Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1227

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



6. Создание учебно-методических комплектов для кур­сов повышения квалификации работников образова­ния в условиях модернизации общего образования, в том числе курса «Использование современных инфор­мационных и коммуникационных технологий в учеб­ном процессе», для системы педагогического образо­вания (для специалистов по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам и для специалис­тов других образовательных областей).

7. Организация и проведение повышения квалификации учителей в области компьютерной грамотности.

8. Разработка учебно-методических комплектов для кур­сов «Нормативно-правовое обеспечение образования» (для различных категорий педагогических работников).

9. Создание учебно-методических комплектов для курсов «Современные средства оценивания результатов обуче­ния» и рекомендаций по их практическому применению (для различных категорий педагогических работников).

10. Апробация и корректировка современных средств оцен­ки качества образования по специальностям и направ­лениям педагогического образования.

11. Разработка программ и дидактического обеспечения практической подготовки обучающихся в системе пе­дагогического образования.

12. Апробация ГОС ВПО по образовательным областям, примерных программ, разработка учебно-методических и наглядных пособий для подготовки педагогических кадров для работы в условиях малокомплектной сель­ской школы.

13. Разработка программ, учебников и учебно-методиче­ских пособий для подготовки педагогов к решению за­дач воспитания на различных ступенях образования.

14. Разработка научных основ стандартизации в системе непрерывного педагогического образования и подго­товка предложений по созданию государственных об­разовательных стандартов в области педагогического об­разования.

15. Разработка ГОС ВПО в области педагогического образо­вания в соответствии с обновленным перечнем направ­лений подготовки и специальностей высшего профес­сионального образования, Классификатора специально­стей среднего профессионального образования (в части педагогического образования) с учетом преемствен­ности уровней и ступеней педагогического образования.

16. Разработка государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по от­расли 13.00.00 «Педагогические науки», примерных про­грамм и учебных пособий по специальным дисциплинам. Гибкость и вариативность системы непрерывного пе­дагогического образования позволяет любому обучающе­муся при необходимости остановить его по
достижении того или иного уровня, а затем продолжить образование на последующем уровне в любом вузе аналогичного про­филя. В реально существующих учебных заведениях может существовать соединение всех ступеней непрерывного пе­дагогического образования. Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учи­теля как субъекту общения, познания и социального твор­чества повышает и роль самого студента в освоении пе­дагогической профессии.

Он должен четко представлять цель и задачи своей де­ятельности, ясно видеть пути профессионального станов­ления.

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ


Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что педагогом может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специа­листы для общества одинаково весомы. Но учителя, педа­гога в общий ряд не поставишь — от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоя­тельность и инженера, и предпринимателя, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии учителя — вопрос ог­ромнейшей социальной важности, а профессиональная ориентация на педагогическую профессию является важ­нейшим направлением всей системы профориентацион-ной работы как в общеобразовательном, так и в профес­сионально-педагогическом учреждении.

Выбор педагогической профессии не может быть про­цессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он Должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества. Пер­воначальная работа по профессиональной ориентации бу­дущих педагогов начинается в школе. Некоторые полагают, что, поступив в педагогический вуз, студент бесповоротно определяется со своей будущей профессией. Однако это далеко не так - выходя на практику, студент, не имею­щий, что называется «божьей искры» в деле воспитания де­тей, сразу чувствует дискомфорт и испытывает сильнейшее желание немедленно все бросить. Хорошо, если из практи­ческой педагогики уйдет случайный человек, а если страна потеряла еще одного Макаренко или Сухомлинского? Сле­довательно, профессиональную ориентацию необходимо продолжать и в стенах педагогического учебного заведения, и за его пределами в ходе стажировки.

Профессиональная ориентация на педагогическую про­фессию — система деятельности, направленная на созна­тельный выбор профессии педагога и включающая в себя сле­дующие компоненты:

профессиональное просвещение (профинформацию);

профессиографию;

профессиональную консультацию;

профессиональный отбор;

профессиональную адаптацию.

Если работа над первыми четырьмя компонентами на­чинается еще в стенах общеобразовательного учреждения, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в педагогическом коллективе в первые годы работы.

Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной со­вокупностью знаний о социально-экономических и психо­физиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают инфор­мацию о наиболее общих признаках профессии. По мере на­копления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно, с четвертого — пятого класса школы по специальным программам.


Важным шагом в ознакомлении будущего педагога со своей профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание профессии педагога и специальностей, входящих в нее. Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам педагога, а также факторы, которые обусловливают успеш­ность или неуспешность, удовлетворенность или неудов­летворенность личности своей профессиональной деятель­ностью.

Профессиональная консультация предполагает установ­ление соответствия индивидуальных психофизиологиче­ских и личностных особенностей школьника специфи­ческим требованиям той или иной профессии.

Профессиональный отбор позволяет, опираясь на вы­явленные психофизиологические и личностные качества, определить предпочтительную для школьника профес­сию и специальность или выявить противопоказания к ней.

Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов. Ведь да­леко не безразлично, что послужило основанием для вы­бора профессии, каким образом сформировались те мо­тивы, стремления, побуждения, под воздействием кото­рых ускорялся или замедлялся рост профессиональной пригодности.

Под профессиональной адаптацией понимают процесс приспособления молодого человека к трудовой деятель­ности, трудовому коллективу, условиям труда и особен­ностям конкретной специальности. Успешность адапта­ции является одним из основных показателей правиль­ного выбора профессии. По мнению ряда исследователей (Л.П. Крившенко, С.Н. Чистякова), профессиональная адаптация педагогов характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к пе­дагогической деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осу­ществляется в единстве с социальной адаптацией.

Подготовка к профессиональной адаптации начинается в школе, а сама профессиональная адаптация молодых пе­дагогов успешно происходит при благоприятном отно­шении со стороны администрации школы, более опытных коллег, родителей, а также при наличии достаточно развитых коммуникативных и других профессионально зна­чимых личностных качеств самого педагога.

В профориентации, помимо вышеназванных компонен­тов,
важно иметь в виду экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагоги­ческий аспекты.

Экономический аспект в современных условиях помога­ет заново осмыслить некоторые реалии школьной дей­ствительности. К сожалению, современный педагог вы­нужден довольствоваться более чем скромной зарплатой и местом в иерархии должностей (согласно их реальному престижу). Одним из результатов происшедших внутри­политических и социально-экономических перемен в нашей стране явился массовый уход из педагогической сферы мужчин и как следствие — усиление феминизации школы, что не могло не сказаться на качестве учебно-воспитательной работы.

Социальный аспект профессиональной ориентации не­посредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж профессии педагога. Социологи­ческие исследования вскрывают социальные причины сло­жившейся ориентации на педагогическую профессию, недооценки ее частью молодежи.

Психологический аспект предполагает выявление про­фессионально значимых личностных качеств будущего педагога, психологической стороны профессиональной пригодности и возможных путей ее формирования.

Медико-физиологический аспект определяет специфи­ческие требования к здоровью и психофизиологическим качествам будущего педагога, необходимым для выполне­ния профессиональной деятельности.

Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профессиональной ориентации среди учащейся молодежи.

Для достижения цели формирования педагога-гумани­ста важно уже в стенах общеобразовательного учреждения создавать условия для реализации актуализируемой в под­ростковом и юношеском возрасте потребности самопо­знания, саморазвития, самореализации через воспитание и обучение других. Так, в Московской области создана региональная система допрофессионального педагогиче­ского образования, целью которой является создание условий для удовлетворения потребностей личности в получении педагогического образования в соответствии со способностями, возможностями, а также потребнос­тями городов и районов области. Данная система включа­ет как традиционные, так и инновационные формы рабо­ты (рис. 19).