Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1224
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменившиеся социально-политические условия, более разнообразные формы жизни в обществе, изменение структуры современной семьи и различные представления о воспитании, совместная жизнь в школе и обществе с представителями различных культур (как результат интеграционных процессов), растущее осознание проблем экологии и влияния средств массовой информации не только ставят новые задачи перед системой образования, но и меняют облик педагога и его роль в профессиональной сфере и обществе. Требования к профессиональной подготовке педагога особенно возросли в последние годы в связи с усилением его социальной роли как специалиста, несущего наряду с другими административными и общественно-политическими институтами свою долю ответственности за подготовку высококультурных, гуманных людей, способных эффективно претворять в жизнь социальные и свои личные интересы в их взаимосвязи. Именно в такие периоды истории развития человечества, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса, ростом социально-политической активности населения, как никогда ранее возрастает роль учителя в обществе, а значит, и роль педагогического образования, по-новому готовящего этого специалиста.
3.Конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда. Это определяет, прежде всего, ее место среди других профессий, экономическую и социальную привлекательность ее для самого педагога и для его социального окружения. Это позволяет педагогу взглянуть на свою профессию сквозь призму социально-политического восприятия ее обществом (и в этом смысле диапазон такого восприятия в мире в зависимости от экономической и общекультурной ситуации страны достаточно велик: от обеспеченности на уровне прожиточного минимума, как, например, сегодня в России и во многих развивающихся странах, до материального уровня, превышающего зарплату государственных чиновников, как, например, во Франции, ФРГ и др.).
В тесной зависимости от материального положения находится в обществе и социально-правовой статус педагога.
Для того чтобы конкурировать на рынке труда с другими профессиями, педагогическим профессиям необходимо обладать экономической и социальной привлекательностью. Социальная привлекательность профессии педагога будет увеличиваться за счет развития новых педагогических технологий, увеличения творческой составляющей педагогической деятельности, информатизации и компьютеризации образования.
Экономическая привлекательность педагогических профессий будет возрастать и за счет материально-экономического стимулирования выбора данной профессии со стороны государства, и за счет расширения потребности в образовательных услугах у населения, способного быть фактическим работодателем, за счет учета фактора конкурентоспособности при организации профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, которые все чаще осваивают помимо основной «смежные» педагогические специальности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите и охарактеризуйте этапы становления педагогической профессии.
2. Дайте определение педагогической специальности. В чем отличия педагогической специальности и педагогической профессии?
3. Раскройте содержание типов педагогических специальностей и должностей.
4. Объясните, почему негативные качества личности педагога отнесены к профессионально значимым наряду с позитивными.
5. Охарактеризуйте возможные стили во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).
6. Раскройте содержание принципа учета детской активности во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).
7. Дайте характеристику прав и свобод ребенка, зафиксированных Конвенцией ООН «О правах ребенка».
8. Раскройте основные положения правового регулирования в области образования.
9. Перечислите образовательные права, которыми обладают обучающиеся, воспитанники.
10. Раскройте содержание прав, обязанностей и ответственности работников образовательных учреждений.
11. Какими нормативными документами должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности?
12. Раскройте взаимосвязь проблем и перспектив развития педагогической профессии в современной России.
Литература для самостоятельного изучения
-
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. Учебное пособие. - М., 2000. -
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. - М.,1999. -
Закон Российской Федерации «Об образовании». — Изд. 6-е. — М., 2003. -
Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. -
Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998. Конституция Российской Федерации. — М., 2000. -
Немов Р.С. Психология образования. - М., 1994. -
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000. -
Общая педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М., 2002. -
Пешкова Н.С. Права учителя: конкретные вопросы - конкретные ответы: справочное пособие. - СПб., 2000. -
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.,1999. -
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. - М., 1987. -
Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М., 1998. - С. 42-43.
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Деятельность — важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. От характера мотивации деятельности в большой мере зависит настойчивость в ее выполнении и тем самым успех в достижении цели. Мотивы и цели деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития. Ведущую роль в индивидуальном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта. Деятельность осуществляется через ряд внутренне связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты. Однако в целом каждая деятельность носит сознательный характер. Сознаваемая цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Основным видом человеческой деятельности является физический и умственный труд. Физический производительный труд направлен на создание материальных ценностей, необходимых для жизни общества и каждого его члена. Умственный труд направлен на изучение действительности, на создание научных теорий, литературных, художественных и других духовных ценностей. Важный вид деятельности человека — учение.
Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача.
Важнейшими характеристиками деятельности являются:
♦ предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;
♦ социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
♦ сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.
В психологии принято рассматривать структуру деятельности, включающую следующие ее составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции. При этом задача включает единство цели и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции - условиям.
Кратко охарактеризуем перечисленные выше составляющие структуры деятельности.
Потребность - состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Задача - данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий.
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.
Вещественные средства труда - это аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий (ручные, простые и механизированные).
Внешние функциональные средства труда