Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1228
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Повышение требований к профессиональному образованию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов в подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений.
Нормативной базой подготовки современного российского педагога является Государственный стандарт высшего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисциплин, в который входит и данный курс.
«Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназначено для изучения на первых курсах педагогических вузов (программа курса приводится в Приложении 1).
Выход предлагаемого учебного пособия обусловлено рядом причин, среди которых:
♦ сохраняющийся дефицит подобной учебной литературы, испытываемый как студентами, так и преподавателями педагогических учебных заведений;
♦ необходимость по-новому осветить некоторые разделы, ввести новые материалы (связанные, например, с педагогическими ошибками как специфическим структурным компонентом педагогической деятельности), что потребовало значительной структурной перестройки и существенной переработки практически всего содержания курса.
За последние два года, прошедшие с момента издания предыдущего пособия, мало что изменилось в плане удовлетворения потребности студентов и преподавателей педвузов в пособиях этой тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь семь соответствующих источников.
1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 1998.
2. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2002.
3. Введение в педагогическую профессию. Курс лекций. — Научные редакторы Н.К. Сергеев и Е.И. Сахарчук. — Волгоград, 1998.
4. Введение в специальность. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. — М., 1988.
5. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Ввеение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. М., 2001.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997. — Гл.2.
7. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов. — Челябинск, 1988. — С. 64—65.
Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечающего требованиям государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти пособия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги.
Для удобства организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках освоения данного курса и их самообразовательной работы были внесены изменения в методическое сопровождение содержания, а именно: переформулированы вопросы и задания для самоконтроля, составлен глоссарий, включающий в себя базовые понятия курса, выделенные курсивом в соответствующих главах, расширен список приложений, доработаны список литературных источников и содержание наглядного табличного и схематического материала. С учетом стартовых возможностей студентов-первокурсников авторы внесли определенные стилистические изменения, направленные на облегчение работы будущих педагогов над содержанием пособия за счет преодоления наукообразности при соблюдении принципа научности.
Авторы рассчитывают продолжить работу над совершенствованием данного учебного пособия и с благодарностью примут замечания и предложения заинтересованных и внимательных читателей.
Для адресного направления замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания данного пособия сообщаем, что авторство материалов распределилось следующим образом.
В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус: Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам; 1.3; 1.4; Вопросы и задания для самоконтроля ко всем главам, литература для самостоятельного изучения ко всем главам, приложения, глоссарий.
В.А.Мижериков: Введение; 2.1 — 2.5; главы 3, 4; Заключение,
Т.А.Юзефавичус: 1.1; 1.2; 2.6.
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
Приступая к рассмотрению проблемы педагогической профессии, полезно разобраться в том, что такое профессия вообще. Нам представляется, что понятие «профессия» весьма многогранно и многоаспектно.
Во-первых, следует учитывать, что профессия может быть представлена как общность людей, занимающихся родственными проблемами и ведущих во многом сходный образ жизни (как известно, любая профессия накладывает определенный «отпечаток» на привычки, характер, взгляды и поведение человека). Разумеется, все люди по-разному проявляют себя как в жизни, так и в профессиональной деятельности, достигают разных результатов и в разной степени успешны, но базовая система ценностей у представителей одной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.
Во-вторых, если рассматривать профессию как область приложения сил ее обладателя, то следует иметь в виду, что это связано с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь необходимо решить вопрос, в каких сферах жизнедеятельности специалист может реализовать себя как профессионал.
В-третьих, рассматривая профессию как деятельность и область проявления личности, не надо забывать о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
В-четвертых, профессия выступает как реальность, творчески формируемая самим субъектом деятельности. Это означает, что в любой культурно-исторической эпохе многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей, которые часто сами определяют место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполняют работу «согласно циркуляру». Именно благодаря конкретным профессионалам и развивается профессия.
В-пятых, профессию следует рассматривать как исторически развивающееся явление. Большинство профессий прошло вполне длительный и определенный путь своего развития до момента, когда она стала такой, какой существует в настоящее время. Изучение генезиса профессии важно для понимания и овладения будущими специалистами ее сущностью и спецификой. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторической ситуации и, следовательно, изменения социального заказа на выпускников образовательных учреждений.
В целом понятие «профессия» включает следующие характеристики:
♦ это вполне определенный, регламентированный вид трудовой деятельности, предполагающий сотрудничество со смежными профессиями;
♦ это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки;
♦ это труд, выполняемый за материальное вознаграждение (этим профессия отличается от непрофессиональных видов деятельности и досуга);
♦ это общественно полезный труд;
♦ это труд, определяющий определенный статус человека в обществе.
Чтобы еще лучше уяснить сущность понятия «профессия», полезно вспомнить определение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни, хотя было высказано еще в начале XX века отечественным психологом С.М. Богословским: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию... и признается за профессию личным самосознанием данного лица».
Это высказывание С.М.Богословского позволяет выделить один из важных аспектов профессиональной деятельности (психологический) и обратить внимание на некоторые издержки профессионализации личности. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. Для такого человека при длительном выполнении им нелюбимой работы профессиональная деятельность превращается в ежедневное насилие над собой, что зачастую приводит сначала к хроническому недовольству собой, а потом — к психическим нарушениям и даже заболеваниям.
Как известно, многие люди считают себя «неплохими педагогами»: они ведь воспитывают (и вполне успешно, как им представляется) своих детей. «Житейская педагогика» имеет полное право на существование, и даже профессиональные педагоги в немалой степени опираются на опыт житейской мудрости, включая и свой собственный жизненный опыт. Еще один пример. Многие считают, что знаний по определенному предмету, например, по физике вполне достаточно, чтобы обучать этому предмету. Практика показывает, что при дефиците школьных учителей инженерные работники, обладающие достаточно глубокими знаниями в сфере «своей» науки, приходят в школу и неплохо работают на первых порах. По мере «погружения» в образовательную деятельность становится очевидной, необходимость педагогической (чаще всего методической) подготовки такого специалиста, поскольку он испытывает затруднения в грамотной организации учебно-познавательной деятельности детей, в педагогическом общении и пр.
Специалисты все-таки различают профессиональную педагогическую деятельность и деятельность непрофессионального педагога. Рассмотрим, в чем конкретно проявляются такие различия.
1. Житейские знания, которыми руководствуется педагог-непрофессионал, конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а профессиональная педагогическая деятельность базируется на обобщенных знаниях, на выявленных педагогикой общих закономерностях жизни и поведения людей в процессе образования.
2. Житейская педагогика носит в значительной мере интуитивный характер, а профессиональный педагог стремится рационально объяснить, понять происходящее с точки зрения педагогической науки и прогнозировать последствия педагогической деятельности. Житейский опыт передается в достаточно свободной (устной или письменной) форме, а опыт профессиональной педагогической деятельности в виде научно-педагогических знаний передается через специальную систему фиксирования накопленного опыта и достижений науки.
4. В житейской педагогике получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий, а в педагогической деятельности ее субъект опирается на знания о ребенке, полученные в результате комплексного изучения ребенка посредством научно обоснованных диагностических методик.
5. Педагог в своей деятельности использует обширную, разнообразную, систематизированную и упорядоченную фактологию, недоступную ни одному непрофессиональному воспитателю, носителю житейской мудрости.
6. Непрофессиональный педагог (к примеру, родитель) осуществляет свое воспитательное влияние, не ограничиваясь никакими рамками и инструкциями, а профессиональная педагогическая деятельность достаточно жестко регламентирована и по времени и по форме и по содержанию различными документами (образовательными программами, стандартами, квалификационными требованиями и пр.).
7. Существенным отличием является наличие у педагога-профессионала документа о педагогическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально (и действительно, некоторые «профессионалы» могут уступать по многим позициям даже «любителям»), большинство потребителей образовательных услуг (ученики и их родители) предпочитают, чтобы с ними работал дипломированный педагог. Кроме того, в большинстве случаев получение диплома представляется и как итог напряженной и многолетней интеллектуальной деятельности студента,