Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 891

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

направленной на освоение им будущей профессии, и как знак профессионализма, учитываемый при поступлении на работу.

8. Важным требованием к профессионалу являются особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам, о чем подробно будет сказано в гл. 3 данного пособия.

9. Педагога-профессионала характеризует способность к профессиональному развитию и саморазвитию. Конечно, и непрофессионал может ходить по книжным магази­нам, покупать и читать книги по педагогике и т. п., но, как уже отмечалось, его самообразование часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятель­ного освоения какого-то знания или новой педагоги­ческой технологии, но делать это осмысленно и, глав­ное, систематизировано.

10. Развитая профессиональная психогигиена труда — необхо­димая характеристика педагога-специалиста. Перед не­профессионалом обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям помощи в сфере воспитания или обучения; ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А педагог иногда за одно занятие или мероприятие может морально исто­щиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов, а то и суток. Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. От­ношение педагога к своему здоровью в целом чрезвы­чайно важно с профессиональной точки зрения. Под­держание хорошей физической формы делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессо­вым ситуациям, которых в профессиональной деятель­ности немало. Кроме того, педагог, хочет он того или нет, часто выступает для других участников педагогического процесса примером, образцом для подражания, что заставляет его быть ответственным и в этом плане.

При всех этих различиях никогда не надо противопос­тавлять научную и народную, житейскую педагогику, так как они во многом дополняют друг друга.

Подробнее особенности профессиональной педагогичес­кой деятельности мы рассмотрим в гл. 2.

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ


Педагогическая профессия как особый социально значи­мый вид человеческой деятельности имеет глубокую и инте­ресную историю своего возникновения и развития. Возник­новение профессии «педагог» обусловлено необходимостью передачи общественного опыта от старших поколений но­вым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду, что является непреложным условием выживания и развития человеческого общества.

По классификации типов профессий человека, пред­ложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия от­носится к группе профессий типа «Человек — человек». Так, по Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспи­тывать, «осуществлять полезные действия по обслужива­нию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (ком­муникативная) культура; 5) «душеведческая направлен­ность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или спо­собность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собствен­ный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировоч­ный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопере­живания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая и опти­мистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.

Входящая в этот тип педагогическая профессия предъяв­ляет еще целый ряд специфических требований, о кото­рых речь пойдет в последующих главах данного пособия.

В то же время, она обладает рядом специфических черт, признаков. Каковы же основные признаки профессиональ­ной педагогической деятельности? На этот вопрос доста­точно развернуто отвечает А.С. Роботова, которая отмеча­ет, что «она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональ­ная педагогическая деятельность отделена от повседнев­ной жизнедеятельности ребенка:

♦ ею занимается специальный человек, обладающий не­обходимыми знаниями и умениями;


♦ для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»;

♦ эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, ин­тересы, мышление, память, воображение и т.д.;

♦ цель во многом определяет содержание обучения, вос­питания, образования;

♦ ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, офи­циальные, регламентированные);

♦ результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обу­чал учитель; менее очевидными могут оказаться резуль­таты воспитания — в силу того, что ребенка «воспиты­вает все», а также и того, что талант воспитания — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во многом «отсрочены» во времени;

♦ настоящий педагог не ограничивается строго регламен­тированной деятельностью — он использует самые раз­нообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, об­суждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь» (Введение в педагогическую деятель­ность. / Под ред. А.С. Роботовой, М., 2002, С. 22-23). Таким образом, обобщая сказанное, мы можем опре­делить педагогическую профессию как вид трудовой деятель­ности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях лю­дей, содержанием и целью которой является создание усло­вий для становления и развития личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педаго­гическими средствами в специально организованных образо­вательных формах.

В генезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно про­фессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педа­гогической деятельности, раскрыть объективный харак­тер ее возникновения и существования.

1.2.1. Допрофессиональный этап


В период первобытности педагогической профессии существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.


На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспи­тание, возникнув вместе с человеческим обществом, разви­тием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, приручением диких животных, выращиванием растений, изго­тавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природ­ными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, по­этому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный пе­риод развития человеческого общества, который до настоя­щего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно оши­бочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разноха­рактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Но­вой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школы - варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен.


С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная по­требность, которая реализовывалась в содержании ритуа­лов и одобряемых формах поведения.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности при­обретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.

1.2.2. Условно профессиональный этап


С возникновением частной собственности обществен­ное воспитание постепенно уступает место семейному. Глав­ной целью людей, осуществлявших педагогическую дея­тельность, являлось формирование хорошего хозяина, на­следника. Богатые слои населения стали поручать воспита­ние своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей за­кономерностью рабовладельческих обществ и важной предпосылкой возникновения профессиональной педагогичес­кой деятельности.

Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопле­ния, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что пре­жние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятель­ности, специализироваться в ней. Все это привело к раз­делению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материаль­ного и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.