Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 918
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775–1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — “Фрагменты” (1797–1798 гг.). Тут он высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии.
В середине 1790-х годов он выступил с рядом статей о значении античной культуры для современности:
-
«О школах греческой поэзии», -
«О женских характерах у греческих писателей», -
«Об эстетической ценности греческой комедии» и т. д
В античном искусстве, по мнению Ф. Шлегеля, заключалось истинно божественное начало – «чистая человечность». Именно поэтому оно было прекрасно. Прекрасному искусству античной демократии Фридрих Шлегель противопоставляет лишенное гармонии современное искусство. Мир утратил целостность и стал дисгармоничным, раздробленным. По мнению Фридриха Шлегеля, искусство должно стать объективным, как античное искусство. Он считает образцом такого искусства, будущего творчество Гете, которое, по его мнению, находится посередине «между интересным и прекрасным». Именно такое искусство Фридрих Шлегель называет романтическим.
Романтическая поэзия, по мнению Ф. Шлегеля, должна стать «зеркалом мира».
Теоретические положения романтизма, которые наиболее полно изложены в работе Ф. Шлегеля «Фрагменты»: мысль о романтическом двоемирии, романтической иронии, определение автора как демиурга «творимой жизни», идея об универсально-прогрессивной поэзии. Основой концепции немецкого романтизма является исследование связей литературы и всех видов искусства с философскими системами Фихте и Шеллинга прежде всего, с религиозными идеями Шлейермахера. Главенствующей становится идея синтеза искусства и жизни: всеобъемлющего синтеза человека и природы, искусства и науки, философии и литературы (поэзии), философии и религии, музыки и архитектуры, всех видов (жанров) искусства.
Своими предшественниками немецкие романтики считают Кальдерона и Шекспира. Большую роль в развитии их эстетических взглядов сыграл Гердер. Своим учителем теоретики романтизма называют великого Гете («Вильгельм Мейстер», вторая часть «Фауста»).
Романтическая ирония – это не сатира, не насмешка, не обличение. Это выражение превосходства художника над своим творением.
Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению.
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
Наиболее отчетливое выражение проблема романтической личности обрела в знаменитом «Белокуром Экберте». Написанная в 1797 году, эта сказка позже была включена автором в сборник « Фантазус» (1811). Поражает странность самой сказочной фабулы. Обыденное переплетается с чудесным, чудесное лишено однозначности. Старуха, приютившая сбежавшую из дома из-за плохого к ней отношения Берту, одновременно и фея, несущая добро, и лесная ведьма. Именно включение фантастических мотивов придает повествованию совсем иное звучание. Оно расширяет его семантический диапазон, создавая атмосферу тайны, настроение зыбкой неопределенности, непредсказуемости самой жизни. Непонятное и странное врывается в существование человека, ставит под сомнение его устойчивость, вскрывает его изменчивость. Реальность приобретает расплывчатые, фантастические очертания, постоянно меняет свои границы. Сами участники действия часто воспринимают совершающееся с ними как сон.
Все в сказке условно: время действия, социальный статус действующих лиц. Ощущение зыбкой неопределенности охватывает читателя с самого начала развития сюжета. Она разлита во всем повествовании. «Рыцарь» Экберт ведет отнюдь не рыцарскую жизнь. В его доме господствуют «умеренность» и «бережливость». Он любит одиночество и редко выходит за стены своего маленького замка. Сказка начинает обретать черты мифологического иносказания. Приметы времени стерты, место действия предельно обобщено. Если в начале еще содержится упоминание об «одном из уголков Гарца», то потом в повествовании упоминаются лишь самые общие приметы ландшафта: равнина, горы, скалы, лес, долина...
Настоящая драма разыгрывается не в реальном пространстве, а на территории души. Это душа, терзаемая неясными желаниями, томлениями, страхами. Вся история Экберта — серия беспрерывных попыток прервать круг одиночества и многократное осознание невозможности этого. Невозможности не только оттого, что вокруг нет родственной души, но и потому, что сам он не способен освободиться от гложущих его подозрений и недоверия. Автор пристально вглядывается в состояние духа своего героя. Необъяcненная, с самого начала заявленная задумчивость Экберта внезапно сменяется «внутренним беспокойством». Оно возникает после рассказа Берты.
Жизнь сознания, таким образом, питается не столько внешними раздражителями, сколько развивается автономно, независимо от них. Тема Экберта в сказке — прежде всего жизнь его души, жизнь его терзаемого страхами и предчувствиями сознания. Убежденный в невозможности завести друга, Экберт непрестанно стремится к дружбе. Повтор ситуации с убийством — признак существования навязчивой идеи.
Жизнь Берты в лесном уединении под присмотром старухи — тихое, безмятежное существование: игра с собакой, уход за птицей, незамысловатое занятие хозяйством, книги с волшебными историями о рыцарях... Однако в этом обыденном существовании с самого начала присутствует что-то непонятное и тревожное: переменчивое лицо старухи, песня птицы, ее драгоценные яйца... Все оказывается не так просто. Лесное уединение настолько исполнено поэзии и красоты, что, кажется, больше желать нечего. Мысль о роковом шаге «невольно» все время возвращается к Берте, она не понимает причины охватившей ее тревоги, лишь чувствует, что «должна сделать что-то очень спешное». Чудо гнездится в непредсказуемости и безотчетности человеческих желаний и поступков.
История Экберта по-своему повторяет историю Берты. Судьба или жизнь постоянно наталкивает их на повторения. Подобно тому, как Берта, бежав из лесного уединения, оказывается в местах своего детства, совсем не стремясь туда, неожиданно для себя, так и Экберт, бежав из родового замка, проделывает тот же самый путь к лесной хижине, который когда-то проделала Берта. Похоже, что некая внешняя сила понуждает человека к повторению уже знакомого. Чем дальше развивается сказочное действие, тем более запутанным и непонятным представляется жизненный путь человека. Это не путь к какой-либо цели или просто вперед, это — движение по кругу.
Таким образом, двойственность объяснения событий, переход к «перспективе» действующих лиц, наличие вставного рассказа, сюжетная инверсия, имеющие место в «Белокуром Экберте», свидетельствуют о сложности повествовательной структуры романтической сказки Л. Тика. Двуплановость, сопряжение реальности и авторской фантазии в «Белокуром Экберте» обусловливает жанровое своеобразие текста, метафорически выражает диалектическое единство мира так, как его понимали ранние романтики.
Краткое содержание.
В книге рассказывается про рыцаря по имени Белокурый Экберт, который жил в маленьком городке под названием Гарц. Ему было сорок лет. Он был женат на Берте. Они сильно любили друг друга, но детей не имели. Они жили вдвоем и редко звали в дом гостей. Их единственным другом был Филипп Вальтер.
Как-то раз Берта с разрешения мужа рассказала Вальтеру историю собственного детства. Берта жила в семействе пастуха. В возрасте 8 лет она ушла из дома и в лесу повстречала старушку, которая пустила к себе жить. У старушки была собака и птица. Берта подружилась с птицей и собакой. Девочка прожила у старухи 4 года. Позже старуха рассказала, что птичка несет яйца с самоцветами или жемчугом. При очередном отсутствии старухи Берта украла птичку с самоцветами, и сбежала из хижины. Она дошла до ближайшего города и сняла там себе жилье. Птица начала громко распевать и надоедать. И Берта ее убила. Вскоре она познакомилась с белокурым Экбертом и вышла за него замуж. Также Берта подчеркнула, что не может вспомнить прозвище птицы.
Выслушав историю, Вальтер решил пойти. При выходе он поблагодарил за рассказ и сказал, что представляет, как Берта кормит Штромиана. После ухода Вальтер редко появлялся в их доме. А супруга Экберта заболела от нервов. В один день она призналась, что Вальтер назвал прозвище птицы.
Экберт позвал Вальтера на охоту и застрелил его из арбалета. В этот момент Берта умирает от лихорадки. Спустя время Экберт познакомился с рыцарем Гуго и рассказывает ему о своем грехе. Экберта мучает совесть. На нем нависло проклятие. На улице в любом мужике видел убитого Вальтера. Он уезжает из города. При странствиях он наталкивается на старуху, которую раньше провела его жена. Выяснилось, что старуха занималась колдовством. При этом она была связана с ним и его папой, также с Бертой. Старуха призналась, что ходила возле него в облике Вальтера и Гуго. А Берта была сестрой Экберта. Ранее его отец отрекся воспитывать дочь от первого супружества. Он отдал Берту пастуху. Экберт обезумил и валялся на земле. Умирая он знал, что рассчитывается за проступки жены и отца.