Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 883

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

, сколько тем, как это осуществляется. Сущность культуры и определя­ется, в первую очередь, способами осуществления жизне­деятельности.

В связи с этим можно вести речь о разновидностях куль­тур, связанных с различными сферами и направлениями человеческой деятельности: общения, мышления, управ­ления, потребления, быта, питания, движения, физичес­кого и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому луч­шему, что наработано человечеством, наукой и практи­кой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедея­тельности в связи со сказанным всегда имеет конкретно-исторический, относительный характер.

Культура, как известно, в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей де­ятельности как культурно-историческое существо посред­ством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения при­сущими конкретному обществу и его культуре приемами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, ее предста­вителем и носителем.

Педагогическая культура, являясь составной частью об­щей, также существует в материальной и духовной фор­мах, причем, к материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания, а пе­дагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные про­фессионально-этические нормы составляют духовные цен­ности педагогической культуры.

Разумеется, педагогическая культура и культура педа­гога — не тождественные понятия. Приступая к разговору о культуре педагога, нельзя не коснуться понятия «куль­тура личности».

Культура личности понимается нами в двух аспектах.

Во-первых, это уровень развития и реализации сущно­стных сил человека, его способностей и дарований.

Во-вторых, это совокупность компетенций:

♦ политических и социальных, связанных со способнос­тью брать на себя ответственность, участвовать в со­вместном принятии решений, регулировать конфлик­ты ненасильственнйм путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и раз­вития демократических институтов;


♦ компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное от­ношение к чужим традициям, верованиям) и т.п. Культура личности формируется в процессе воспита­ния и обучения, под влиянием социальной среды и лич­ной потребности в постоянном развитии и совершенство­вании.

Взаимосвязь общей и профессиональной культуры вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога яв­ляется частью общечеловеческой культуры, интегрирую­щей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.

Общество определяет цели и содержание процесса вос­питания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и рас­пространителем (в определенном смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культур­ная целостность народа, всей цивилизации, преемствен­ность поколений во многом обусловлены ролью образова­ния как социального института и педагога как одного и: главных действующих в нем лиц.

Общая (базовая) культура педагога представляет собор совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессио­нальной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий сте­пень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способ­ностей, уровень интенсивности их проявления в практи­ческой деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное разви­тие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм дея­тельности и поведения.

Для педагога процесс общекультурного развития обя­зательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, коррекцией через самовоспитание индивидуальной сис­темы норм поведения, приведением ее в соответствие с социально значимыми культурными образцами и норма­ми. Возвращаясь к определению культуры личности как совокупности ряда компетенций (политических, соци­альных, поликультурных и пр.), логично предположить, что в содержание общей базовой культуры специалиста в сфере образования целесообразно включить: культуру ум­ственного и физического труда; культуру самообразова­ния и саморазвития, самоорганизации; культуру быта; культуру общения и культуру досуга.



Содержание базовой культуры современного педагога можно рассматривать и в аспекте отношений личности с окружающим миром. Если понимать жизнедеятельность человека как совокупность его разнообразных отношений с внешним миром, то следует выделить такие области:

♦ экологическую культуру (характеризующую взаимоот­ношения человека с окружающей природой);

♦ технологическую культуру (характеризующую разнооб­разные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов тру­довой деятельности);

♦ правовую культуру (характеризующую правовые отно­шения с людьми и субъектами производства, государ­ственными учреждениями);

♦ политическую культуру (отражающую особенности от­ношений с властью, партиями, объединениями и со­юзами, общественным строем и т.д.);

♦ культуру семейных отношений;

♦ коммуникативную культуру;

♦ гносеологическую и информационную культуру;

♦ экономическую культуру (отражающую специфику эко­номических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности).

Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наи­большей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы твор­ческой педагогической деятельности, необходимые для об­служивания исторического процесса смены поколений, соци­ализации личности.

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Педагогическая культура рассматривается нами как:

а) уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности;

б) системное образование, выступающее как сущностная характеристика личности педагога в сфере профессио­нальной деятельности.

К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры пе­дагога, учителя можно отнести (по Е.В. Бондаревской):

♦ гуманистическую позицию педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

♦ психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

♦ образованность в сфере преподаваемого предмета (для учителя, преподавателя) и владение педагогическими технологиями;

♦ опыт творческой деятельности, умение обосновать соб­ственную педагогическую деятельность как систему (ди­дактическую, воспитательную, методическую), способ­ность разработать авторский образовательный проект;

♦ культуру профессионального поведения, способы са­моразвития, умение саморегуляции собственной дея­тельности, общения.

Признавая глубину и обоснованность системы компо­нентов педагогической культуры учителя, предложенной Е.В.Бондаревской, рассмотрим другую, более общую со­вокупность основных компонентов, включающих в той или иной степени перечисленные выше: аксиологический, тех­нологический, эвристический и личностный.

Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры (рис. 16).



3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры


Название данной составляющей педагогической куль­туры происходит от термина «аксиология», т.е. философ­ское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, колле­ктива, общества, их соотношении с миром реальности, из­менении ценностно-нормативной системы в процессе ис­торического развития. Следует отметить, что в современ­ной педагогике аксиология определяет систему педагоги­ческих взглядов на основе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и отношение к челове­ческой, в том числе и педагогической, деятельности.


Этот компонент профессиональной культуры педагога содержит в себе усвоение и принятие им следующих цен­ностей педагогического труда:

♦ профессионально-педагогические знания (психологи­ческие; историко-педагогические; закономерности це­лостного педагогического процесса; знание особенно­стей детского возраста; правовая культура и др.) и ми­ровоззрение;

♦ культура умственного труда, включая научную органи­зацию труда, учет биоритмов, культуру чтения, культу­ру мышления, в том числе методологического, и пр.;

♦ свобода личности всех участников педагогического процесса, предполагающая уважение личности ребен­ка, следование нормам общей и педагогической этики и пр.

Важное место в структуре педагогической культуры за­нимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения педагогом своих инте­ресов, предпочтений, ценностных ориентации в образо­вательной сфере. Педагог заинтересован в активном вклю­чении в процессы рефлексии, профессионального само­сознания, результатом которого становится формирова­ние и становление его профессиональной направленности, позиций, установок.

Формирование у будущих педагогов культуры умствен­ного труда предполагает работу с ними по таким направ­лениям:

♦ самовоспитание и воспитание учащихся;

♦ использование элементов научной организации труда;

♦ усвоение правил техники безопасности, гигиены и са­нитарии;

♦ учет биоритмов в работе;

♦ знание и применение различных способов и средств восстановления работоспособности и повышения мо­тивации труда;

♦ учет в педагогической деятельности психологическую механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов форми­рования знаний, умений и навыков, отношений, твор­ческих способностей;

♦ овладение приемами учебной деятельности и мысли­тельными операциями.

Необходимо учить будущих педагогов приемам эконо­мии времени, поиска, систематизации и классификации информации, рационализации записей, приемам конспек­тирования лекционных материалов и реферирования на­учной литературы.

Для будущих педагогов важно научиться ритмично работать в течение учебного дня, недели, семестра, учеб­ного года, всего периода обучения; правильно чередовать умственные и физические нагрузки; вести записи лекций с повышенной скоростью за счет сокращений и структу­рирования записей, выделять в материале главное, при­оритетное, представлять информацию в свернутом, лако­ничном виде и развернутом, с пояснениями, примерами и комментариями.