Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1249

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Профессиональной воспитанности, по мнению Б.З. Вульфова, как раз и присущи потребность и способность са­моанализа собственного педагогического бытия. Именно педагогическое знание и осваиваемая педагогическая прак­тика составляют «содержание» профессиональной реф­лексии, которая только и очеловечивает их, связывая прошедшее, текущее и предстоящее. Поэтому профес­сиональное воспитание предполагает целенаправленную организацию рефлексии студентов, вплоть до «обучения» ей: ставшая внутренней потребностью, профессиональ­ной привычкой, не выходящая за границы, за которыми начинаются холодное безразличие или изматывающее са­моедство, она оказывается важнейшим фактором систе­матического и разностороннего профессионального са­моанализа, а на его основе и саморазвития.

Профессиональное воспитание будущего педагога тре­бует привлечения широкого спектра таких педагогических средств, как: значительное увеличение объема и разнооб­разия видов самостоятельной работы, стимулируемой пре­подавателями; самообразование (общекультурное и психо­лого-педагогическое); вовлечение студентов в научно-ис­следовательскую деятельность при подготовке курсовых, дипломных и иных творческих работ и т.д. Столь же разнооб­разны педагогические возможности общественной деятель­ности, художественного творчества. Весьма продуктивно обсуждение с преподавателем различных тем творческих работ, выполнение общественно значимых видов творче­ской деятельности в форме, например, педагогического сту­денческого отряда, проводящего благотворительные акции в детских домах, выступающего с концертами художествен­ной самодеятельности в ходе различного рода фестивалей, участия в международных обменах с зарубежными учебны­ми заведениями и т.д. Все это прекрасно «работает» как эффективные средства профессионального воспитания, да­ющего новые знания, опыт активности, рефлексии и цен­ностных ориентации и позволяющего их применить как в условиях вуза, так и в дальнейшей самостоятельной педа­гогической работе.

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА


Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала.

Профессиональное самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым ос­новам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

Профессиональное самовоспитание педагога — созна­тельная деятельность специалиста, направленная на разви­тие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.

Приступая к работе по самовоспитанию и профессио­нальному самосовершенствованию, начинающий педагог должен иметь данные самоанализа педагогической деятель­ности за определенный период, данные анализа, полу­ченные от своих наставников и коллег, объективную оцен­ку и рекомендации по ее улучшению. Опыт лучших педа­гогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что самосовершенствование надо начинать с углубленного анализа собственной педагоги­ческой практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собствен­ной деятельности, педагог совершает рефлексию, без ко­торой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогичес­кому мастерству.

Под самообразованием педагога нами понимается компонент самовоспитательной работы, целенаправленная, опре­деленным образом осуществляемая познавательная деятель­ность по овладению общечеловеческим опытом, методологи­ческими и специальными знаниями, профессиональными уме­ниями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса. Самообразование — основа рос­та педагога как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспиты­вать и образовывать, пока сам работает над своим соб­ственным воспитанием и образованием». Если он не учит­ся, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой, и — хочет или не хочет — сопротивляется общему движению школьного коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» К.Д.Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, ака­демик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учи­лись все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».



Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Но в реальной практической деятельности, как указы­вает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредствен­ных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдель­ным сторонам. Соответственно, оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, свя­занный с возникающими проблемами (установлением дис­циплины, организацией коллектива, выяснением взаи­моотношений с администрацией школы и т.д.)».

Подобная непосредственность профессионального бы­тия рано или поздно приходит в противоречие с логикой учебно-воспитательной деятельности, что побуждает пе­дагога критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с прояв­лением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштей­на, мировоззренческого чувства, формирующего обобщен­но-целостное отношение к профессии.

Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое пред­полагает сознательную работу по развитию профессиональ­но значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых осо­бенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетент­ности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и дру­гих свойств личности.

В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учителя на­учить быть учителем! Что это значит для него?

Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала социально-политических преобразований в России 80-х гг. прошлого века), полу­чаем следующее.

1. Систематически овладевать методологическими знани­ями, изучать труды классиков философии, государ­ственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поколений.

2. Сосредоточить свои усилия на совершенствовании учеб­ного процесса, в котором наиболее полно реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуще­ствляя собственный научно-педагогический поиск.


3. Постоянно анализировать состояние реализуемого об­разовательного процесса, соотнося его с общими тен­денциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффектив­ности своего учительского труда его конечные и проме­жуточные результаты, обоснованность проектов конк­ретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную педагогическую дея­тельность как творческий процесс решения разнооб­разных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать свою профессионально-педагогическую квалификацию посредством самообра­зования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогичес­кого поиска.

6. Посредством самовоспитания и саморазвития форми­ровать в себе те профессионально-педагогические ка­чества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидакти­ческих принципов, постепенно овладевать исследова­тельскими умениями и приемами решения педагоги­ческих задач творческого характера. Профессиональное самовоспитание, как и любая дру­гая деятельность, имеет в своей основе довольно слож­ную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании. Следует за­метить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия меж­ду требованиями, предъявляемыми обществом к учителю и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к учи­телю, «либо стимулируют работу над собой, либо вынуж­дают учителя идти на всевозможные ухищрения, снима­ющие эти противоречия, во всяком случае, в его созна­нии». Психологи указывают на компенсаторные механиз­мы снятия подобных противоречий: рационализация, ин­версия, проекция, «бегство от реальности» и др. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе дея­тельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - означает вы­звать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником актив­ности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствова­нию, характер которых во многом предопределяется со­держанием профессионального идеала. Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в гла­зах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствова­нии, тогда и начинается процесс самовоспитания.


Наука отмечает два приема формирования самооцен­ки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в со­циальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окру­жающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие при­тязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой, высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего педагога и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности педагога-наставника, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с пер­вого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала - самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педаго­гов с целью поиска своего идеала. Это главное условие эф­фективности самовоспитания. В этом плане весьма полез­ную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким приме­ром для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оста­вивший в своих дневниках великолепные образцы само­воспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что... Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляй­ся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам при­помнить... Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою».

Лучшему самоотчету и самоанализу способствует веде­ние личного дневника, по которому субъект самовоспита­ния может наблюдать за развитием своих способностей. На основе проведенного анализа собственных недостатков Л.Н.Толстой определил такие задачи самовоспитания: «Важ­нее всего для меня в жизни исправление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

К внешним факторам, стимулирующим процесс само­воспитания, относят педагогический коллектив, стиль ру­ководства образовательным учреждением и фактор сво­бодного времени