Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1240
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Этика проведения рабочих совещаний, оценки труда коллег, критических замечаний, принятия решений, регламент как элемент этики поведения при коллективном обсуждении проблем - основа отношений в учительском коллективе. Формирование культуры деловых взаимоотношений для студентов педвузов необычайно важно, потому что они с первых недель пребывания в образовательном учреждении включаются в его жизнь со всеми оттенками внутренних взаимоотношений.
Необходимо также владеть всеми формами письменного обращения к партнерам (письма-поздравления, письма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения).
Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответствия его визуально воспринимаемого облика задачам педагогической деятельности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой способствуют успеху педагогической деятельности.
В этой связи будущего педагога необходимо:
♦ ознакомить с основными компонентами внешнего облика человека: осанкой, походкой, позой, жестами, одеждой, эмоциональным самочувствием;
♦ дать ему представление о моде, стиле;
♦ показать, как влияют на выбор одежды возраст, время года, погода, обстановка;
♦ раскрыть секреты ухода за одеждой и внешним видом;
♦ показать, как влияют на выбор одежды антропометрические особенности человека, цвет его глаз, волос.
Составная часть базовой культуры педагога — физическая культура — реализуется как решение проблемы организации и воспитания здорового образа жизни:
♦ овладение практическими умениями и навыками (бега, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.);
♦ знание правил пользования баней, сауной, поведения на воде;
♦ владение приемами профилактики различных заболеваний;
♦ знание способов поддержания высокой работоспособности;
♦ владение приемами снятия утомления (массаж, релаксация, режим, иглоукалывание и др.);
♦ владение методами планирования семьи и предупреждения беременности;
♦ знание рекомендаций по рациональному питанию и оптимизации физиологических нагрузок при различных состояниях организма, заболеваниях и др.
Условия становления педагогической культуры:
1) развитие научно-педагогической направленности преподавателя;
2) постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности;
3) становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии;
4) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, развитие авторской, профессионально-творческой «Я» - концепции;
5) приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, формирование готовности к обобщению личного педагогического опыта;
6) формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразовании.
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Необходимость культурологической подготовки будущих педагогов обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, успешность педагогической деятельности напрямую зависит от уровня общей культуры, который проявляется особенно четко при постоянном росте требований к подготовке педагога, к его компетентности в условиях складывающегося рынка образовательных услуг и возникновения непривычной для российского образования конкуренции между образовательными учреждениями.
Особенно сильно сказывается влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности в условиях, когда возрастает необходимость оперативного и ответственного принятия решений в условиях непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и обратной связи, несущей информацию о результатах решения и правильности выбора той или иной логики решения проблемы.
Кроме того, необходимо учитывать, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования им новаций.
Во-вторых, образовательный процесс представляется не только и не столько путем овладения определенной профессией, сколько способом приобщения личности к современной культуре. Как справедливо отмечает М.С. Каган, «требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на студента не как на будущего специалиста, а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия».
В-третьих, современный педагог — это человек, в достаточной мере обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только успешно достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы личные, отдельных групп и общества; умеющий создавать благоприятные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать свои здоровье и работоспособность, а также необходимую стабильность и надежность в функционировании различных педагогических систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.
В-четвертых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования их духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения молодежи (в том числе и студенческой) к нравственно-духовной деятельности, которая явилась бы основой для личностного освоения культуры.
В-пятых, активное приобщение будущих педагогов к сокровищам мировой и отечественной культуры в форме духовно-творческой деятельности является, пожалуй, самым эффективным средством самореализации по-настоящему творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил, поскольку их будущая профессиональная деятельность с необходимостью сопровождается нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой происходящих событий, своих и не своих действий, постановкой целей и задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.
2. Дайте характеристику аксиологического компонента педагогической культуры.
3. Дайте характеристику технологического компонента педагогической культуры.
4. Дайте характеристику эвристического компонента педагогической культуры.
5. Дайте характеристику личностного компонента педагогической культуры.
6. В чем заключается сущность методологического поиска педагога как компонента педагогической культуры?
7. Каковы условия становления педагогической культуры специалиста?
8. В чем состоит значимость культурологической подготовки будущих педагогов?
Литература для самостоятельного изучения
1. Бондаревская Е.В, Кульневич СВ. Педагогика, М. - Ростов-н/Д, 1999.
2. Левитан К.Н. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994.
3. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М., 1994.
4. Пидкаситый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). - М., 1972. — С.79
5. Словарь-справочник по педагогике / Автор-сост. В.А Мижериков. Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004.
6. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989. - С.306.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974.
8. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 11 т. - М., 1953.
9. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М., 1998.
10.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997. - С. 249-250.
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства. За последние годы произошло расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Это социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая работа.
Необходимо учитывать появление разных типов образовательных учреждений, для которых система педагогического образования готовит кадры: учреждения дошкольного образования, включая профильные; учреждения системы общего среднего образования, включая лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; учреждения системы переподготовки и повышения квалификации. Помимо образовательных учреждений сферами деятельности выпускников педагогических вузов являются: социальная (образование взрослых, службы занятости, пенсионные фонды, службы социальной и психологической реабилитации детей-беженцев, работа с детьми с отклонениями в поведении, беспризорными, наркоманами, работа с несовершеннолетними правонарушителями); управления образованием; семейного воспитания и обучения.
Таким образом, система педагогического образования выполняет не только обслуживающую, но и опережающую функцию, готовя кадры для непрерывно развивающейся системы образования.
Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая:
♦ обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;
♦ способствует социальной стабильности и развитию общества;
♦ определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.
Система педагогического образования России