Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1250
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
8. Важным требованием к профессионалу являются особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам, о чем подробно будет сказано в гл. 3 данного пособия.
9. Педагога-профессионала характеризует способность к профессиональному развитию и саморазвитию. Конечно, и непрофессионал может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги по педагогике и т. п., но, как уже отмечалось, его самообразование часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой педагогической технологии, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано.
10. Развитая профессиональная психогигиена труда — необходимая характеристика педагога-специалиста. Перед непрофессионалом обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям помощи в сфере воспитания или обучения; ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А педагог иногда за одно занятие или мероприятие может морально истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов, а то и суток. Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение педагога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, педагог, хочет он того или нет, часто выступает для других участников педагогического процесса примером, образцом для подражания, что заставляет его быть ответственным и в этом плане.
При всех этих различиях никогда не надо противопоставлять научную и народную, житейскую педагогику, так как они во многом дополняют друг друга.
Подробнее особенности профессиональной педагогической деятельности мы рассмотрим в гл. 2.
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Педагогическая профессия как особый социально значимый вид человеческой деятельности имеет глубокую и интересную историю своего возникновения и развития. Возникновение профессии «педагог» обусловлено необходимостью передачи общественного опыта от старших поколений новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду, что является непреложным условием выживания и развития человеческого общества.
По классификации типов профессий человека, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий типа «Человек — человек». Так, по Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.
Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, о которых речь пойдет в последующих главах данного пособия.
В то же время, она обладает рядом специфических черт, признаков. Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности? На этот вопрос достаточно развернуто отвечает А.С. Роботова, которая отмечает, что «она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:
♦ ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
♦ для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»;
♦ эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
♦ цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;
♦ ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные);
♦ результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обучал учитель; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания — в силу того, что ребенка «воспитывает все», а также и того, что талант воспитания — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во многом «отсрочены» во времени;
♦ настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью — он использует самые разнообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь» (Введение в педагогическую деятельность. / Под ред. А.С. Роботовой, М., 2002, С. 22-23). Таким образом, обобщая сказанное, мы можем определить педагогическую профессию как вид трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является создание условий для становления и развития личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами в специально организованных образовательных формах.
В генезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно профессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педагогической деятельности, раскрыть объективный характер ее возникновения и существования.
1.2.1. Допрофессиональный этап
В период первобытности педагогической профессии существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.
На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспитание, возникнув вместе с человеческим обществом, развитием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагогические действия в процессе повседневной жизнедеятельности, причем старшие дети также осуществляли педагогические функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, приручением диких животных, выращиванием растений, изготавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, поэтому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный период развития человеческого общества, который до настоящего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно ошибочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что архаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разнохарактерной. Примером тому может служить обряд инициации, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.
На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической деятельности. Например, чтобы удержать в памяти все богатство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Новой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, родословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы - варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен.
С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклинатели, знахари. С появлением потребности в специализированном обучении вследствие усложнения трудовых операций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие знания, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная потребность, которая реализовывалась в содержании ритуалов и одобряемых формах поведения.
Таким образом, предыстория возникновения педагогической профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего, производственной жизни): все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.
1.2.2. Условно профессиональный этап
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной предпосылкой возникновения профессиональной педагогической деятельности.
Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это привело к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.