Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 942

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.

3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.

4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.

5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста

9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".

10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.

11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.

13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.

14. Воплощение двойственности творческой личности в новеллах «Песочный человек», "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" Э.Т.А. Гофмана.

15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.

16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.

17. Творчество У. Блейка

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.

21. Поэтическое творчество Р. Саути.

22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.

23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.

24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).

25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».

26. Особенности поэзии Дж. Г. Байрона ("Тьма", "Прометей", "Она идет во всей красе", "В день моего 30-летия" и т.д.).

27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы

28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.

29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).

34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.

35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..

36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.

37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.

39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.

40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.

41. Национальная специфика польского романтизма.

42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.

43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.

44. Роль романтизма в развитии литературы США

45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.

46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.

47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"

48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.

49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").

50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).

51. Новеллистическое искусство Э. По.

Люцифер говорит Каину, что жизнь на земле скоро ознаменуется большими бедами и несчастьями для всего человечества. Юноша сильно огорчен, поскольку очень любит родных и никак не может осознать грядущую их смерть. Он снова уговаривает Люцифера открыть ему причину смерти, но тот уверяет Каина, что смерть – это временные ворота. Прощаясь с Каином, Сатана уверяет юношу, что преодолеть смертный удел всех людей может только истинное бессмертие духа.  Возвратившись в родной дом, Каин наблюдает, как родные готовятся к принесению жертвенных подарков богу. Не желая смириться с несправедливой судьбой Каин старается удержать родственников. Скромная Ада шокирована поступком Каина, а Авель уговаривает брата вместе совершить приношение богу, твердя, что бог превыше всего на свете. Рассерженный Каин, не выдержав речей брата, смертельно ударяет его по голове. Авель уходит из жизни. Расстроенный Адам выгоняет Каина из своей семьи. Верная Ада решает уйти вместе с Каином. Собираясь в трудное путешествие, молодого человека посещает ангел, спустившийся с небес, и отмечает лоб Каина неизгладимой печатью. Ада с Каином отправляются в долгое странствие и определяют местом своего жительства – безрадостную пустыню, находящуюся в восточной стороне от рая. Виня себя в убийстве родного брата, Каин обретает себя на вечное искупление совершенного греха, выполняя тем самым и божью волю, и волю своего отца.

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".



Образ Дон Жуана относится к "вечным" образов в мировой литературе. Этот образ не является статичным, он постоянно меняется. Каждый автор вкладывает в образ Дон Жуана то новое. Герой Д. Г. Байрона "Дон Жуан" (1824) в большей мере путешественник, который завоевал много женских сердец. Но женщинам он приносил только боль и смерть. "Дон Жуан" Байрона лишен острого конфликта.

Здесь дон Жуан совершенно пассивен. Развёртывается длинная цепь любовных похождений героя «с замужней доньей Юлией в Испании, с очаровательной Гаидэ на первобытном острове после кораблекрушения, с наложницей турецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России… наконец, в светском обществе Лондона… Нигде и никогда он не является в любви агрессивным началом, не он преследует женщину и не он насилует женщину, а его - пассивного, не противодействующего, женщина берет, если к тому представится случай» .В эпоху распада феодальной культуры и психики дон Жуан утерял свой хищный облик, стал любителем «мирных наслаждений». Байроновский «Дон Жуан» ничего общего с севильской легендой не имеет, хотя в характерах обоих героев есть некоторые родственные черты. В «Дон Жуане» очень скоро обнаруживается, что, чем более сами события подсказывают традиционно романтические решения, тем откровеннее автор их отвергает. Сам Байрон говорил, что целью поэмы было разоблачить «мишуру чувств», тех самых чувств, воспев которые он завоевал все европейскую славу романтика. То, что казалось значительным и высоким, теперь развенчивается, снижается, выступает лишенным своего бутафорского величия. В поэме есть трогательные страницы, посвященные, скажем, любви Жуана и Гайдэ, но и они оказываются лишь эпизодом, тонут в общей атмосфере иронического повествования, убеждающего нас теперь не в трагической силе единственной, вечной любви, а в том, что искренность первого естественного чувства тускнеет, разменивается в калейдоскопе любовных случайностей. Волна обстоятельств, подхватившая Жуана, продолжает нести его, забрасывая в гарем турецкого паши, в лагерь Суворова под Измаилом, ко двору русской императрицы и, наконец, в Англию, куда он попадает в Х песне и где остается, пока действие не обрывается на XVII.


Байрон наблюдает за действиями Дон-Жуана с насмешливым любопытством, для него Дон-Жуан -- не носитель зла, но и не герой. Если в нем инстинкт самосохранения (осмотрительность) уравновешивается тем, что юноша смотрит в глаза опасности (готовность постоять за себя при любом соотношении сил), то все равно последнее слово остается за автором. А Байрон чаще всего и сочувствует Дон-Жуану, и одновременно иронизирует над ним. И очень важен этот последний штрих в картине обнаружения Дон-Жуана в спальне Юлии и стычки с Альфонсо . Едва унесший ноги герой вынужден был совершить бегство в чем мать родила. Раздетый, он достаточно смешон и беспомощен. Не будем забывать, что это лишь завершение цепи событий, начавшихся с неописанной сцены любви, нашедших продолжение в эпизоде прятания и последовавшего затем обнаружения. И в каждом эпизоде автор повертывает к нам Дон-Жуана одной из двух отмеченных сторон: либо на первом плане -- достоинства, либо -- слабые стороны.

Вначале действие носит развлекательный характер. Дон-Жуан у Байрона омоложен по сравнению с его предшеетвенниками. Ему всего шестнадцать лет. И таким он пройдет через всю поэму: немного, а порой чрезмерно инфантильным, не способным серьезно задуматься над тем, в каком он мире живет и каково его место среди людей.

Между тем окружающий его мир жесток и безумен: то он бросает к ногам малоопытного отрока великие блага и возносит его, то угрожает ему элементарным убийством. Раньше это были радости встреч с Юлией и постоянная угроза Альфонсо наказать греховного юношу. Автор не очень погружается в глубину морали, ограничиваясь лишь указанием на слишком большую разницу в возрасте Юлии и ее законного супруга, да подчеркиванием неискушенности Дон-Жуана, который был недостаточно сведущ в том, что дозволено, а что -- нет.

В развернутом описании кораблекрушения положительные черты Дон-Жуана впервые выявляются с впечатляющей силой и резкостью. Правда, Байрон здесь необычно для себя по-английски сдержан и умерен: нравственные достоинства Дон-Жуана нигде не реализуются в подвиге, хотя условия на тонущем корабле, а затем на утлом баркасе были таковы
, что порой требовали сверхнапряжения всех сил -- физических и моральных.

Мы узнаем, что Дон-Жуан, несмотря на весьма молодые годы, достаточно тверд и властен, чтобы остановить разгул и пьянство, когда всем угрожала смерть. А затем он вновь демонстрирует свое превосходство над уцелевшими членами экипажа и пассажирами, когда, в отличие от них, наотрез отказывается разделить трапезу людоедов.

В поэме Байрона, как отмечалось, выведен другой тип человека, да и возраст Дон-Жуану определен другой, возраст становления мужчины, а не зрелости. Поэтому вполне естественно, что у английского поэта герой однажды оказался вовлеченным (именно вовлеченным) в настоящую любовь. Как только обстоятельств изменились, чувство, неожиданно возникшее, столь же внезапно улетучилось. По Байрону, любовь может возникнуть мгновенно, но исчезнуть столь же быстро способно только хилое чувство. В сцене с Гюльбеей обнаружилась неспособность Дон-Жуана глубоко и сильно переживать и тем самым -- по Байрону -- быть настоящим человеком.

Литературные прототипы героя поэмы, прежние Дон-Жуаны, как отмечалось, тоже не были способны кого-либо любить. Их главное удовлетворение состояло в самом процессе совращения. Однако ни один из них не сознался бы в распутничестве и всегда маскировал свои замыслы, притворяясь влюбленным .Герой Байрона не скрывает, что никого не любит, и вполне солидарен с графиней Амондевилл в том, что невесту надо подобрать..

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНЕ

Однажды Жуана застает в постели своей жены ревнивец - муж Альфонсо, чтобы избежать скандала родители героя отправляют его в морское путешествие.

Корабль направляется в Ливорно, но терпит крушение, в кораблекрушении погибают люди и в том числе верный слуга Жуана, самого парня выбрасывает на берег неизвестного острова. Там его находит дочь пирата прекрасная гречанка – Гайдэ.

Гайдэ не знает о земных пороках
, она любит его и душой и телом. Жуан с ней счастлив.

Но судьба несправедлива и однажды отец-пират возвращается из путешествия и не смотря на просьбы дочери, отправляет Жуана на рынок рабов в Константинополь. Гайдэ от боли и отчаяния умирает.

Жуан оказывается в гареме султана. Находясь в гареме, он находит себе нового Друга. Там он попадает под благосклонность к жене султана, совершая опрометчивые поступки, Дон Жуан вызывает ревность султанши, но не смотря на всё это она помогает ему бежать.

Герой и его друг оказывают под командованием фельдмаршала Суворова, который вместе со своей армией штурмует турецкую крепость. В бою он проявляет героизм и отвагу, спасает от рук злодеев пятилетнюю девочку, но вопреки всем законам не может оставить ее себе. За свой героизм и отвагу был награжден орденом и отправлен к императрице Екатерине. Там он становится любимцем царицы. Из-за болезни, Екатерина отсылает его в Англию.

Преодолевая все невзгоды, Дон Жуан попадает в загородное имение лорда Амондевилла и его жены. В имении он сразу же становится объектом желания Леди Аделины. Она придумала хитрый план в котором решила найти для Дон Жуана достойную невесту - Аврору Рэби. Герой по- настоящему влюбился. Девушка была чиста и непорочна, и герой влюбляется по-настоящему. Это совсем не понравилось Аделине. Под покровом ночи наш герой столкнулся с леди Аделиной в стенах особняка…

В этом романе освещены все реалии современного общества. Автор учит нас тому, как нужно любить, дружить, быть верным себе. Показывает нам несправедливость и безучастность правительства и то, что человек постоянно должен бороться с несправедливостью.