Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1252

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Анкета 1

1. В какой среде ты считаешь возможным применить спо­собности (наука, искусство, сельское Хозяйство, промышлен­ность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строи­тельство, транспорт, работа по обучению других)?

2. Твое любимое занятие в свободное время.

3. Какая профессия тебя привлекает и почему?

4. Какое дело у тебя получается лучше всего?

5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?

6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом своего дела?
Анкета 2

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание.

1. Задатки дарований есть у каждого человека, в со­ответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчерк­ни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наи­большей мере: хорошая память; наблюдательность; сообрази­тельность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обо­няние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; лю­бовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удо­вольствие от общения.

2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь сво­их сверстников, в чем отстаешь от них?

3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при оп­ределенных недостатках, которые называются противопоказа­ниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повы­шенная нервная чувствительность; раздражительность, нетер­пеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отно­шениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделы­вать плохо выполненную работу.

4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчерк­ни).

5. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестан­дартность мышления; умение быть простым, доступным в об­щении с людьми;
требовательность к себе и своей работе; вы­сокая результативность труда, его качество, полная самоотда­ча в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятель­ства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: от­сутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные резуль­таты, возможность творчества, возможности развивать способ­ности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая обществен­ная значимость, разнообразие в содержании работы, свобод­ное время, возможность самому регулировать рабочее время.

7. Какой учебный предмет является твоим любимым и по­чему?

Люблю__________(предмет), потому что он легко усваива­ется; развивает хорошо ум и способности; нравится преподава­тель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в инсти­тут: знание этого предмета пригодится для будущей профессии.

Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и воз­можностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы.

В первоначальном исследовании склонностей и профессио­нальных интересов учащихся может быть использован опрос­ник ДДО.

В основу опросника положена идея о делении всех суще­ствующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек - при­рода, где объектом труда являются живые организмы, расте­ния, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лес­ник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек - тех­ника, где объектом труда служат технические системы, маши­ны, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими про­фессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек- человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Спе­циальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юрис­пруденция и т. д.



Четвертую группу составляют профессии типа человек-зна­ковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, програм­мисты, машинистки, статисты, экономисты.

Человек - художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фото­граф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принима­ются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Перед испытуемым ставится задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соот­ветствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится - два плюса (++), а если очень нравится - три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится, -один минус (-), если определенно не нравится -два минуса (— ), а если очень не нравится - три минуса (------).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи-тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного при­менения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что ре­зультаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способ­ности в данный момент.


Дифференциально-диагностический опросник

«Я предпочту»

Предположим, что после соответствующего обучения вы смо­жете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выби­рать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?


1-а

Ухаживать за животными

1-6

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2-а

Помогать больным людям, ле­чить их

2-6

Составлять таблицы, схемы, про­граммы для вычислительных ма­шин

3-а

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, худо­жественных открыток, грампла­стинок

3-6

Следить за состоянием, разви­тием растений


4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4-6

Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)

5-а

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5-6

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6-а

Выращивать молодняк (живот­ных какой-либо породы)

6-б

Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учеб­ных, спортивных)

7-а

Копировать рисунки, изобра­жения (или настраивать музы­кальные инструменты)

7-6

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспорт­ным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8-а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в спра­вочном бюро, на экскурсии)

8-6

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов


9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище


9-6

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках


10-а

Лечить животных

10-6

Выполнять вычисления, расче­ты

11-а

Выводить новые сорта растений

11-6

Консультировать, проектиро­вать новые виды промышлен­ных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания и т.п.

12-а

Разбирать споры между людь­ми, убеждать, разъяснять, на­казывать, поощрять

12-6

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-а

Наблюдать, изучать работу круж­ков художественной самодея­тельности

13-6

Наблюдать, изучать жизнь мик­робов


14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-6

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах,

ожогах и т.п

15-а

Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-6

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые, или представляемые)


16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

16-6

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назна­чать лечение

17-а

Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

17-6

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-а

Организовывать культпоходы сверстников или младших (эк­скурсии, туристические походы и т.п.)

18-6

Играть на сцене, участвовать в концертах

19-а

Изготовлять по чертежам дета­ли, изделия (машины, одежду), строить здания

19-6

Заниматься черчением, копи­ровать чертежи, карты

20-а

Вести борьбу с болезнями рас­тений, с вредителями леса, са­да

20-6

Работать на клавишных маши­нах (пишущей машинке, теле­тайпе, наборной машине и др.)




Лист ответов ДДО

Фамилия, имя ученика____________________________

Класс_________ Школа________ Дата_______________


Природа

Техника

Человек

Знаковая

Художест-










система

венный













образ



16



26

За

36



46



56



76

66

96



10а





106

86

11а

116

12а

126

13а

136

14а

146

15а

156

16а

176

166

146

17а

20а

19а

18а

20б

186

S + =

S + =

S + =

S + =

S + =

S —=

Пs=

S—=

Пs=

S —=

Пs=

5__=

Пs=

S —=

Пs=

Существует модифицированный вариант данного опросни­ка - опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопро­сы и дает возможность анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов.
Опросник профессиональных предпочтений

Инструкция: опросник профессиональных предпочтений (ОПП) предназначен для выявления вашего отношения к раз­личным видам профессиональной деятельности (типам профес­сий). Внимательно прочитайте вопрос. Найдите в листе ответов клетку с номером вопроса и проставьте три оценки в баллах под соответствующими буквами: у - умение, о - отношение, ж - же­лание.


Делаю хорошо - 2 Нравится - 2 Хочу заниматься - 2

Делаю средне - 1 Безразлично - 1 Безразлично - 1

Не получается - 0 Не нравится - 0 Не хочу - 0
Если затрудняетесь с ответом на какой-либо вопрос, то по­ставьте в этом месте прочерк. Когда проставлены оценки на все вопросы, подсчитайте суммы баллов и запишите их в нижние свободные клетки таблицы. Полученные величины нанесите на полигон.

Экспериментальный материал

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных заня­тиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисп­равности, разбираться в причинах действия приборов и т. п.).

3. Длительное время ухаживать за растениями (более года поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, писать рефераты, сочинения, которые многие признают интересными.

5. Оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

6. Наблюдать и изучать звездное небо, посещать планета­рий.

7. Выделять из текста основные линии и составлять конс­пект, план или новый текст.

8. Разбираться в физических процессах, решать задачи по физике.

9. Вести регулярные наблюдения за растениями и записы­вать их в дневник.

10. Своими руками мастерить красивые изделия из дерева и других материалов (из соломки, ниток, листьев и др.).

11. Терпеливо, без раздражения учить кого-либо, даже если приходится повторять много раз одно и то же.

12. Заниматься поиском и изучать образцы камней и матери­алов.

13.Легко определять ошибки в письменных работах по рус­скому языку.

14. Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.

15. Разбираться в признаках многочисленных видов расте­ний.

16.Создавать произведения графики, живописи и скульптуры. 17.Часто и подолгу общаться с разными людьми, и это не надоедает.

18. Вести календарь погоды, изучать климат.

19. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы, вес­ти беседу, составлять и рассказывать тексты.

20. Ремонтировать и налаживать работу разных механизмов и приборов (велосипеда, мотоцикла, пылесоса, электроутюга, светильника и пр.).

21. Посвящать свое свободное время наблюдению за живот­ными, уходу за ними.

22. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

23. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать лю­дей.

24. Узнавать о географических открытиях и путешествиях.

25. На уроках иностранного языка без особых трудностей ра­ботать с иностранными текстами.