Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 936
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.
«Житейские воззрения кота Мурра»— сатирический роман Гофмана, вышедший в двух томах в 1819 и 1821 годах. Произведение считается вершиной творчества писателя, объединяя в себе смешное и трагическое.
Двоемирие. Композиция романа представляет собой две непересекающиеся сюжетные линии — биография кота Мурра и история жизни при дворе в карликовом немецком княжестве капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Жизнеописание гениального композитора представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии.
Дуализм мировоззрения еще больше углубляется. Выражается через конфликт художника с действительностью. Нет мира волшебной фантастики, за исключением некот. второстепенных деталей, связанных с образом мастера Абрагама.
Иро́ния — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит явному смыслу.
В теории романтизма ирония – не троп, а, скорее, философский принцип, который проявляется и в бытовом поведении, и в художественном творчестве.
Ирония в романе проникает во все линии повествования, определяет характеристику большинства героев романа, сатира на различные явления жизни.
Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. Критическому осмеянию в романе подвергнуты придворные нравы — интриги, лицемерие, постоянное стремление скрыть за пышными условностями этикета и притворной вежливостью умственное убожество и моральную нечистоплотность, психология немецкого филистера, при этом филистера с претензиями. Одновременно это и своеобразная пародия на романтическое поветрие, когда романтизм становится модой или скорее позой, за которой прячется пошлость и духовная нищета.
Весь кошачье-собачий мир в романе - сатирическая пародия на сословное общество немецких государств:
на «просвещенное»филистерское бюргерство, на студенческие союзы - буршеншафты, на полицию (дворовый пес Ахиллес), на чиновное дворянство (шпицы), на высшую аристократию (пудель Скарамуш, салон левретки Бадины).
Гротеском называют художественный образ, построенный на преувеличении и контрасте.
В своем повествовании Гофман искусно сочетает элементы трагедии и комедии, сатиры и высокой лирики, гротеска и шутки. Мир кота Мурра — это по преимуществу мир комический и сатирический; мир людей изображен гротескно, иногда лирически-взволнованно, иногда с подлинным трагизмом. Гротескно-сатирический характер приобретает само сопоставление этих двух миров.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Социально-исторической предпосылкой появления романтизма в Англии было то, что она пережила промышленный переворот в 1688-1689 годах, в результате чего произошло широкое внедрение машин в производство. Итог – возникновение единого британского колониального государства. Завершается становление английского языка и литературы.
Родоначальник английского романтизма – Уильям Блейк (1757-1827). Свою жизнь Блейк посвятил двум видам искусства: гравюре и поэзии, поэтому в основе его художественного мышления лежало сочетание поэзии и живописи. Он создает художественно-поэтическую картину мира. Наиболее известны два сборника стихов Блейка: «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В этих сборниках нашли отражение религиозно-философские взгляды поэта. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: невинность, опыт, мудрость.
Первый этап английского романтизма (1793—1812 гг.). Не менее значимую роль в развитии английского романтизма сыграло творчество поэтов-лейкистов (С. Кольриджа, У. Вордсворта, Р. Саути), названых так потому, что они долгое время жили на севере Англии среди горных озер (поэты озерной школы). Они представляли собой кружок романтиков, объединенных общностью политических и эстетических установок. Их политическая программа в начале XIX века сводилась к неприятию французской революции и революции в целом.
Второй этап (1812— 1832 гг.): от выхода в свет I и II песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта. Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт. К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса (1795— 1821). Он развивал традиции великого шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса. Перси Биши Шелли (1792— 1822) испытывает большое влияние Байрона. Шелли был преимущественно лирическим поэтом. Его лирика носит философский характер. Шелли видит истину в духовной красоте; отрицает библейского Бога, он считает, что Бог — это природа, в которой царят принципы Необходимости и Изменчивости (стихотворение «Изменчивость»). Любовь как выражение прекрасного в природе — главная идея любовной лирики Шелли. Вальтер Скотт (1771 — 1832) утвердил в литературе принцип историзма, заменив исторические сюжеты как «нравственные уроки» на художественное исследование закономерностей исторического процесса, создал первые образцы основанного на этом принципе жанра исторического романа. Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788 —1824) — крупнейший романтический поэт. Вклад его в литературу определяется, во-первых, значительностью его произведений и образов, во-вторых, развитием новых литературных жанров (лиро-эпическая поэма, философская драма-мистерия, роман в стихах и др.), новаторством в разных областях поэтики, наконец, участием в литературной борьбе своего времени.
Важной чертой английского романтизма является повышенный интерес к истории, анализу влияния исторических событий на личность, оценке их характера.
Английские романтики имели специфическое представление об историческом процессе: они описывали человека как беззащитную жертву неумолимо сменяющих друг друга событий. Именно поэтому в различных произведениях зачастую присутствуют христианские мотивы смирения. Кроме того, романтикам было присуще яркое восприятие их собственной эпохи. Они чувствовали, что находятся на стыке эпох, переживают вместе с миром переломный момент. При этом, каждый конкретный момент времени и сам человек в нём являются частью бесконечной череды исторических событий, выступают частью вечности. В связи с этим важнейшей идеей английского романтизма была идея единства всего мира.
17. Творчество У. Блейка
Уильям Блейк был английским романтическим художником и поэтом в конце 18-го и начале 19-го века (28 ноября 1757 г., Лондон, Великобритани - 12 августа 1827 г., Лондон, Великобритания). Блейк обучался граверу и живописцу, и большую часть своей карьеры он занимался производством заказанных произведений искусства. Он также опубликовал свою собственную поэзию вместе со своими иллюстрациями. Самым известным из его иллюстрированных стихотворений являются «Тигер» и «Агнец».
В 1783 году он опубликовал свои первые стихи в небольшом томе под названием «Поэтические очерки». За ними последовали в 1789 году «Песни невинности», беззаботный сборник стихов, посвященных детству, добру и пастырскому счастью. Пять лет спустя Блейк опубликовал продолжение своего тома 1789 года «Песни опыта», в котором он исследовал более темные аспекты жизни. Блейк полагал, что его две коллекции песен захватили «два противоположных состояния человеческой души».
Стилистически стихотворения цикла «Песни невинности» можно условно разделить на несколько групп: подражания колыбельным («Колыбельная песня», «Нянюшкина песня»), подражания считалочкам («Весна»), подражания детской речи («Звонкий луг»). Ключевые символы цикла: ягненок/агнец – символ божественной милости и снисхождения, цветок – символ земной или небесной красоты, ребенок – символ человека вообще. Центральным стихотворением этого цикла становится «По образу и подобию», в котором утверждается поэтическая молитва автора: «Добро, Терпимость, Мир, Любовь - Все это Бог Благой». Мотив молитвы в этом стихотворении может быть потерян в переводе на русский язык, но отчетлив в оригинале благодаря ритмике, создаваемой анафорическим союзом «and» (энд) и повтором строк, содержащих слова «mercy, love» (мерси, лав).
«Песни Опыта» резко нарушают гармонию, радостный мир «Песен Невинности», хозяева которых – невинные дети. Все окружающее воспринимается поэтом в свете неразрешимых внутренних, духовных конфликтов. Сама Англия предстает как страна трагических контрастов. Эмоциональной вершиной «Песен Опыта» является гневное и скорбное стихотворение «Лондон». Вместо зеленых лугов или хотя бы оскверненного сада любви перед читателями предстает город, где все сдано на откуп – и улицы, и даже воды Темзы.