Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1239

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



♦ социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагоги­ческих ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоот­ношениях детей с родителями, сверстниками, учителя­ми, предупреждение конфликтных ситуаций, порождаю­щих детскую беспризорность и безнадзорность, обес­печение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Таким образом, подводя итог сказанному, приходим к выводу: педагогическая деятельность будет успешной, когда педагог сумеет развить и поддержать познавательные ин­тересы детей, создать атмосферу совместного творчества, коллективной ответственности и заинтересованности в ус­пехах всех обучающихся и воспитанников, т.е. когда в его деятельности будут реально и эффективно взаимодейство­вать обе ее разновидности при доминирующей роли вос­питания.

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Педагогическая деятельность реализуется в определен­ных ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направ­ленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых педагогом. Определенная совокупность та­ких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Для приобретения и совершенствования профессиона­лизма и выработки педагогического мастерства необходи­мо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.

Функция в философском аспекте понимается как отно­шение двух групп объектов, в котором изменению одного, из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благопри­ятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одно­го параметра в других параметрах объекта (функциональ­ность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование). В дру­гом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Таким образом, функция педагогической деятельности — обязанность, круг деятельности, назначение, роль педагога в образовательном процессе.

И сследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-вос­питательном процессе проявляются следующие взаимосвя­занные функции (виды деятельности) педагога (рис. 10).

Рассмотрим подробнее содержание каждой из них.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением обучающихся, воспитанников и уста­новлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осу­ществлять учебно-воспитательную работу, не зная особен­ностей психического развития каждого школьника, уров­ня его умственной и нравственной воспитанности, усло­вий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисло­вии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого педагогу необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности обучающихся, воспитанников, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне образовательного учреждения и т.д.



Ориентацнонно-прогностическая функция педагогичес­кой деятельности выражается в умении педагога опреде­лять направление воспитательной деятельности, ее конк­ретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть воспитатель, какие сдвиги в формировании и развитии личности воспитанника он хо­чет получить. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению. На основе этого ди­агноза педагог ориентирует воспитательную работу на раз­витие у учащихся коллективизма или повышение интере­са к учению, конкретизирует ее цели и задачи и стремит­ся добиться укрепления товарищества в классе, взаимо­помощи, более высокой активности в совместной де­ятельности как важнейших черт коллективистских отно­шений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на при­дании обучению увлекательности и эмоциональности. По­добная ориентационно-педагогическая деятельность в ра­боте педагога осуществляется постоянно. Без нее не могут обеспечиваться динамика и совершенствование целей, ме­тодов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности педагога органически связана с ориентационно-прогностической. Если он, например, прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания педа­гог может предусмотреть совместную работу обучающих­ся, воспитанников в сфере материального производства, подготовку литературно-художественного концерта, орга­низацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержатель­ность и увлекательность совместной деятельности. Есте­ственно, что для этого ему необходимо хорошо разби­раться в психологии и педагогике организации воспита­тельного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктив­но-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательную работу.

Таким образом, конструктивно-проектировочная фун­кция обеспечивает:

а) отбор и организацию содержания необходимой инфор­мации, которая должна быть усвоена обучающимися, воспитанниками;


б) проектирование деятельности обучающихся, воспитан­ников, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаи­модействия с детьми.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением обучающихся, воспитанников в на­меченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого педагогу необходимо выработать це­лый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной ра­боты, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элемен­том этой деятельности является также умение вдохновить детей на работу, вносить в нее элементы романтики и осу­ществлять тактичный контроль за ее выполнением. Орга­низаторская функция реализуется через: а) отбор и структурирование информации в процессе со­общения ее обучающимся, воспитанникам;

б) организацию различных видов деятельности обучающих­ся, воспитанников;

в) организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащи­мися.

Большое значение информационно-объяснительной фун­кции педагогической деятельности обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладе­ние знаниями, мировоззренческими и нравственно-эсте­тическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Педагог в этом слу­чае выступает не только как организатор учебно-воспита­тельного процесса, но и как источник научной, мировоз­зренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессио­нально-педагогической подготовки имеет глубокое знание того учебного предмета, который учитель преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудирован­ный педагог знает новейшие научные идеи и умеет доход­чиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практи­ческой стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков.

Коммуникативно-стимулирующая функция
педагогичес­кой деятельности связана с тем большим влиянием, кото­рое оказывают на воспитанников личное обаяние учителя, нравственная культура, умение устанавливать и поддержи­вать с детьми доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудо­вой и художественно-эстетической деятельности. Эта дея­тельность включает в себя проявление любви к.детям, ду­шевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокуп­ности характеризует стиль гуманных взаимоотношений пе­дагога с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон педагога в отноше­ниях с воспитанниками. От такого «сухаря» дети обычно держатся на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность. Совсем по-иному относятся дети к тому педагогу, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности педагога в обучении и воспитании. В статье «Три элемента школы» К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспи­тательная сила изливается только из живого источника че­ловеческой личности. Никакие уставы и программы, ника­кой искусственный организм, как бы хорошо он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспита­ния... Без личного непосредственного влияния воспитате­ля на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

На огромное воспитательное влияние личности педа­гога неоднократно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и так­тичной требовательности, без непрестанной работы педа­гога над совершенствованием своего характера невозмож­но осуществлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессиональ­ного роста педагога, его старательной работы над повыше­нием своего научного уровня и морального совершенства. С давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа педагога над собой является одним из обязательных ус­ловий его успешной учебно-воспитательной деятельнос­ти. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое выс­казывание: учитель только в той мере воспитывает и обра­зовывает, в