с родителями учащихся;
♦ выработки нового стиля взаимоотношений между учителем и учащимися в связи с утверждением гуманистических ценностей и мышления;
♦ оказания помощи ученику в его саморазвитии;
♦ организации внеурочной воспитательной работы в школе и дополнительного образования школьников.
5. Проблема качественной подготовки учителей для сельской малокомплектной школы.
6. Проблема старения педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе. По данным Минобразования России, за 2000/2001 учебный год в общеобразовательных учреждениях работало 159,2 тыс. пенсионеров, что составило 10,5% от общего числа учителей, причем в городских школах этот показатель достиг 12,6%.
7. Запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования.
Основные проблемы, с которыми непосредственно сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности:
♦ постоянно усложняющиеся требования к повышению качества образования сталкиваются с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога;
♦ педагог должен решать противоположные задачи: с одной стороны, выполнять требования государственных образовательных стандартов в повседневной и где-то рутинной работе, а с другой стороны — быть творческой личностью, так как ему приходится ежедневно сталкиваться с нестандартными педагогическими задачами, требующими от него творческого, подчас исследовательского подхода;
♦ для качественного решения все усложняющихся проблем воспитания педагог должен обладать более высоким уровнем интеллигентности в условиях расширяющейся информационной свободы необходимо возрастает роль духовно-нравственного потенциала его личности;
♦ педагог поставлен перед необходимостью неустанно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей профессиональной деятельности, к своим индивидуальным особенностям и способностям, однако постоянный дефицит времени, сил и средств делает эту задачу для многих педагогов проблематичной;