Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 931

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.

3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.

4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.

5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста

9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".

10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.

11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.

13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.

14. Воплощение двойственности творческой личности в новеллах «Песочный человек», "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" Э.Т.А. Гофмана.

15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.

16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.

17. Творчество У. Блейка

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.

21. Поэтическое творчество Р. Саути.

22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.

23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.

24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).

25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».

26. Особенности поэзии Дж. Г. Байрона ("Тьма", "Прометей", "Она идет во всей красе", "В день моего 30-летия" и т.д.).

27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы

28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.

29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).

34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.

35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..

36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.

37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.

39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.

40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.

41. Национальная специфика польского романтизма.

42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.

43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.

44. Роль романтизма в развитии литературы США

45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.

46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.

47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"

48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.

49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").

50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).

51. Новеллистическое искусство Э. По.

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).


Вальтер Скотт (1771-1832)– английский писатель шотландского происхождения, выходец из старинного шотландского рода.

(Из биографии: По настоянию отца – адвоката стал адвокатом. Но главный интерес его жизни был связан с историей и литературой. Этому способствовали некоторые факты его жизни. Скотт в детстве болел полиомиелитом, и вследствие этого свое детство провел в родовом замке своего деда. Атмосфера этого дома была наполнена любовью к шотландскому фольклору и шотландской истории.)

Вальтер Скотт вошел в литературу как создатель исторического романа.!!!Благодаря этому роману произошел переход от романтизма к реализму ХIХ века.!!!

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН — произведение художественной литературы, события которого разворачиваются на фоне исторических событий и с участием реальных исторических личностей.

ХУД. МЕТОД- ИСТОРИЗМ (изучение событий в динамике)

Романы издавались сериями (с 1814 по 1831 гг.):

Об истории Шотландии. «60 лет назад» 1814г., «Роб Рой» 1817г., «Пуритане» 1816г.

Об истории Англии. «Айвенго» 1820г, «Аббат» 1820г., «Монастырь» 1820г.

Об истории Европы. «Карл Смелый» 1829г., «Квентин Дорвард» 1823г.

Вальтер Скотт обладал всеми качествами, чтобы стать создателем исторического романа. Для этого необходимо было быть: человеком переходного времени, который на себе ощутил существенные изменения в эпохе; историком, который объективно оценивает происходящие исторические события; талантливым писателем, влюбленным в историю.

Создавая новый жанр, Скотт, несомненно, опирался на литературные источники, которые были положены им в основу исторического романа:

- на народные исторические предания;

- на исторические хроники Шекспира;

- на рыцарский и готический романы, которые назывались «историческими романами без истории»;

- на романы Дефо и Филдинга
, в которых вымышленный герой изображался на широком фоне общественной жизни.

Жанровые признаки исторического романтического романа:

1. Историческое начало (введение исторических событий и лиц.)

2. Использование «местного колорита», (архитектура, описание утвари, жилища, одежды и т.д.)

3. Сюжетную линию, представляющую историю, Скотт соединил с романтической историей вымышленных героев. Таким образом, в его романах появилась двойная интрига.

«Айвенго»

«Айвенго» — первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии. События приурочены к 1194 году — через 128 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой англосаксы были покорены норманнами.

Опубликован в 1819 году как произведение автора «Уэверли» (как позднее выяснилось, Вальтера Скотта). В XIX веке был признан классикой приключенческой литературы. Продажи книги были феноменальными для того времени: первый тираж в 10000 экземпляров был распродан менее чем за две недели. Успех романа способствовал пробуждению романтического интереса к Средним векам.

В «Айвенго» действуют известные исторические персонажи: Ричард Львиное Сердце, принц Джон, Робин Гуд.

Центральное место занимает НАРОД.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Роман относит нас в 1194 год, в эпоху короля Ричарда Львиное сердце и его брата Джона (Иоанна Безземельного). После крестового похода короля Ричарда пленил Австрийский герцог, и пользуясь этим его брат Джон пытается захватить власть. Седрик Роттервудский тоже имеет свои планы. Он хочет восстановить саксонскую династию во главе с Ательстаном, потомком короля Альфреда. И хочет, чтобы Ательстан женился на его воспитаннице - Ровене. Сын Седрика, Айвенго любит Ровену. И чтобы он не помешал честолюбивым планам, отец отсылает его в крестовый поход. Но поход закончился и Айвенго возвращается в Англию.

Турнир в Эшби – это завязка романа. Рыцари Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф - главные фавориты рыцарского турнира. Им бросает вызов неизвестный рыцарь, который себя называет «Рыцарь лишенный наследства». Победив всех своих соперников, этот неизвестный провозглашает королевой турнира леди Ровену. Когда Ровена вручает приз, рыцарь вынужден снять шлем и показать лицо. Это Айвенго, он ранен и падает без сознания.



Седрик Роттервудский везет леди Ровену и раненного сына домой. По пути на них нападают побежденные на турнире де Буагильбер и де Беф с преданными людьми. Самого Седрика, леди Ровену, Айвенго и Ательстана привозят в замок де Бефа. Однако некоторые спутники Седрика сбежали и бросились за помощью. Йомен Локсли, который на турнире в Эшби победил в стрельбе из лука, соглашается им помочь. Кроме того, к компании присоединяется таинственный Черный Рыцарь. Он тоже выступал на турнире, но не стал получать приз, сохранив инкогнито.

Один из наемников, де Браси, пытается привлечь внимание леди Ровены, но получает отпор. Седрик и Ательстан соглашаются заплатить выкуп похитителям. В это время отряд йомена Локсли подходит к стенам замка, и предлагает выдать всех похищенных. На что получает презрительный отказ. Однако один из людей Локсли проникает в замок, находит Седрика и они открывают ворота. В завязавшейся битве де Беф получает смертельную рану от рук Черного рыцаря, а сам замок загорается. Де Буагильбер сумел вырваться и уйти.

После битвы оказалось, что под личиной Черного рыцаря, скрывается король Ричард. Принц Джон приказывает своим людям убить короля. Но Локсли вовремя приходит на помощь раненному Ричарду и спасает его от верной смерти. Король вступает в свои права. Стрелок из Локсли, это Робин Гуд. А Айвенго, в награду за верность и мужество получает в жены леди Ровену.

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.



Французская революция 1789 года создала поток романтических идеалов по всей Европе. Это была не борьба за независимость внешней имперской державы, а внутренняя борьба внутри одной из великих наций Европы. В этом смысле конфликт был о социальном классе и конкурирующих политических идеологиях, идеях, которые были действительно угрожающими и революционными. Из-за этой революции все принципы романтизма внезапно стали основой правительства. Стремление к братству, равенству и свободе потрясло основы европейских монархий. Таким образом, простые люди поверили в «права человека».

Руссоизм следует признать философской основой французского романтизма, тем более, что сами первые романтики признавали Руссо как провозвестника романтизма, а его творчество стал одним из главных истоков эстетики и литературной практики французских романтиков, которые взяли на вооружение следующие мысли Руссо: 1. противопоставление общества, цивилизации природе и отдельной личности; 2. идею «естественного человека»; 3. стремление исследовать внутренний мир человека во всей его сложности и противоречивости, в его эволюции; 4. трагический взгляд на действительность, противопоставление ей идеала, понимаемого как слияние с природой и богом.

Следовательно, можно говорить о том, что французский романтизм возник как абсолютно самостоятельное явление, и именно поэтому оказал такое огромное влияние на судьбы национального искусства. Французский романтизм развивался неравномерно в различных видах искусства.

Романтики открывали частного, субъективного человека.
Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума.

Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии.

- появился новый тип писателя-романтика: писатель-политик или писатель-философ. Такими были все без исключения французские романтики (В.Гюго, Ж.Санд, Жермен де Сталь);

- в литературу проник дух борьбы. Это была борьба романтиков с классицистами за «новую» драму, противостояние различных романтических идей, появление новых жанровых форм и противоположных по своей направленности литературных школ.

Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии.
Этапы французского романтизма:

1. «становление» (ранний романтизм: конец 1800-х – 1810-е гг.);

2. «расцвет» (зрелый романтизм: 1820-1848 гг.);

3. «закат» (поздний романтизм: с 1848 – до смерти последних романтиков – Ж.Санд, В.Гюго).Романтизм продолжал существовать во французской литературе параллельно новым литературным направлениям XIX века – реализму и натурализму.

В период романтизма во французской литературе появились различные литературные школы. Первая из них – психологическая школа