Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 873

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Особое распространение в стране получили педагоги­ческие классы, которые часто организационно и содержа­тельно связаны с педагогическими вузами. Так в настоящее время, например, МГОУ работает с муниципальными орга­нами образования области на основе 25 типовых догово­ров и 45 договоров с отдельными школами. В процессе со­вместной работы совершенствуется система отбора в пе­дагогические классы, повышается уровень психолого-педагогической подготовки учителей, работающих в педагоги­ческих классах, разрабатываются программы углубленного изучения профильных дисциплин, учебно-методические материалы, происходит обучение школьных учителей но­вым педагогическим технологиям.

Практика свидетельствует, что иногда в педагогические вузы и училища поступают те, кто избрал педагогическую профессию волей случая. Иногда даже после первого года их самостоятельной работы в школе обнаруживается их беспо­мощность в работе. Вот почему важно уже в студенческие годы овладеть основами педагогического мастерства.

С одной стороны, в последнее время учеными кафедры МГОУ выявлена необходимость проведения так называе­мой внутривузовской ориентации на педагогическую про­фессию с целью достаточно быстрого включения студен­том педвузов в самообразовательную работу и активизации их потенциальных возможностей. Большой интерес пред­ставляет работа Г.Н. Пашкевич, исследовавшей проблемы преемственности педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях. Одним из результатов этих исследований было выявление предпосылок реализа­ции внутривузовской педагогической профориентации, под которой понимается самостоятельный компонент общей системы профессиональной ориентации, хронологически следующий за школьным довузовским ее периодом и пред­ставляющий собой углубление профессиональной направ­ленности студентов педагогического вуза. К основным та­ким предпосылкам автор отнесла: наличие у студентов довузовского педагогического опыта, мотивы выбора пе­дагогической профессии лицами с различным педагоги­ческим стажем, тип выбора профессии, осведомленность о труде педагога, динамику развития профессионализма.

В исследовании Г.Н. Пашкевич показано, что для орга­низации дифференцированной профориентационной ра­боты студентов педвуза можно классифицировать по че­тырем группам в соответствии с мотивами выбора про­фессии учителя.


Первый тип — студенты, имеющие одноплановый мо­тив (любовь к предмету). В работе с ними ставится задача внести коррективы в мотивационную сферу с целью уд­воения мотива, т.е. сочетания любви к предмету и мотива педагогической деятельности.

Второй тип — студенты, которые поступали в педаго­гический вуз без четко осознанного мотива, случайно. Со­держание профориентационной работы с этой категори­ей студентов состоит в осуществлении полного процесса профориентации с использованием всех дисциплин пе­дагогического цикла и других средств приобщения их к будущей работе.

Третий тип — студенты, проявляющие яркие органи­зационно-педагогические способности, потенциальные руководители образовательных учреждений. Профориентационная работа с ними должна быть направлена на форми­рование индивидуального стиля управленческой работы.

Четвертый тип — студенты, обладающие ярко выражен­ными сопутствующими педагогической работе умениями (рисовать, фотографировать, петь и т.д.). Внутривузовская профориентация с ними должна быть направлена на под­готовку их к успешному развитию у школьников разно­образных способностей и специальных умений.

С другой, стороны важную роль в профориентации иг­рает непрерывная педагогическая практика студентов в ба­зовых воспитательных учреждениях. Именно педагогиче­ская практика обладает большими возможностями для фор­мирования внутренней установки на педагогическую про­фессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообра­зования и самовоспитания, осуществляется проверка про­фессиональной подготовленности и пригодности к педа­гогической деятельности, уровня педагогической направ­ленности.

Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адек­ватна содержанию и структуре педагогической деятельно­сти, организуется в реальных условиях школы. Она харак­теризуется тем же многообразием отношений (с учащи­мися, их родителями, учителями, студентами) и функ­ций, что и деятельность учителя. Уже с младших курсов благодаря педпрактике у студентов появляется возмож­ность проверки и оценки себя как будущего учителя, своей профессиональной подготовки и пригодности. Работа по профессиональной внутривузовской ориентации на педа­гогическую профессию может эффективно осуществлять­ся по ряду направлений, важнейшие среди которых:



1) согласованное и преемственное взаимодействие шко­лы и педагогического учебного заведения по профес­сиональной ориентации школьников и студентов;

2) выполнение студентами дифференцированных коррек­тировочных программ по внутривузовской профориен­тации с учетом их типологических особенностей, ха­рактеризующихся наличием довузовского опыта педа­гогической деятельности и мотивов выбора профессии педагога;

3) вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора педагогической профессии.

Как мы уже отмечали выше, заключительным звеном в ориентации на педагогическую профессию является про­фессиональная адаптация молодого специалиста. Этот про­цесс у каждого протекает по-разному и в разные сроки. Часто он затрудняется объективными причинами: нездо­ровым морально-психологическим климатом в педагогическом коллективе, бытовой неустроенностью молодого педагога и т.д.

В то же время, как свидетельствуют данные опросов самих молодых специалистов, и других работников обра­зования (руководителей школ, опытных учителей), реша­ющим фактором в адаптации выпускников педагогиче­ских вузов и училищ является их профессиональная ком­петентность, степень развитости профессионально значи­мых личностных качеств.

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ


Негативные последствия неправильно выбранной про­фессии затрагивают как самого человека, так и его соци­альное окружение. По данным исследований американ­ских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает про­изводительность труда.

Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торо­пится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся про­стоте, банальности, четко определяет по крайней мере два важнейших направления работы общеобразовательного уч­реждения: помочь выпускнику школы осознанно и удач­но выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализо­вать индивидуальную траекторию счастливой жизни. По­смотрите на человека, работающего не по призванию: в большинстве случаев он тяготится своей работой, не дос­тигает оптимального творческого режима своей деятель­ности, допуская просчеты и промахи и, как следствие, затрачивает гораздо больше физической и психической энергии, чем в случае, когда рабочее время летит неза­метно за интересными делами. Такой работник, усталый и раздраженный, зачастую вымещает свою неудовлетворен­ность работой на членах семьи, что отнюдь не способ­ствует стабильной и благоприятной семейной обстанов­ке, способствующей, кроме всего прочего, правильному воспитанию детей, формированию у них профессиональ­ной направленности и мотивов следовать профессиональ­ной дорогой родителей.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогичес­кой профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии?

Любой выбор профессии можно рассматривать как вза­имодействие, с одной стороны, подростка с его индиви­дуальными особенностями, которые проявляются в физи­ческом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специаль­ности с теми требованиями, которые она предъявляет чело­веку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требо­ваниями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.


Е.А. Климов указывает следующие восемь основных фак­торов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учи­теля, классные руководители и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональ­ной деятельности;

8) склонности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом мно­гообразии мотивов, их можно разделить на внутрен­ние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из по­требностей самого человека, поэтому на ее основе он тру­дится с удовольствием, без внешнего давления.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

♦ ее общественная и личная значимость;

♦ удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;

♦ возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положитель­ные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть сти­мулы, ради которых человек охотно будет работать.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его резуль­татами является преобладание внутренних мотивов в со­вокупности с положительной внешней мотивацией. В при­ложении 5 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип лич­ности и ее профессиональную направленность.

Эти факторы важны и для выбора педагогической про­фессии, но одним из важнейших факторов, определяю­щих ее предпочтение, является любовь к детям, склон­ность помогать им в освоении опыта. Последнее, по сло­вам Н.В. Кузьминой, является наиболее типичным. То есть само содержание педагогической деятельности — «возмож­ность учить детей» — оказывает большое влияние на вы­бор педагогической профессии, и случайность этого вы­бора, по данным исследований Н.В. Кузьминой, не пре­вышает 9%.