Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 878

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



При отказе полностью или частично оплатить платежное требование–поручение плательщик уведомляет об этом обслуживающий его банк в течение указанных 3–х дней. В этом случае требование–поручение вместе с отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате возвращается непосредственно поставщику. Извещение об отказе в платеже должно обязательно содержать его мотивацию. Традиционными мотивами отказов в платеже являются: товар не заказан; товар оплачен ранее; досрочная поставка; указана несогласованная цена; отгрузка по ошибочному адресу. При согласии оплатить (акцепте) полностью или частично платежное требование–поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех 3–х экземплярах и сдает их в обслуживающий банк. 1–й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции остается в исполняющем банке. 2–й экземпляр через РКЦ направляется банку, обслуживающему поставщика, в качестве подтверждения обоснованности зачисления средств на счет поставщика. 3–й экземпляр вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме документов и совершении платежа. Платежными требованиями–поручениями оплачиваются не только поставки товаров, но и выполненные работы и оказанные услуги.

Аккредитивная форма расчетов. По своей сути аккредитив представляет собой способ обеспечения полной гарантии (со стороны покупателя) своевременной оплаты счетов, требований или векселей поставщика за отгруженную продукцию. Следовательно, эта форма расчетов направлена главным образом на защиту интересов продавца. Аккредитив можно определить, как выдаваемое по поручению клиента–плательщика денежное обязательство банка, открывшего аккредитив (банк–эмитент), производить платеж поставщику при выполнении условий этого аккредитива, чаще всего предусмотренных им платежных документов. Аккредитив является самостоятельной сделкой между банком и клиентом–плательщиком (приказодателем аккредитива). Она обособлена от договора купли–продажи и выступает как форма реализации банковской услуги или банковского продукта. В безналичных расчетах применяются две разновидности аккредитива: 1) денежные, или циркулярные, выплаты с которых не обусловлены представлением коммерческих документов; 2) документарные (товарные), используемые при расчетах за товары и услуги. Последние применяются наиболее широко.


Аккредитив открывается плательщиком сразу же после получения им от поставщика сообщения о готовности товара к отгрузке. Для этого плательщик представляет обслуживающему его банку–эмитенту заявление, где указываются необходимые сведения – наименование участников расчетов по аккредитиву в лице поставщика, покупателя, банка–эмитента и банка, исполняющего аккредитив, каковым обычно становится банк поставщика. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком, имеет заранее оговоренную сумму и срок действия. Важнейшим условием аккредитива является указание его вида, под которым понимается способ или разновидность техники совершения расчетов по аккредитиву.

Аккредитивы открываются покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

При использовании покрытого аккредитива банк–эмитент списывает средства в размере полного аккредитива с расчетного счета плательщика и перечисляет их в банк поставщика (исполняющий банк) для депонирования их на отдельном балансовом счете. С него будут производиться выплаты по аккредитиву. Депонирование может быть осуществлено и за счет кредита, полученного плательщиком в банке–эмитенте.

Непокрытый аккредитив не предполагает предварительного депонирования средств. Выплаты осуществляются за счет средств плательщика с его расчетного счета, а при их нехватке банк–эмитент гарантирует произвести оплату за счет собственных средств, оформив ее как задолженность покупателя своему банку. Однако применение непокрытого аккредитива возможно только при условии, что банк–эмитент имеет в исполняющем банке корреспондентский счет, с которого последний списывает средства в качестве выплат по аккредитиву.

Аккредитив должен содержать указание на то, является ли он отзывным или безотзывным. Банк–эмитент по указанию покупателя может аннулировать либо изменить условия отзывного аккредитива без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован до истечения его срока без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Но поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено его условиями.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт (согласие на оплату) лица, уполномоченного покупателем и присутствующего в месте отгрузки товара. Банк поставщика в этом случае осуществляет выплаты с аккредитива только при наличии на расчетных документах акцептной надписи уполномоченного. Подобная мера усиливает возможность контроля со стороны покупателя за соответствием отгружаемой продукции условиям контракта.



После отгрузки товаров покупателю поставщик представляет в свой банк все нужные для проведения расчетной операции документы – реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Все они содержат реквизиты, необходимые для проведения бухгалтерских записей по счетам контрагентов в банках. В частности, реестр счетов поставщик передает банку в 3–х экземплярах, из которых 1–й используется этим банком в качестве мемориального ордера, 2–й с приложением товарно–транспортных документов и отметкой банка отсылается банку–эмитенту для вручения плательщику и одновременного отражения этой операции на счетах в этом банке, а 3–й экземпляр выдается поставщику в качестве расписки о приеме реестра счетов. Выплаты с аккредитива наличными деньгами не допускаются.

Расчеты чеками. Использование чеков в расчетах предполагает высокую степень доверия и обязательности контрагентов. До сих пор население США очень любит расплачиваться именно чеком. Расчеты чеками внутри нашей страны имеют свои особенности и отличия от зарубежной практики чекового обращения. Российский чек представляет собой приказ плательщика (чекодателя) своему банку об уплате держателю чека за счет средств, хранящихся на счете плательщика, суммы, указанной в чеке.

В потребкооперации широко применяются денежные чеки. С их помощью предприятия и организации получают со своего расчетного счета наличные для выплаты заработной платы, оплаты командировочных расходов, хозяйственных нужд, закупок сельхозпродуктов. Чекодателем и чекодержателем денежного чека является одно лицо, им невозможно расплатиться за товары и услуги, срок действия этого документа крайне ограничен.

Расчетные чеки применяются для оплаты товаров и услуг. ЦБР установил, что они могут применяться только на территории России, лишь при одногородних (местных) расчетах физическими и юридическими лицами. Но расчеты чеками между физическими лицами не применяются. Расчетные чеки имеют полную гарантию своевременной оплаты. Покрытые чеки оплачиваются за счет средств, депонированных клиентом–чекодателем на отдельном банковском счете. Непокрытые чеки при отсутствии средств на расчетном счете чекодателя оплачиваются за счет средств банка. Чистые бланки чеков клиент получает в обслуживающем его банке. Перед выдачей бланков банки проставляют в них необходимые реквизиты: наименование банка и его коды, наименование чекодателя и номер его счета. На оборотной стороне чека указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Вместе с бланками чеков банк выдает клиенту идентификационную чековую карточку и идентифицирует чекодателя по каждому выданному чеку.


Чек должен быть предъявлен чекодержателем к оплате в учреждение банка в течение 10 дней.

Сохранилось в России использование чеков из лимитированных чековых книжек. Книжка представляет собой комплект сброшюрованных незаполненных чековых бланков в несколько десятков листов. Чеки из лимитированных чековых книжек могут быть выписаны на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит, соответствующий предварительно задепонированной на отдельном банковском счете сумме. После оформления каждого чека на книжке выводится оставшийся лимит. Клиент, получивший в качестве платежа чек из лимитированной чековой книжки (чекодержатель), передает его в свой банк на инкассо. Банк чекодержателя почтой пересылает его в банк чекодателя. Последний списывает сумму по чеку со счета чекодателя, на котором хранятся средства, предназначенные для расчетов чеками из лимитированной чековой книжки, и через систему РКЦ переводит ее на расчетный счет чекодержателя в его банке.

Пластиковые карточки. Эта чековая форма безналичных расчетов основана на использовании компьютерных технологий. Они появились в Калифорнии в начале 1950–х. Бумажный носитель чековой информации был заменен (у некоторых видов карточек не полностью) электронными сигналами. Однако суть расчетов, состоящая в наличии приказа владельца денежных средств о передачи их лицу, указанному в этом приказе, характеризует их как разновидность чековой формы расчетов. Пластиковая карточка стала ключом к специальному карточному счету клиента в банке, с помощью которого передается информация, необходимая банку для проведения операции по списанию средств со счета плательщика и их зачислению на счет получателя. Но если кто-то узнает пин-код Вашей карты, то это означает, что получил свободный доступ к Вашему кошельку. Например, это может получиться, если Ваш сотовый телефон попал в руки хакера. Так было со мной и с моей студенткой. Я взяла огромный кредит на потребительские нужды, а студентка копила деньги на отдых за границу. И кроме того таким же образом у меня украли очередную пенсию. И ещё один случай. Нищенка, приглашенная в мою квартиру, украла кредитную карточку. И тут же сняла с неё практически всю сумму лимита, предназначенного для отпуска. А когда мне позвонил прямо из тюрьмы «сотрудник» Сбербанка и сказал, что мой счёт заблокирован и нужно набрать на банкомате какой там код. То я помчалась к ближайшему банкомату и перевела этому «Ивану Ветрову» весь остаток со свой карты.


Различия в видах платежных карточек группируются по конкретным признакам. В зависимости от вида используемых счетов и механизма расчетов карточки подразделяются на дебетовые и кредитные. Наибольшее распространение в России имеет дебетовая карточка.

Дебетовыми называют карточки наличных средств, карточками активов. С помощью дебетовой карточки происходит прямое уменьшение размеров денежных активов плательщика. Она может автоматически стать кредитной, если предоставляется овердрафт. За пользование дебетовой картой банки как правило взимают деньги поквартально. Исключением является социальная карта МИР, где предполагается ставка депозита 3,5% годовых. Однако, как показала моя личная практика, не все банки начисляют этот процент.

Кредитная карточка не предполагает депонирования средств на специальном карточном счете. Платежи с применением данной карточки производятся за счет банковского кредита в пределах установленного банком лимита. Регулярно владелец карточки должен погашать выданный кредит, поэтому кредитные карточки выдаются клиентам, обладающим высокой платежеспособностью. В России выдача кредитной карточки почти всегда предполагает депозит или залог.

Карточки могут различаться и по предназначению: только для обналичивания в банках и банкоматах; для безналичной оплаты за товары и услуги и дополнительно для обналичивания; для расчетов на АЗС ("бензиновые карточки"), за услуги телефонной связи, проезд в метро, но в этих случаях карточка используется уже не как инструмент денежных расчетов, поскольку деньги уплачены при приобретении карточки, а как способ учета, полученного за деньги определенного количества товаров и услуг. За выдачу карточек и их обслуживание банк взимает с клиента комиссионное вознаграждние.

В зависимости от технологии расчетов карточки подразделяются на слип– и смарт–карты. На слип–карту нанесена магнитная полоса, содержащая информацию о реквизитах карточного счета, открытого в банке при приобретении карточки. Продавец магазина при расчете за покупки с помощью специального терминала считывает с карточки эту информацию и проводит авторизацию, т.е. через особую линию связи соединяется с процессинговым центром, где хранится информация о состоянии карточного счета клиента, и узнает, может ли клиент оплатить покупку. Информация о покупке фиксируется на отпечатке с карточки клиента – слипе, который переправляется в платежный центр или банк. Слип содержит приказ клиента перевести деньги за покупку со специального карточного счета на счет магазина.