Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1244

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Творческий потенциал личности определяется получен­ными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктив­ному и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) трудовой, социально-организатор­ской и креативной деятельности. В этот потенциал вхо­дит и уровень творческой инициативы, который прояв­ляет личность при решении стоящих перед ней задач.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой, формами ее общительности, характером и проч­ностью контактов, устанавливаемых ею с другими людь­ми. По своему содержанию межличностное общение вы­ражается в системе социальных ролей, которые принима­ет личность в окружающей среде.

Художественный (эстетический) потенциал личности оп­ределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее ху­дожественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятель­ном, и в «потреблении» произведений искусства.

В контексте рассмотрения личности педагога как субъек­та профессиональной деятельности уместно воспользовать­ся трактовкой личности, предложенной К.К. Платоновым, который рассматривает личность как сложную структуру, состоящую из четырех иерархически расположенных под­структур.

Нижний уровень, четвертый, — в основном биологи­чески обусловленная подструктура личности, включающая темперамент, возрастные, половые свойства.

В третью подструктуру входят индивидуальные особен­ности психических процессов (как форм отражения), ко­торые социально формируются путем упражнения на ос­нове биологических задатков.

Вторая подструктура — это опыт, т.е. знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в ходе обучения.

И, наконец, высший, первый, уровень — направлен­ность как социально обусловленная подструктура, фор­мируемая посредством воспитания.


Таким образом, направленность личности закономерно выступает как ее системообразующий компонент. Т.е. это - система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека, включающая различ­ные свойства, систему взаимодействующих потребностей (потребность - испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития). Будучи осоз­нанными, потребности проявляются в форме ведущих мотивов поведения, в то время как другие мотивы выпол­няют опорную роль. Мотивы — это осознанные побужде­ния к деятельности или поведению. Каждое действие или поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе ясный отчет в этом. В разных случаях человек руко­водствуется разными мотивами (например, сознанием об­щественного долга или личными интересами). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть ведущие мотивы, которые и определяют основную направленность его лич­ности.

Доминирующая направленность определяет всю пси­хическую деятельность личности. Вот почему так важно рассмотреть вопрос о направленности личности педагога.

1.3.2. Направленность личности педагога


В процессе профессиональной подготовки на базе цен­ностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выража­ется в педагогической направленности личности.

Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществле­ния педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склон­ности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания вклю­чает осознание норм, правил, моделей педагогического по­ведения, формирование педагогической позиции, осозна­ние и принятие неких профессиональных эталонов и соот­несение себя с ними на основе самооценки и оценки дру­гими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагоги­ческой деятельности, профессионально значимых качеств личности.

Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленно­сти, определяющих характер педагогической деятельности учи­теля: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета. Основным мотивом истинно педагоги­ческой направленности является интерес к содержанию пе­дагогической деятельности.

Высшим уровнем педагогической направленности лич­ности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.

Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.

Мы понимаем позицию педагога как систему тех интел­лектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической де­ятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны,
позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и госу­дарство. А с другой стороны, действуют внутренние, лич­ные источники активности — влечения, переживания, мо­тивы и цели педагога, его ценностные ориентации, миро­воззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляются его личность, харак­тер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе фор­мируется мотивационно-ценностное отношение к педа­гогической профессии, целям и средствам педагогиче­ской деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее по­нимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осо­знавая, что он делает, не может объяснить, почему он посту­пает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.

Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, од­нако решающими среди них являются его профессиональ­ные установки, индивидуально-типологические особенно­сти личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:

♦ информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть

честным);

♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;

♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,

лести;


вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) инте­ресными целями, перспективами (рис. 1).

Каждая из этих позиций, разумеется, может давать по­ложительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгры­вание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п.

Необходимо отметить, что педагогическая направлен­ность личности может проявляться по-разному. Педагог может быть ориентирован: на профессиональное самоут­верждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогиче­ской деятельности. И только направленность на достиже­ние главной цели педагогической деятельности - созда­ние условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гу­манистической. Гуманистический идеал человека — понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно воз­рождавшееся в общественном сознании на протяжении че­ловеческой истории, представление о совершенном чело­веке как всесторонне образованном и развитом, осознаю­щем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современ­ные педагогические подходы возвращаются к этим пред­ставлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю.

В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы ра­венства и справедливости — нормой отношений между людь­ми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нрав­ственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.

Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится есте­ственным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ­ностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое раз­витие и самосовершенствование.