Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1227
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
6. Создание учебно-методических комплектов для курсов повышения квалификации работников образования в условиях модернизации общего образования, в том числе курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», для системы педагогического образования (для специалистов по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам и для специалистов других образовательных областей).
7. Организация и проведение повышения квалификации учителей в области компьютерной грамотности.
8. Разработка учебно-методических комплектов для курсов «Нормативно-правовое обеспечение образования» (для различных категорий педагогических работников).
9. Создание учебно-методических комплектов для курсов «Современные средства оценивания результатов обучения» и рекомендаций по их практическому применению (для различных категорий педагогических работников).
10. Апробация и корректировка современных средств оценки качества образования по специальностям и направлениям педагогического образования.
11. Разработка программ и дидактического обеспечения практической подготовки обучающихся в системе педагогического образования.
12. Апробация ГОС ВПО по образовательным областям, примерных программ, разработка учебно-методических и наглядных пособий для подготовки педагогических кадров для работы в условиях малокомплектной сельской школы.
13. Разработка программ, учебников и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания на различных ступенях образования.
14. Разработка научных основ стандартизации в системе непрерывного педагогического образования и подготовка предложений по созданию государственных образовательных стандартов в области педагогического образования.
15. Разработка ГОС ВПО в области педагогического образования в соответствии с обновленным перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования (в части педагогического образования) с учетом преемственности уровней и ступеней педагогического образования.
16. Разработка государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отрасли 13.00.00 «Педагогические науки», примерных программ и учебных пособий по специальным дисциплинам. Гибкость и вариативность системы непрерывного педагогического образования позволяет любому обучающемуся при необходимости остановить его по
достижении того или иного уровня, а затем продолжить образование на последующем уровне в любом вузе аналогичного профиля. В реально существующих учебных заведениях может существовать соединение всех ступеней непрерывного педагогического образования. Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии.
Он должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального становления.
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что педагогом может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специалисты для общества одинаково весомы. Но учителя, педагога в общий ряд не поставишь — от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоятельность и инженера, и предпринимателя, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии учителя — вопрос огромнейшей социальной важности, а профессиональная ориентация на педагогическую профессию является важнейшим направлением всей системы профориентацион-ной работы как в общеобразовательном, так и в профессионально-педагогическом учреждении.
Выбор педагогической профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он Должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества. Первоначальная работа по профессиональной ориентации будущих педагогов начинается в школе. Некоторые полагают, что, поступив в педагогический вуз, студент бесповоротно определяется со своей будущей профессией. Однако это далеко не так - выходя на практику, студент, не имеющий, что называется «божьей искры» в деле воспитания детей, сразу чувствует дискомфорт и испытывает сильнейшее желание немедленно все бросить. Хорошо, если из практической педагогики уйдет случайный человек, а если страна потеряла еще одного Макаренко или Сухомлинского? Следовательно, профессиональную ориентацию необходимо продолжать и в стенах педагогического учебного заведения, и за его пределами в ходе стажировки.
Профессиональная ориентация на педагогическую профессию — система деятельности, направленная на сознательный выбор профессии педагога и включающая в себя следующие компоненты:
♦ профессиональное просвещение (профинформацию);
♦ профессиографию;
♦ профессиональную консультацию;
♦ профессиональный отбор;
♦ профессиональную адаптацию.
Если работа над первыми четырьмя компонентами начинается еще в стенах общеобразовательного учреждения, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в педагогическом коллективе в первые годы работы.
Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают информацию о наиболее общих признаках профессии. По мере накопления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно, с четвертого — пятого класса школы по специальным программам.
Важным шагом в ознакомлении будущего педагога со своей профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание профессии педагога и специальностей, входящих в нее. Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам педагога, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности своей профессиональной деятельностью.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии.
Профессиональный отбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить предпочтительную для школьника профессию и специальность или выявить противопоказания к ней.
Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов. Ведь далеко не безразлично, что послужило основанием для выбора профессии, каким образом сформировались те мотивы, стремления, побуждения, под воздействием которых ускорялся или замедлялся рост профессиональной пригодности.
Под профессиональной адаптацией понимают процесс приспособления молодого человека к трудовой деятельности, трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность адаптации является одним из основных показателей правильного выбора профессии. По мнению ряда исследователей (Л.П. Крившенко, С.Н. Чистякова), профессиональная адаптация педагогов характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к педагогической деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией.
Подготовка к профессиональной адаптации начинается в школе, а сама профессиональная адаптация молодых педагогов успешно происходит при благоприятном отношении со стороны администрации школы, более опытных коллег, родителей, а также при наличии достаточно развитых коммуникативных и других профессионально значимых личностных качеств самого педагога.
В профориентации, помимо вышеназванных компонентов,
важно иметь в виду экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагогический аспекты.
Экономический аспект в современных условиях помогает заново осмыслить некоторые реалии школьной действительности. К сожалению, современный педагог вынужден довольствоваться более чем скромной зарплатой и местом в иерархии должностей (согласно их реальному престижу). Одним из результатов происшедших внутриполитических и социально-экономических перемен в нашей стране явился массовый уход из педагогической сферы мужчин и как следствие — усиление феминизации школы, что не могло не сказаться на качестве учебно-воспитательной работы.
Социальный аспект профессиональной ориентации непосредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж профессии педагога. Социологические исследования вскрывают социальные причины сложившейся ориентации на педагогическую профессию, недооценки ее частью молодежи.
Психологический аспект предполагает выявление профессионально значимых личностных качеств будущего педагога, психологической стороны профессиональной пригодности и возможных путей ее формирования.
Медико-физиологический аспект определяет специфические требования к здоровью и психофизиологическим качествам будущего педагога, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профессиональной ориентации среди учащейся молодежи.
Для достижения цели формирования педагога-гуманиста важно уже в стенах общеобразовательного учреждения создавать условия для реализации актуализируемой в подростковом и юношеском возрасте потребности самопознания, саморазвития, самореализации через воспитание и обучение других. Так, в Московской области создана региональная система допрофессионального педагогического образования, целью которой является создание условий для удовлетворения потребностей личности в получении педагогического образования в соответствии со способностями, возможностями, а также потребностями городов и районов области. Данная система включает как традиционные, так и инновационные формы работы (рис. 19).