Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 940
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
Джордж Го́рдон Ба́йрон (1788 - 1824) – английский поэт-романтик. Относится к младшим романтикам.
В 1813-1816 гг Байрон создает ряд лиро-эпических поэм, известных в истории литературы под названием «Восточные» (путешествовал на восток): «Гяур»(1813), «Абидосская невеста»(1813), Корсар (1814), «Лара»(1814), «Осада Коринфа», Паризина (1815-1816).
Сам Байрон не объединял их в единый цикл, да и действие их не всегда происходит на востоке. Поэт использует этнографически точный восточный колорит для придания особого драматизма и выразительности.
Поэмы отличаются жанровой разновидностью: «Гяур, отрывок из турецкой повести» (1813), «Абидосская невеста. Турецкая повесть» (1813), «Корсар. Повесть» (*особенности жанра повести: узкий сюжет, сдержанность в описании, относительно небольшие объемы, малое число действующих лиц и незначительный промежуток времени)- в Корсаре все выдержано .
АНАЛИЗ «КОРСАР»
1) Гл. проблема всех «восточных» поэм - проблема личности в ее непримиримом столкновении с обществом. Романтический герой «восточных» поэм- индивидуалист, исключительная личность, одержимая сильными страстями. Герой порывает с обществом, не желая мириться с жестокой обидой и несправедливостью: гл.герой Конрад – бесстрашный атаман-пират-бунтарь, который покинул Европу (его считали глупым, оклеветали) и уехал на Восток. Геройпоэмы«Корсар»является вождем пиратов - бесстрашных людей, отвергающих деспотические законы общества, в котором они вынуждены жить и которому предпочитают вольную жизнь на необитаемом острове. Корсар, их смелый предводитель, - бунтарь.
2) Смысл его жизни - в борьбе против деспотизма,мести и в любви к преданной женщине: борется против турок, решивших окончательно очистить от пиратов все морские окрестности; любит девушку Медору. Герой «Корсара» все время погружен в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает свое одиночество. В этом сказывается индивидуализм героя, как бы стоящего над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость дух
3) Во всех поэмах напряженно развивающийся сюжет. Большинство из поэм повторяет одну сюжетную схему: выделяется три действующих лица: герой (изгнанник)- Конрад, его возлюбленная (восточная красавица или прекрасная христианка)- девушка Медора, антагонист главного героя- царь турок-Сеид. В центре действия стоит главный герой.
4) Все внешние события определяются его переживаниями и поступками. Герой любит героиню: Конрад любит Медору.
5) Но они встречают препятствие в третьем лице: в «Корсаре» это турки, а именно царь Сеид, взявший Конрада в плен. Герой разными путями стремится к осуществлению своего чувства.
6) Но обычно становится причиной гибели возлюбленной, а в некоторых случаях и своего трагического конца: пока Конрад был в плену, Медора переживала и томилась в ожидании, вернувшись, герой узнает, что девушка умерла, после чего сам исчезает без следа.
7) Стихотворный размер – 4 или 5 стопный ямб.
8) Композиция «восточных поэм» связана с традицией баллады; передаются самые напряженные моменты в развитии сюжета. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков Но Байрон не всегда придерживался этого типа построения в «Корсаре» события описываются последовательно: Сначала изображается жизнь и пиратов на острове, затем пир у паши Сеида и их битву. Далее - пожар и спасение женщин и детей из горящего дворца. Затем следует поимка Конрада в плен. Потом освобождение из плена, благодаря одной из наложниц Сеида Гюльнаре. Последняя картина- смерть возлюбленной, с тех пор жизнь потеряла для него смысл, он исчезает.
9) Поэма часто представляет собой монолог героя.
10) Действие этих развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Обычно автор не дает точного местоположения, но в «Корсаре» открывает его: «Корсар» происходитна Пелопоннесском полуострове, в порту Корони и Пиратском острове, спрятанном на просторах Средиземноморья.
11) Поэмы отличаются сюжетной завершенностью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный предмет ее.
12) Поэт не описывает здесь больших народных сцен, не дает политических оценок текущих событий, собирательного образа простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
Герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» (1821). В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя — богоборца, революционера духа, восставшего против божества. Мотив самосокрушения нарастает трагедии Байрона «Каин», где главный герой встает прямо на край бездны. В сущности, здесь вспыхивает бунт уже не только против «людского стада», «рабьей покорности» и всевозможных людских установлений, стесняющих личность, но и против человеческой природы вообще, которая сама по себе оказывается слаба, тесна для истинно свободных порывов духа. Байрон вновь очень рано ставит «конечные» вопросы, к которым литература подойдет вплотную в эпоху Достоевского и которые в то время просто ошеломили публику. Существование зла наравне с добром, равноправие зла как силы, действующей в мире, — вот такие бездны открывает перед Каином байроновский Люцифер, который, конечно, сродни мильтоновскому Сатане, но это уже не Сатана-воитель, Сатана-богоборец, как у Мильтона, а глубочайший и чисто отрицательный возмутитель сознания, оставляющий главного героя в состоянии поистине каиновой опустошенности. Искуситель в христианском понимании – это Сатана, Люцифер. Тогда кто же обольщенное человечество? – Ева, Адам, их первенец Каин. Итак, в основу мистерии «Каин» Байрон положил ветхозаветную легенду, внеся при этом в средневековый жанр определенные коррективы. Надо сказать, что ранее на этот сюжет уже были созданы поэма Гесснера «Смерть Авеля», трагедия Альфьери «Абел», но они не вызвали такого резонанса в обществе, как байроновская драма. Это связано с тем, что библейские персонажи обрели новый смысл. На интерпретацию библейского персонажа Сатаны в произведении Мильтона еще раньше обратила внимание известная мадам Ж.де Сталь. «В Сатане нас восхищает человек», - писала она. Эти слова вполне можно было бы отнести и к Люциферу, и к Каину Байрона.
Под библейскими одеждами современники увидели страдающего, сомневающегося, обуреваемого страстями земного, грешного Человека, который в процессе поиска истины совершает преступление и потрясенный совершенным преступлением принимает возмездие. При этом Байрон подчеркивает то обстоятельство, что единственный, кто если не сочувствовал, то давал ответы обуреваемому страстями и страхом смерти Каину, первенцу Адама, был Люцифер. Бог же предоставил ему самостоятельно сделать выбор в пользу добра и зла.
«Каин» краткое содержание
Произведение начинается в местечке вблизи рая, где немногочисленное семейство Адама и Евы возносит молитву Иегове. В чтении молитвы вместе с Адамом и Евой, изгнанными из рая, участвуют их дети Каин, Авель, Ада, Селла, а также малыши, которые рождены дочерями Евы и Адама от своих же братьев. В процессе моления в Каине зарождаются сомнения против смиренной покорности родственников, спокойно принимающих посланную на них небесную кару. Каин пытается донести до Адама бессмысленность их смирения, но в ответ лишь слышит слова о том, что на все есть воля господа. Закончив молитву, вся семья отправляется заниматься бытовыми делами, а Каин остается размышлять в одиночестве. В его душе зарождается ощущение приближения необъяснимого события, связанного с величественным существом, которое юноша когда-то видел в райских кущах. Неожиданно перед Каином появляется Люцифер, совсем непохожий на хитрого и корыстного искусителя. Хотя Каин и не может поверить до конца, что в Сатане отсутствуют низменные качества, Люцифер заверяет его, что ничем, кроме правды, он не соблазняет. Каин решает развеять все свои сомнения о смысле человеческой жизни, о таинстве смерти, сущности собственного существования и умоляет Люцифера разъяснить волнующую его тему. К Каину присоединяется Ада, которая вернулась за братом и тоже хочет познать истину. Люцифер не отказывает в просьбе Каина и приглашает его посетить мир пространства и времени, заверяя Аду, что путешествие будет недолгим. Любопытный Каин тут же соглашается и перед его взором возникают множество небесных светил, где юноша узнает о жизни иных существ, отличающихся от человека и превосходящих людей по разуму. Перед глазами Каина пролетают скорбные левиафаны и величественные призраки существ, не имеющих определения. Каин постигает безграничность времени и безмерность пространства. Не забывает Люцифер показать молодому человеку и мрачное царство смерти. Каин снова и снова просит Сатану рассказать о тайне смерти, но Люцифер признается, что сыну Адама не пришло еще время постичь это. И тут