Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 868

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Повышение требований к профессиональному образова­нию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов в подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений.

Нормативной базой подготовки современного россий­ского педагога является Государственный стандарт выс­шего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисцип­лин, в который входит и данный курс.

«Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназна­чено для изучения на первых курсах педагогических вузов (программа курса приводится в Приложении 1).

Выход предлагаемого учебного пособия обусловлено рядом причин, среди которых:

♦ сохраняющийся дефицит подобной учебной литерату­ры, испытываемый как студентами, так и преподавате­лями педагогических учебных заведений;

♦ необходимость по-новому осветить некоторые разделы, ввести новые материалы (связанные, например, с пе­дагогическими ошибками как специфическим струк­турным компонентом педагогической деятельности), что потребовало значительной структурной перестройки и существенной переработки практически всего содер­жания курса.

За последние два года, прошедшие с момента издания предыдущего пособия, мало что изменилось в плане удов­летворения потребности студентов и преподавателей пед­вузов в пособиях этой тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь семь соответствующих ис­точников.

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогичес­кую профессию. Учебное пособие для студентов сред­них педагогических учебных заведений. М., 1998.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учебное по­собие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2002.

3. Введение в педагогическую профессию. Курс лекций. — Научные редакторы Н.К. Сергеев и Е.И. Сахарчук. — Вол­гоград, 1998.

4. Введение в специальность. Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. — М., 1988.

5. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Ввеение в педагоги­ческую деятельность. Методическое пособие. М., 2001.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для сту­дентов педагогических учебных заведений. - М., 1997. — Гл.2.


7. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию. Учебно-методическое пособие для студентов педагоги­ческих университетов. — Челябинск, 1988. — С. 64—65.

Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечаю­щего требованиям государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти по­собия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги.

Для удобства организации учебно-познавательной дея­тельности студентов в рамках освоения данного курса и их самообразовательной работы были внесены изменения в методическое сопровождение содержания, а именно: пе­реформулированы вопросы и задания для самоконтроля, составлен глоссарий, включающий в себя базовые поня­тия курса, выделенные курсивом в соответствующих гла­вах, расширен список приложений, доработаны список литературных источников и содержание наглядного таб­личного и схематического материала. С учетом стартовых возможностей студентов-первокурсников авторы внесли определенные стилистические изменения, направленные на облегчение работы будущих педагогов над содержани­ем пособия за счет преодоления наукообразности при со­блюдении принципа научности.

Авторы рассчитывают продолжить работу над совер­шенствованием данного учебного пособия и с благодар­ностью примут замечания и предложения заинтересован­ных и внимательных читателей.

Для адресного направления замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию структуры и содер­жания данного пособия сообщаем, что авторство матери­алов распределилось следующим образом.

В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус: Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам; 1.3; 1.4; Вопро­сы и задания для самоконтроля ко всем главам, литерату­ра для самостоятельного изучения ко всем главам, прило­жения, глоссарий.

В.А.Мижериков: Введение; 2.1 — 2.5; главы 3, 4; Заклю­чение,

Т.А.Юзефавичус: 1.1; 1.2; 2.6.


Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ


Приступая к рассмотрению проблемы педагогической профессии, полезно разобраться в том, что такое профес­сия вообще. Нам представляется, что понятие «профес­сия» весьма многогранно и многоаспектно.

Во-первых, следует учитывать, что профессия может быть представлена как общность людей, занимающихся родственными проблемами и ведущих во многом сходный образ жизни (как известно, любая профессия накладыва­ет определенный «отпечаток» на привычки, характер, взгля­ды и поведение человека). Разумеется, все люди по-раз­ному проявляют себя как в жизни, так и в профессио­нальной деятельности, достигают разных результатов и в разной степени успешны, но базовая система ценностей у представителей одной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.

Во-вторых, если рассматривать профессию как область приложения сил ее обладателя, то следует иметь в виду, что это связано с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь необ­ходимо решить вопрос, в каких сферах жизнедеятельнос­ти специалист может реализовать себя как профессионал.

В-третьих, рассматривая профессию как деятельность и область проявления личности, не надо забывать о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий по­тенциал и создает условия для развития этого потенциала.

В-четвертых, профессия выступает как реальность, твор­чески формируемая самим субъектом деятельности. Это оз­начает, что в любой культурно-исторической эпохе многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей, которые часто сами определяют место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполняют работу «согласно циркуляру». Именно благодаря конкретным профессионалам и развивается профессия.


В-пятых, профессию следует рассматривать как истори­чески развивающееся явление. Большинство профессий про­шло вполне длительный и определенный путь своего раз­вития до момента, когда она стала такой, какой существу­ет в настоящее время. Изучение генезиса профессии важно для понимания и овладения будущими специалистами ее сущностью и спецификой. Естественно, сама профессия ме­няется в зависимости от изменения культурно-историчес­кой ситуации и, следовательно, изменения социального заказа на выпускников образовательных учреждений.

В целом понятие «профессия» включает следующие ха­рактеристики:

♦ это вполне определенный, регламентированный вид трудовой деятельности, предполагающий сотрудниче­ство со смежными профессиями;

♦ это труд, требующий специальной подготовки и по­стоянной переподготовки;

♦ это труд, выполняемый за материальное вознагражде­ние (этим профессия отличается от непрофессиональ­ных видов деятельности и досуга);

♦ это общественно полезный труд;

♦ это труд, определяющий определенный статус челове­ка в обществе.

Чтобы еще лучше уяснить сущность понятия «профес­сия», полезно вспомнить определение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни, хотя было высказано еще в начале XX века отечественным психологом С.М. Богослов­ским: «Профессия есть деятельность, и деятельность та­кая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию... и признается за профессию личным самосознанием данного лица».

Это высказывание С.М.Богословского позволяет вы­делить один из важных аспектов профессиональной дея­тельности (психологический) и обратить внимание на не­которые издержки профессионализации личности. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. Для такого человека при дли­тельном выполнении им нелюбимой работы профессио­нальная деятельность превращается в ежедневное наси­лие над собой, что зачастую приводит сначала к хрони­ческому недовольству собой, а потом — к психическим нарушениям и даже заболеваниям.

Как известно, многие люди считают себя «неплохими педагогами»: они ведь воспитывают (и вполне успешно, как им представляется) своих детей. «Житейская педаго­гика» имеет полное право на существование, и даже про­фессиональные педагоги в немалой степени опираются на опыт житейской мудрости, включая и свой собственный жизненный опыт. Еще один пример. Многие считают, что знаний по определенному предмету, например, по физи­ке вполне достаточно, чтобы обучать этому предмету. Прак­тика показывает, что при дефиците школьных учителей инженерные работники, обладающие достаточно глубо­кими знаниями в сфере «своей» науки, приходят в школу и неплохо работают на первых порах. По мере «погруже­ния» в образовательную деятельность становится очевид­ной, необходимость педагогической (чаще всего методи­ческой) подготовки такого специалиста, поскольку он ис­пытывает затруднения в грамотной организации учебно-познавательной деятельности детей, в педагогическом общении и пр.


Специалисты все-таки различают профессиональную педагогическую деятельность и деятельность непрофесси­онального педагога. Рассмотрим, в чем конкретно прояв­ляются такие различия.

1. Житейские знания, которыми руководствуется педагог-непрофессионал, конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а профессиональная педаго­гическая деятельность базируется на обобщенных зна­ниях, на выявленных педагогикой общих закономер­ностях жизни и поведения людей в процессе образова­ния.

2. Житейская педагогика носит в значительной мере ин­туитивный характер, а профессиональный педагог стре­мится рационально объяснить, понять происходящее с точки зрения педагогической науки и прогнозировать последствия педагогической деятельности. Житейский опыт передается в достаточно свободной (устной или письменной) форме, а опыт профессио­нальной педагогической деятельности в виде научно-педагогических знаний передается через специальную систему фиксирования накопленного опыта и дости­жений науки.

4. В житейской педагогике получение знаний осуще­ствляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий, а в педагогической деятельности ее субъект опирается на знания о ребенке, полученные в резуль­тате комплексного изучения ребенка посредством на­учно обоснованных диагностических методик.

5. Педагог в своей деятельности использует обширную, разнообразную, систематизированную и упорядочен­ную фактологию, недоступную ни одному непрофес­сиональному воспитателю, носителю житейской муд­рости.

6. Непрофессиональный педагог (к примеру, родитель) осуществляет свое воспитательное влияние, не ограни­чиваясь никакими рамками и инструкциями, а профес­сиональная педагогическая деятельность достаточно жестко регламентирована и по времени и по форме и по содержанию различными документами (образова­тельными программами, стандартами, квалификацион­ными требованиями и пр.).

7. Существенным отличием является наличие у педагога-профессионала документа о педагогическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, фор­мально (и действительно, некоторые «профессионалы» могут уступать по многим позициям даже «любителям»), большинство потребителей образовательных услуг (уче­ники и их родители) предпочитают, чтобы с ними ра­ботал дипломированный педагог. Кроме того, в боль­шинстве случаев получение диплома представляется и как итог напряженной и многолетней интеллектуаль­ной деятельности студента,