Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 886

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Высшее и среднее профессиональное образование, №8, 2001.

32. Орлов А.А., Агафонова А. С. Введение в педагогическую дея­тельность: Практикум: учеб.-методич. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. - М., 2004.

33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.

34. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.

35. Педагогический поиск/ Сост. И.И.Баженова. - М., 1990.

36. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М., 1999.

37. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1993.

38. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. — М., 2000.

39. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах / Гл. ред. В.В. Давыдов, М., 1993, 1999 гг.

40. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.

41. Сластенин. - М., 2000.

42. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Пе­дагогика. М., 1998.

43. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Об­щая педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч., М., 2002.

44. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.

45. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,

46. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989.

47. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 11 т. - М., 1953.

48. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методоло­гия, практика. — М., 1998.

49. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995

50. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспери­ментально-дидактический комплекс. М., 1997.

51. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию. Курс лекций. — М., 2002.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


ПРОГРАММА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специфика курса «Введение в педагогическую деятельность» определена принципиальной новизной образовательной ситуа­ции, в которой разворачивается деятельность педагога обще­образовательного учреждения. Новый характер взаимоотноше­ний учителя и учащихся основан на переходе российского об­разования от логики субъект-объектных отношений (педагоги­ческое воздействие) к логике субъект-субъектных отношений (педагогическое взаимодействие) в образовательном процессе. Он предполагает:

♦ формирование иной системы ценностных ориентации и вос­питательно-образовательных целей;

♦ изменения и в структуре системы образования, и в характе­ре социально-экономических связей, в рамках которых функци­онирует общеобразовательное учреждение;

♦ существенное изменение характера подходов к профессио­нально-педагогической подготовке будущих педагогов, обуслов­ленное требованиями Государственного образовательного стан­дарта высшего педагогического образования второго поколения.

Вместе с тем необходимы переоценка и освоение опыта и традиций подготовки педагогических кадров предшествующих лет.

В современной образовательной ситуации задача формиро­вания у студента системы профессионально-педагогических знаний и умений является необходимым, но недостаточным условием его готовности к практической педагогической деятель­ности. Во всей актуальности встает задача воспитания, обра­зования и развития специалиста как «высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, предприимчивой в условиях рыночных отношений».

Успешность реализации этой задачи в рамках отдельных педагогических дисциплин во многом зависит от того, насколь­ко целесообразно будут отобраны содержание, формы и мето­ды организации учебно-познавательной деятельности студен­тов, от успешности внедрения новых педагогических техноло­гий, позволяющих диагностировать цели и результаты дея­тельности вузовских преподавателей по формированию педагогического профессионализма студентов. Именно с этих позиций разрабатывалась данная программа курса «Введение в педагогическую деятельность». Курс «Введение в педагоги­ческую деятельность» открывает цикл педагогических дисцип­лин, осваиваемых студентами в вузе. По своей сути он являет­ся вводным в системе вузовских педагогических курсов. Оттого, насколько качественно будут решены образовательные, разви­вающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профес­сионально-педагогической подготовки в целом.



Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориентированность не только на формирование у студен­тов спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в результате которой будущие педагоги разработают индиви­дуализированные модели собственного профессионального облика и программы личностного профессионального станов­ления.

Такой подход позволяет конкретно реализовать идею личностно ориентированной педагогической подготовки посредствам разработки системы мер и перспектив продвижения студента к высшему уровню педагогического образования под руковод­ством преподавателя.

Содержательное своеобразие тем аудиторных занятий ха­рактеризуется междисциплинарным характером учебной инфор­мации, предъявляемой студентам в рамках данного курса, что предполагает привлечение значительного массива сведений из психологии, философии, этики, управления и права.

При формировании системы базовых понятий курса и содер­жания тем аудиторных занятий автор исходил из понимания стар­тового уровня осведомленности студентов с педагогической проблематикой и терминологией. Кроме того, необходимо учитывать, что данный курс, имея пропедевтическую направ­ленность, занимает сравнительно небольшой объем в учебном плане вуза, что в значительной мере осложняет задачу препо­давателя данной дисциплины. Один из путей реализации этой сложной задачи автор видит в комплексном подходе к структу­рированию педагогической учебной информации, исключающем бессодержательные, бесструктурные рассуждения и дающем возможность «извлечения из смежных наук о человеке сведе­ний, легко отыскиваемых и включаемых в систему педагогиче­ской информации».

Структурное своеобразие предлагаемой программы состо­ит в том, что в качестве вариативной части, расширяющей со­держание, государственного образовательного стандарта по педагогическому образованию, в нее включены подходы к раз­работке авторских программ профессионально-педагогическо­го становления и развития студентов. Авторская программа представляет собой обобщенную и систематизированную ин­формацию об индивидуальном профессиональном облике сту­дента, его достоинствах и недостатках, уровне готовности к ос­воению педагогической профессии и разработанных на основе этих данных задачах профессионально-педагогического разви­тия и способах их реализации. Алгоритмизированная последо­вательность действий преподавателя и студентов позволяет включать студентов в непрерывное профессиональное самораз­витие, а также актуализировать теоретические знания по курсу. Студентам предлагается выполнить ряд творческих заданий (ретроспективный анализ фактов школьной действительности, самодиагностика ПЗЛК, разработка профессионально-педаго­гической позиции, конструирование индивидуализированных моделей профессионального облика, разработка и мотивиров­ка задач собственного профессионального развития и спосо­бов их достижения и др.). Реализацию данного подхода предпо­лагается осуществлять через организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной ра­боты на различных этапах, познакомить студентов с рациональ­ными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставлен­ными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.


В программу включены контрольные вопросы для зачета, вопросы и задания для самообразования студентов, список литературы.

Автор считает, что преподаватели, исходя из специфики учеб­ных планов факультетов и других условий организации учебно­го процесса в конкретном вузе, самостоятельно решат вопрос о том, использовать ли результаты деятельности студентов по разработке авторских программ как основной критерий оценки их успешности в усвоении курса или как составляющий в сово­купности с результатами проведения традиционного зачета.

Основные задачи курса

1. Формирование у студентов педвуза комплексного пред­ставления о своей будущей профессии.

2. Приобщение студентов-первокурсников к наиболее акту­альной проблематике современной педагогической науки и прак­тики.

3. Формирование у студентов потребности, умений и началь­ного опыта профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования.

4. Формирование у первокурсников навыков вузовской познавательной деятельности.

5. Содействие формированию гуманистической направлен­ности личности и гуманистического характера деятельности бу­дущего учителя.

6. Формирование мотивации непрерывного профессиональ­ного саморазвития и самосовершенствования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего (час)

Аудиторные занятия (час)

лекции

семинары

1.

Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития

4

4




2.

Личность педагога и его профес­сионально значимые качества

2

0

2

3.

Профессиональная деятельность педагога

6

4

2

4.

Общая и профессиональная куль­тура педагога: сущность, специфи­ка, взаимосвязь

6

4

2

5.

Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога

6

4

2

6.

Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и раз­вития.

Защита авторских программ

4

2

2




Всего:

28

18

10



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематика лекционных занятий
Тема 1. Педагогическая профессия: общая характерис­тика и перспективы ее развития

Базовые понятия темы: педагогическая профессия, пе­дагогическая специальность, педагогическая квалификация, педагогическая направленность личности, гуманистическая направленность личности педагога, профессионально значи­мые качества личности педагога, взаимоотношения педаго­га и ребенка, ответственность, права и обязанности участ­ников образовательного процесса, педагогическая позиция.

Общее представление о профессии. Возникновение и ста­новление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профес­сиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности становления и разви­тия педагогической профессии в России. Личность педагога: общая характеристика. Направленность личности педагога. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогиче­ской науки и практики. Профессионально значимые качества личности педагога. Личностные и правовые аспекты взаимоот­ношений педагога и ребенка.

Проблемы и перспективы развития педагогической профес­сии в современной России.

Вопросы и задания для самообразования

1. Назовите основные этапы возникновения и развития пе­дагогической профессии.

2. Назовите выдающихся педагогов разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?

3. Раскройте содержание понятия «гуманистическая направ­ленность личности педагога».

4. Охарактеризуйте различные типы профессиональной педагогической направленности.

5. Какими нормативными документами должен руководство­ваться педагог в своей профессиональной деятельности?

6. Охарактеризуйте «ответственность» как профессиональ­но значимое качество личности и как правовое понятие.

7. Напишите микросочинение на тему: «Как я представляю себя в мире педагогической профессии».
Тема 2. Профессиональная деятельность педагога

Базовые понятия темы: педагогическая деятельность, педагогическая мотивация, цель профессиональной деятель­ности педагога, содержание педагогической деятельности учителя, преподавание, воспитательная работа, функции пе­дагогической деятельности, стиль педагогической деятель­ности, педагогическая компетентность, педагогические уме­ния, психолого-педагогическая подготовленность выпускни­ка педвуза, профессионально- педагогическая ошибка.