Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1232
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Особое распространение в стране получили педагогические классы, которые часто организационно и содержательно связаны с педагогическими вузами. Так в настоящее время, например, МГОУ работает с муниципальными органами образования области на основе 25 типовых договоров и 45 договоров с отдельными школами. В процессе совместной работы совершенствуется система отбора в педагогические классы, повышается уровень психолого-педагогической подготовки учителей, работающих в педагогических классах, разрабатываются программы углубленного изучения профильных дисциплин, учебно-методические материалы, происходит обучение школьных учителей новым педагогическим технологиям.
Практика свидетельствует, что иногда в педагогические вузы и училища поступают те, кто избрал педагогическую профессию волей случая. Иногда даже после первого года их самостоятельной работы в школе обнаруживается их беспомощность в работе. Вот почему важно уже в студенческие годы овладеть основами педагогического мастерства.
С одной стороны, в последнее время учеными кафедры МГОУ выявлена необходимость проведения так называемой внутривузовской ориентации на педагогическую профессию с целью достаточно быстрого включения студентом педвузов в самообразовательную работу и активизации их потенциальных возможностей. Большой интерес представляет работа Г.Н. Пашкевич, исследовавшей проблемы преемственности педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях. Одним из результатов этих исследований было выявление предпосылок реализации внутривузовской педагогической профориентации, под которой понимается самостоятельный компонент общей системы профессиональной ориентации, хронологически следующий за школьным довузовским ее периодом и представляющий собой углубление профессиональной направленности студентов педагогического вуза. К основным таким предпосылкам автор отнесла: наличие у студентов довузовского педагогического опыта, мотивы выбора педагогической профессии лицами с различным педагогическим стажем, тип выбора профессии, осведомленность о труде педагога, динамику развития профессионализма.
В исследовании Г.Н. Пашкевич показано, что для организации дифференцированной профориентационной работы студентов педвуза можно классифицировать по четырем группам в соответствии с мотивами выбора профессии учителя.
Первый тип — студенты, имеющие одноплановый мотив (любовь к предмету). В работе с ними ставится задача внести коррективы в мотивационную сферу с целью удвоения мотива, т.е. сочетания любви к предмету и мотива педагогической деятельности.
Второй тип — студенты, которые поступали в педагогический вуз без четко осознанного мотива, случайно. Содержание профориентационной работы с этой категорией студентов состоит в осуществлении полного процесса профориентации с использованием всех дисциплин педагогического цикла и других средств приобщения их к будущей работе.
Третий тип — студенты, проявляющие яркие организационно-педагогические способности, потенциальные руководители образовательных учреждений. Профориентационная работа с ними должна быть направлена на формирование индивидуального стиля управленческой работы.
Четвертый тип — студенты, обладающие ярко выраженными сопутствующими педагогической работе умениями (рисовать, фотографировать, петь и т.д.). Внутривузовская профориентация с ними должна быть направлена на подготовку их к успешному развитию у школьников разнообразных способностей и специальных умений.
С другой, стороны важную роль в профориентации играет непрерывная педагогическая практика студентов в базовых воспитательных учреждениях. Именно педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.
Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, студентами) и функций, что и деятельность учителя. Уже с младших курсов благодаря педпрактике у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего учителя, своей профессиональной подготовки и пригодности. Работа по профессиональной внутривузовской ориентации на педагогическую профессию может эффективно осуществляться по ряду направлений, важнейшие среди которых:
1) согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического учебного заведения по профессиональной ориентации школьников и студентов;
2) выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по внутривузовской профориентации с учетом их типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии педагога;
3) вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора педагогической профессии.
Как мы уже отмечали выше, заключительным звеном в ориентации на педагогическую профессию является профессиональная адаптация молодого специалиста. Этот процесс у каждого протекает по-разному и в разные сроки. Часто он затрудняется объективными причинами: нездоровым морально-психологическим климатом в педагогическом коллективе, бытовой неустроенностью молодого педагога и т.д.
В то же время, как свидетельствуют данные опросов самих молодых специалистов, и других работников образования (руководителей школ, опытных учителей), решающим фактором в адаптации выпускников педагогических вузов и училищ является их профессиональная компетентность, степень развитости профессионально значимых личностных качеств.
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает производительность труда.
Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся простоте, банальности, четко определяет по крайней мере два важнейших направления работы общеобразовательного учреждения: помочь выпускнику школы осознанно и удачно выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализовать индивидуальную траекторию счастливой жизни. Посмотрите на человека, работающего не по призванию: в большинстве случаев он тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, допуская просчеты и промахи и, как следствие, затрачивает гораздо больше физической и психической энергии, чем в случае, когда рабочее время летит незаметно за интересными делами. Такой работник, усталый и раздраженный, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи, что отнюдь не способствует стабильной и благоприятной семейной обстановке, способствующей, кроме всего прочего, правильному воспитанию детей, формированию у них профессиональной направленности и мотивов следовать профессиональной дорогой родителей.
Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии?
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие, с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.
Е.А. Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязания на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности.
Для того чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:
♦ ее общественная и личная значимость;
♦ удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;
♦ возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные.
К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать.
К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.
Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией. В приложении 5 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип личности и ее профессиональную направленность.
Эти факторы важны и для выбора педагогической профессии, но одним из важнейших факторов, определяющих ее предпочтение, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Последнее, по словам Н.В. Кузьминой, является наиболее типичным. То есть само содержание педагогической деятельности — «возможность учить детей» — оказывает большое влияние на выбор педагогической профессии, и случайность этого выбора, по данным исследований Н.В. Кузьминой, не превышает 9%.