Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 900
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
Но прежде Рене желает отдать своё имущество сестре и пишет ей письмо. Амели беспокоится и тут же приезжает к брату. Рене безумно любит свою сестру, она очень скромна, её душа абсолютно чиста и непорочна. Встреча двоих любящих друг друга людей приносит им счастье.
Тем не менее, некоторое время спустя Амели заболевает, она страдает бессонницей. Девушка часто плачет. В какой-то день Рене находит письмо, в котором Амели сообщает, что удаляется в монастырь. Юноша считает, что сестра скрывает от него страстную любовь. Молодой человек хочет вернуть сестру и приезжает к ней в монастырь. Но Амели отказывается возвращаться, однако разрешает брату присутствовать при обряде посвящения её в монахини. Рене видит, как падают волосы сестры и поражается твёрдости её характера. Затем, согласно обряду, девушка обязана пройти через могилу. Она ложится на каменную плиту из мрамора и просит Бога помиловать брата, не разделившего порочную страсть. Таким образом, Рене узнаёт страшную правду и ему становится дурно. Обряд не закончен.
Рене находится в ужасном состоянии, так как сестра мучается из-за него. Юноша решает уехать в Америку и ожидает флота. Он нередко появляется у монастыря девушки. Амели сообщает в письме, что со временем её страдания немного утихают.
На этом рассказ подходит к концу. Рене плачет и показывает отцу Суэлю письмо из мноастыря, в котором написано, что Амели скончалась из-за ужасной болезни. Суэль холодно реагирует на это письмо и говорит, что Рене не заслуживает жалости. Отец убеждён, что нельзя считать человека, не любящего мир, высоконравственным. Каждый должен делать то, что ему суждено, пока у него есть на это силы. Шактас же, наоборот, утешает Рене. По его мнению, счастье можно найти в общих целях.
Чуть позже Рене, Шактас и Суэль погибают в ходе битв в Луизиане.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
Мюссе (1810-1857) намного опережал своих соратников-романтиков и делал их творчество объектом гротеска. Пишет стихи с усеченной рифмой. Литературно-эстетическая программа французских романтиков во главе с Гюго, отвергавшая реакционный политический строй и устаревшие литературные формы, послужила основой дальнейшего творчества Мюссе.
1829 г - “Сказки об Испании и Италии”
1836 г. - “Исповедь сына века”
В романе Мюссе "Исповедь сына века" отражена французская действительность 20-30-х годов 19 века, показана безысходность судеб молодого поколения Франции, выражена светлая надежда, что в будущем человечество обретёт покой и счастье. "Чтобы написать историю своей жизни, надо сначала прожить эту жизнь, поэтому я пишу не о себе" - вступление.
Борьба души и тела - это борьба романтизма и реализма, столкновение чувства и разума. Автор как бы стремится своим рассказом излечиться от "чудовищной нравственной болезни", болезни века, поразившей его современников после революции 1793 г. и разгрома наполеоновской армии в 1814 г. Для сынов империи и внуков революции исчезло прошлое, "им оставалось только настоящее, дух века, ангел сумерек - промежуток между ночью и днем". Исчезла вера во власть божественную и человеческую, жизнь общества стала бесцветна и ничтожна, величайшее лицемерие господствовало в нравах, а молодежь, обреченную на бездействие, праздность и скуку, охватило разочарование и чувство безнадежности. В центре повествования - молодой юноша Октав, типичный представитель своего поколения, поколения больного, изнеженного, состарившегося раньше времени. При этом внимание читателей акцентируется не столько на жизни героев, сколько на их размышлениях о себе и о своем веке. Роман Мюссе полностью написан от первого лица, что по существу является исповедью Октава.
Жизнь для тела, которое тоже омертвело из-за “болезни века”, - это лишь удовлетворение личных потребностей, так как для тела давно нет уже никаких высоких идей; жизнь - ничто, всего лишь поток времени с влияющими, так или иначе, на этот поток событиями.
Роман биографический. В Октаве современники узнавали самого Альфреда де Мюссе
, с его опытом разочарований и публичных скандалов. Что же касается Бригитты Пирсон, возлюбленной Октава, то она лишь отдалённо напоминала Жорж Санд. В целом же, история Октава - это достоверный рассказ об отношениях самого автора с его возлюбленной Жорж Санд.
1 часть - портрет эпохи. Почему от человека требуется лицемерие, почему он не может реализоваться в эпоху реставрации (теоретическая). 2 часть - история угасающей власти. Теория разочарования вызванной французской историе: Католицизм, абсолютизм, аристократизм - устаревшие понятия.1803 - начало террора; 1814 начала реставрации. 30е годы - июльская монархия.
“Болезнь века” - это преждевременная старость души, полное разочарование в жизни и в собственных силах, это недуг, которым чаще всего болели молодые люди, юноши. Тема “болезни века”, которая, как говорил Пушкин, стала бедой всего романтического поколения, начинает робко появляться в произведениях зарубежных и русских писателей на рубеже XVIII-XIX вв. Однако постепенно она приобретает размах, и уже практически все русские и зарубежные писатели начала XIX века, так или иначе, обращаются к данной теме. Такой неподдельный интерес писателей к молодому поколению и его будущему приводит к тому, что уже к 1830-м годам и европейские, и русские романтики ясно осознают “болезнь века” как социально-историческое явление.
Внешнего сюжета почти нет, внутренний - это угасание страсти двух главных героев - Бригитты и Октава. По мнению Октава, любовь делает человека незащищенным и слабым. Но на протяжении романа герой меняется. Он отпускает свою возлюбленную, потому что понимает, что с ним она не будет счастливой.
Нынешний век превратил наслаждение в проституцию. Сын века - сын человечества, сердце сынов человечества исполнено зла. Октав полюбил Бригитту, Пирсон стал противоречить самому себе. Сомнение порождает лавину зла. Злой ум который подгибает под себя еще не полностью злое сердце. Маленькое распятие из черного дерева. Внезапно он испытывает глубокое раскаяние и мысленно возвращается к Богу. Черная этика - мир виноват в моих бедах. Раздвоенность аналитического человека - то, что он хочет, и то что он делает.
У Мюссе в «Исповеди сына века»: разочарование современника во времени. «Черное» в этом романе-лицемерия, современники стремятся уничтожить любовь, религию, народную энергию (красное) - это и есть характеристика времени Жюльена. Жюльен Сорель - часть той колоссальной человеческой энергии, что была высвобождена 1793 годом и войнами Наполеона. Но он опоздал родиться и существует в условиях безвременья: при Наполеоне Жюльен Сорель мог бы стать генералом, даже пэром Франции, ныне предел его мечтаний - черная сутана. Проблема времени - сынов века
Краткое содержание:
Повествование ведется от лица Октава — мечтательного юноши, пораженного «нравственной болезнью».
Я был еще совсем юным, когда меня поразила чудовищная нравственная болезнь, и теперь хочу описать то, что происходило со мной в течение трех лет.
Будь я болен один, я не стал бы говорить об этом, но так как многие страдают тем же недугом, то и я пишу для них…
Во время роскошного ужина после маскарада он замечает, как любимая девушка изменяет ему («Я увидел под столом туфельку моей возлюбленной, покоившуюся на башмаке молодого человека, сидевшего подле неё»). Застигнутый врасплох молодой человек оказался одним из самых близких друзей. После этого происходит тот самый нравственный перелом: любовь к единственной перестает быть ценностью, а преданность — благодетелью.
«Искать в повседневной действительности любовь, подобную вечным и чистейшим образцам, — то же самое, что искать на городской площади женщину, столько же красивую, как Венера, или требовать, чтобы соловьи распевали симфонии Бетховена»
Октав становится праздным гулякой, дамским угодником, кутилой и мотом. Однако подобная жизнь не удовлетворяет его духовных требований.
«Говорят, что Дамокл видел над своей головой меч. Вот так и над развратниками словно нависает нечто такое, что беспрестанно кричит им: „Продолжай, продолжай, я держусь на волоске!“»
Октав — поэтическая натура, склонная к поиску высоких смыслов. Как и всякий романтик, он обращается к вечной теме — природе, наполненной неисчерпаемыми смыслами. Отправившись в деревню, Октав знакомится там со вдовой Бригиттой Пирсон — прекрасной воспитанной особой. Перечеркнув свои былые думы, а вместе с тем и прошлое, Октав влюбляется в неё по-настоящему, болезненно, а через некоторое время сходится. Однако, познав на собственной шкуре женскую натуру, он перестает верить в честность и покорность своей возлюбленной. Ревность начинает затмевать его рассудок. Более того, это чувство перестает быть беспочвенным, когда в деревне начинают распространяться слухи о любовных похождениях Бригитты.
«А ведь, собственно говоря, — внезапно подумал я, — эта женщина отдалась мне очень быстро. Уж не было ли лжи в стремлении избегать меня, которое я замечал в ней сначала и которое исчезло от одного моего слова? Уж не столкнул ли меня случай с одной из женщин, каких много? Да, все они начинают с этого: делают вид, что убегают, чтобы мы преследовали их. Даже лани поступают так, таков инстинкт самки»
Беспорядочные ссоры и лихорадочные обиды превращают совместную жизнь возлюбленных в сущий ад. Любовная лодка разбивается не столько о быт, сколько о свойства быта: беспрестанные подозрения, бесконечные пересуды и взаимные мучения.
«„Как знать?“ — вот великая формула, вот первые слова, которые произнес дьявол, когда небеса закрылись перед ним. Увы! Сколько несчастных породили эти два слова!»
Томимый любовной горечью, Октав теряет рассудок — а за ним и Бригитту. Найдя её тетрадь с названием «Мое завещание», Октав понимает, что своими чувствами убивает не только себя, но и возлюбленную. Пылающие страсти романтической натуры, с прихотливыми идеалами и стремлениями к небесным страстям, оказались сильнее человеческого долга — прощения слабостей ближнего и уважения его недостатков, что в результате и вылилось в трагический финал. Тогда он решает покинуть её, чтобы больше не досаждать ни ей, ни себе, и навсегда уезжает из Парижа.
«Из трех человек, страдавших по его вине, только один остался несчастным»