Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1252
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Анкета 1
1. В какой среде ты считаешь возможным применить способности (наука, искусство, сельское Хозяйство, промышленность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строительство, транспорт, работа по обучению других)?
2. Твое любимое занятие в свободное время.
3. Какая профессия тебя привлекает и почему?
4. Какое дело у тебя получается лучше всего?
5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?
6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом своего дела?
Анкета 2
Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание.
1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразительность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; любовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удовольствие от общения.
2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих сверстников, в чем отстаешь от них?
3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повышенная нервная чувствительность; раздражительность, нетерпеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделывать плохо выполненную работу.
4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни).
5. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестандартность мышления; умение быть простым, доступным в общении с людьми;
требовательность к себе и своей работе; высокая результативность труда, его качество, полная самоотдача в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.
6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: отсутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные результаты, возможность творчества, возможности развивать способности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая общественная значимость, разнообразие в содержании работы, свободное время, возможность самому регулировать рабочее время.
7. Какой учебный предмет является твоим любимым и почему?
Люблю__________(предмет), потому что он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нравится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт: знание этого предмета пригодится для будущей профессии.
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы.
В первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов учащихся может быть использован опросник ДДО.
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Первую группу составляют профессии типа человек - природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения человек - техника, где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.
Третью группу образуют профессии типа человек- человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д.
Четвертую группу составляют профессии типа человек-знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статисты, экономисты.
Человек - художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.
Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.
Перед испытуемым ставится задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится - два плюса (++), а если очень нравится - три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится, -один минус (-), если определенно не нравится -два минуса (— ), а если очень не нравится - три минуса (------).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи-тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Дифференциально-диагностический опросник
«Я предпочту»
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1-а Ухаживать за животными | 1-6 Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2-а Помогать больным людям, лечить их | 2-6 Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3-а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3-6 Следить за состоянием, развитием растений |
4-а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4-6 Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать) |
5-а Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5-6 Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6-а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6-б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7-а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7-6 Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8-а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | 8-6 Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов |
9-а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9-6 Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10-а Лечить животных | 10-6 Выполнять вычисления, расчеты |
11-а Выводить новые сорта растений | 11-6 Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания и т.п. |
12-а Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12-6 Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13-а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13-6 Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14-а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14-6 Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п |
15-а Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15-6 Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые, или представляемые) |
16-а Делать лабораторные анализы в больнице | 16-6 Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17-а Красить или расписывать помещение, поверхность изделий | 17-6 Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18-а Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и т.п.) | 18-6 Играть на сцене, участвовать в концертах |
19-а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19-6 Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20-а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20-6 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Лист ответов ДДО
Фамилия, имя ученика____________________________
Класс_________ Школа________ Дата_______________
Природа | Техника | Человек | Знаковая | Художест- |
| | | система | венный |
| | | | образ |
1а | 16 | 2а | 26 | За |
36 | 4а | 46 | 5а | 56 |
6а | 76 | 66 | 96 | 7а |
10а | 9а | 8а | 106 | 86 |
11а | 116 | 12а | 126 | 13а |
136 | 14а | 146 | 15а | 156 |
16а | 176 | 166 | 146 | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 186 |
S + = | S + = | S + = | S + = | S + = |
S —= Пs= | S—= Пs= | S —= Пs= | 5__= Пs= | S —= Пs= |
Существует модифицированный вариант данного опросника - опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопросы и дает возможность анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов.
Опросник профессиональных предпочтений
Инструкция: опросник профессиональных предпочтений (ОПП) предназначен для выявления вашего отношения к различным видам профессиональной деятельности (типам профессий). Внимательно прочитайте вопрос. Найдите в листе ответов клетку с номером вопроса и проставьте три оценки в баллах под соответствующими буквами: у - умение, о - отношение, ж - желание.
Делаю хорошо - 2 Нравится - 2 Хочу заниматься - 2
Делаю средне - 1 Безразлично - 1 Безразлично - 1
Не получается - 0 Не нравится - 0 Не хочу - 0
Если затрудняетесь с ответом на какой-либо вопрос, то поставьте в этом месте прочерк. Когда проставлены оценки на все вопросы, подсчитайте суммы баллов и запишите их в нижние свободные клетки таблицы. Полученные величины нанесите на полигон.
Экспериментальный материал
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т. п.).
3. Длительное время ухаживать за растениями (более года поливать, удобрять, пересаживать и пр.).
4. Сочинять стихи, рассказы, писать рефераты, сочинения, которые многие признают интересными.
5. Оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
6. Наблюдать и изучать звездное небо, посещать планетарий.
7. Выделять из текста основные линии и составлять конспект, план или новый текст.
8. Разбираться в физических процессах, решать задачи по физике.
9. Вести регулярные наблюдения за растениями и записывать их в дневник.
10. Своими руками мастерить красивые изделия из дерева и других материалов (из соломки, ниток, листьев и др.).
11. Терпеливо, без раздражения учить кого-либо, даже если приходится повторять много раз одно и то же.
12. Заниматься поиском и изучать образцы камней и материалов.
13.Легко определять ошибки в письменных работах по русскому языку.
14. Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.
15. Разбираться в признаках многочисленных видов растений.
16.Создавать произведения графики, живописи и скульптуры. 17.Часто и подолгу общаться с разными людьми, и это не надоедает.
18. Вести календарь погоды, изучать климат.
19. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы, вести беседу, составлять и рассказывать тексты.
20. Ремонтировать и налаживать работу разных механизмов и приборов (велосипеда, мотоцикла, пылесоса, электроутюга, светильника и пр.).
21. Посвящать свое свободное время наблюдению за животными, уходу за ними.
22. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
23. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
24. Узнавать о географических открытиях и путешествиях.
25. На уроках иностранного языка без особых трудностей работать с иностранными текстами.