Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 924
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
Йенский романтизм— ранний период немецкого романтизма, он охватывает 1795–1805 гг. Несмотря на то, что это самая ранняя форма романтизма, именно йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована. В кружок, сложившийся в Йене, входили
-
Фридрих Шлегель (1772–1829), основной теоретик йенцев, автор эстетических работ «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» с включением в него «Речи о мифологии» и «Письма о романе» (1800), неоконченного романа «Люцинда» (1799), драмы «Аларкос» (1802), ряда поэтических произведений; -
Его старший брат Август Вильгельм Шлегель(1767–1845), писавший стихи и драмы, но более известный как историк литературы, переводчик произведений У. Шекспира, П. Кальдерона, Ф. Петрарки, автор одной из первых работ по теории перевода «Нечто о Шекспире» (1796); -
Новалис(1772–1801), крупнейший писатель периода; -
Вильгельм Генрих Вакенродер(1773–1798), автор новелл и очерков, объединенных в сборники «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797) и «Фантазии об искусстве» (1798), в котором впервые появляется образ трагически одинокого художника (музыканта Иосифа Берглингера), задыхающегося среди «меркантильной прозы» обыденности; -
Людвиг Иоганн Тик(1773–1853), автор романов, новелл, пьес и произведений других жанров, среди которых философский роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), комедия-сказка «Кот в сапогах» (1797), разножанровый сборник «Романтические поэмы» (ч. 1–2, 1799–1800); -
Философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775–1854), выразивший взгляды йенских романтиков в своей «Философии искусства» (1802–1803, оп. 1907); -
Протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер(1768–1834), разработавший, вслед за Ф. Шлегелем, романтическую герменевтику. -
Особняком стоит творчество не связанного с йенским кружком Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина(1770–1843), которое может быть рассмотрено как переходное звено от «веймарского классицизма» к йенскому романтизму (роман «Гиперион, или Отшельник в Греции», 1797–1799; трагедия «Смерть Эмпедокла», 1798–1799, оды, элегии).
Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства.
Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.
Одним из важных положений эстетики Фр. Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьёзности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз».
Вырастая из критического отношения к действительности, романтическая ирония на практике часто приводила к крайнему субъективизму, но утверждаемый ею принцип относительности существующих ценностей и понятий нёс в себе рациональное начало.
В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.
Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году йенская группа распадается. На смену ей приходит гейдельбергская школа.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
Крупнейший представитель раннего немецкого романтизма известен под псевдонимом Новалис. Его настоящее имя — Фридрих фон Харденберг (1772–1801). Новалис внес значительный вклад в историю романтизма.
Философичность Новалиса проявляется как в поэзии («Гимны к Ночи», 1800), где основная тема — победа над смертью, так и в прозе (философия природы в повести «Ученики в Саисе», 1800). Отдельные философские положения Новалиса предвосхитили философию Шеллинга.
В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.
Наиболее последовательно отстаивал принцип субъективизма. В утверждении принципа субъективизма Новалис пошел дальше Шлегеля. Он мечтал о столь полной свободе и столь совершенной силе человеческого духа, когда весь внешний мир будет соответствовать воле человека. Эстетика Новалиса находится в полном соответствии с его философскими позициями. Смысл поэзии он видит в пророчестве, абсолютизирует искусство, выводя его за рамки рационального, за пределы детерминированности реальной действительностью.
Суть романтической поэтики он усматривает в «искусстве определенным образом достигать привлекательности таинственностью, делать предмет таинственным и в то же время знакомым и заманчивым». Новалис допускает возможность поэзии, лишенной содержания, стихов, состоящих только из «благозвучных, исполненных красоты слов, но без всякого смысла и связи». Истинная поэзия, по его мнению, может быть лишь большой аллегорией. «Роман не должен иметь никакой цели, он абсолютен в своей самоценности». Дух поэзии, по мысли Новалиса, может быть воплощен лишь в сказочно чудесном. Весь реальный мир он идентифицирует со сказкой.
Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата). Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в.
Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного героя.
Свою философско-эстетическую теорию Новалис излагает в «Фрагментах».
Его философские «Фрагменты» (афористические суждения о природе, искусстве, философии, Боге, человеке) — творческая лаборатория писателя, «мастерская духа», «изделия» которой оказали глубинное воздействие на философскую и художественную афористику XIX — начала XX в. (Ницше, Метерлинк). При жизни писателя была опубликована только небольшая часть из более чем 600 заметок, афоризмов и размышлений («Цветочная пыльца», 1798; «Вера и Любовь, или Король и королева», 1798). Во «Фрагментах» Новалис представляет модель нового, романтического мира, создаваемого на основе нового мышления и литературно-философского языка.
Фрагмент - основная форма романтической философии, ибо выразить бесконечное в конечном, по мнению романтиков, можно только фрагментарно.
Фрагменты как жанр это классическая художественная проза.
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
«Генрих фон Офтердинген» - роман немецкого писателя Новалиса (представитель йенской школы романтизма) , написанный в 1800 году, из намеченных двух частей вторая была только начата.
Проблема личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» является центральной, о чем свидетельствует название произведения. Заинтересовавшись немецким средневековьем, Новалис познакомился с легендой о состязании певцов. Его внимание привлекла фигура миннезингера XIII в. В письме к Ф. Шлегелю Новалис не случайно писал, что ему «повезло с материалом». Интерес романтиков к человеческой личности общеизвестен. Он явился следствием ВФР (устойчивые связи человека с окружающей средой были нарушены, а новые еще не сложились). Человеческая личность рассматривается романтиками как независимая от окружающих обстоятельств. Проблема личности у Новалиса тесно связана с характером переходной эпохи. Личность, по Новалису, есть тождество субъекта и объекта. Главный герой романа — своеобразное связующее звено между миром реальным и миром сверхчувственным; одной из главных задач его жизни становится «распространение своего бытия в бесконечности». Проблема личности у Новалиса решается иначе, чем в романах просветительского типа, ибо у него принципиально иные взгляды на человека. Герои просветительских романов в своем развитии становятся полезными членами общества, их становление завершается в основном в сфере полезного общественного труда. Герой же Новалиса может быть правильно понят лишь в его бесконечной устремленности к идеалу, в постоянной незавершенности характера. В процессе развития личности у Новалиса наблюдается отчуждение от жизни. Оно имеет двойственный характер: с одной стороны, это отчуждение обусловлено неприятием практицизма буржуазной действительности, а с другой — таит в себе опасность абсолютного отрыва от конкретной реальности и стремления к «мирам иным». В романе показан процесс становления личности поэта. По своему содержанию процесс этот есть «воспитание», годы учения поэта. Он не является результатом намеренного педагогического воздействия; дидактический элемент здесь почти неощутим. Становление Генриха как творческой личности осуществляется путем сложного взаимодействия различных сил, как процесс роста в вегетативном мире, хотя элементы «воспитания» тщательно подобраны и вся среда носит как бы экспериментальный характер. Развитие Генриха представлено в духе шлегелевского «чистого произрастания», постепенного развертывания «бесконечного в конечном». Оно осуществляется и как самовоспитание и как результат внешнего воздействия. Генриху снится голубой цветок и свое предназначение стать поэтом, с этого момента он не может уже забыть цветок и делает все, чтобы его добиться (мотив цветка как движущей силы, которая является невидимой, но в то же время постоянно присутствует). Весь его жизненный путь представляет собой поиски Голубого цветка - поэтического символа романтического идеала. На протяжении всего романа Генрих путешествует. Движущей силой путешествия «внешнего» является путешествие «внутреннее», духовное. Генрих познает мир и самого себя: процесс познания мира оказывается для Генриха процессом «узнавания», потому что все уже с самого начала заложено в его душе: «Гейнрих был рожден поэтом. Самые разнообразные обстоятельства соединились для его развития, и ничто не нарушало его внутренней отзывчивости. Все, что он видел и слышал, как бы отодвигало в нем новые засовы и раскрывало новые окна. Мир лежал перед ним в своих великих меняющихся судьбах. Но он еще был для него немым; душа мира, слово, еще не проснулось. Уже близился поэт,