Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1224
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Профессионально значимые качества личности педагога — характеристики умственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.
Взаимоотношения педагога и ребенка - это тип межличностных отношений, сущность которых состоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между непосредственными участниками педагогического процесса в процессе решения задач образования, воспитания и развития.
Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности взрослых, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая мотивация: 1) процесс действия мотивов педагогической деятельности;
2) совокупность стойких мотивов педагогической деятельности при наличии доминирующего, выражающая направленность, ценностные ориентации личности учителя, воспитателя и определяющая его деятельность.
Цель профессиональной деятельности педагога — цель воспитания, т.е. формирование общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, помощь в осознанном выборе профессии.
Содержание педагогической деятельности учителя — процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности.
Преподавание — такой вид специальной деятельности педагога, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.
Функция педагогической деятельности — обязанность, круг деятельности, назначение, роль педагога в образовательном процессе.
Стиль педагогической деятельности - устойчивая система способов, приемов деятельности и общения педагога, проявляющаяся в разных педагогических ситуациях. Он обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями педагога.
Педагогическая компетентность педагога — единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Педагогические умения — совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя).
Психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза — наличие знаний методологических основ и категорий педагогики, закономерностей социализации и развития личности, сущности, целей и технологий воспитания и обучения, законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Профессионально-педагогическая ошибка — непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности.
Общая (базовая) культура педагога — совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в профессиональной деятельности.
Педагогическая культура: 1) часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности;
2) уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности;
3) системное образование, выступающее как сущностная характеристика личности в сфере профессиональной деятельности.
Система педагогического образования России: совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; сеть взаимодействуюших между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; федерально-региональная система управления педагогическим образованием.
Непрерывное педагогическое образование — последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности; реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.
Профессиональная ориентация на педагогическую профессию — система деятельности, направленная на сознательный выбор профессии педагога и включающая себя следующие компоненты:
♦ профессиональное просвещение (профинформацию);
♦ профессиографию;
♦ профессиональную консультацию;
♦ профессиональный отбор;
♦ профессиональную адаптацию.
Государственный стандарт высшего педагогического образования — базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образования и создающий основу для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории России.
Профессиональное самовоспитание педагога — сознательная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.
Самообразование педагога — компонент самовоспитательной работы, целенаправленная, определенным образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными
умениями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса.
Квалификационная характеристика педагога — основной нормативный документ, фиксирующий требования к различным категориям педагогических работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1984.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
3. Бондаревская Е.В, Кульневич СВ. Педагогика. - М.; Ростов-на/Дону, 1999.
4. Введение в педагогическую деятельность: Программа / Автор-сост. Т.А. Юзефавичус. — М., 2004.
5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой, — М., 2002.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
7. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. —.М., 1990.
8. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Введение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. — М., 2001.
9. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. — М., 1990.
10. Деятельность. Хрестоматия. Сост. Е.В. Ощепкова, — М.; Усть-Илимск, 2002.
11. Джуринский А.Н. Педагогика: историяжедагогических идей: Учебное пособие. - М., 2000.
12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М, 1985.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании». — 6-е изд. — М., 2003.
14. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
15. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. Учебное пособие. — М., 2002.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ро-стов-н/Д, 1997.
17. Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование, 2001. — М., 2001.
18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
19. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.
20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 1969.
21. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998.
22. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант Учителя. — М., 1995.
23. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990 24.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989.
25. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. - М., 1983.
26. Макаренко А. С. Соч.: в 7 т, М., 1958. Т. 4.
27. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. -М, 1993.
28. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
29. Немов Р.С. Психология образования. - М. 1994.
30. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000.
31.0 программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001- 2010 годы: Бюллетень Министерства образования Российской Федерации.