Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 913

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.

3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.

4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.

5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста

9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".

10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.

11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.

13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.

14. Воплощение двойственности творческой личности в новеллах «Песочный человек», "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" Э.Т.А. Гофмана.

15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.

16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.

17. Творчество У. Блейка

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.

21. Поэтическое творчество Р. Саути.

22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.

23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.

24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).

25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».

26. Особенности поэзии Дж. Г. Байрона ("Тьма", "Прометей", "Она идет во всей красе", "В день моего 30-летия" и т.д.).

27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы

28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.

29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).

34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.

35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..

36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.

37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.

39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.

40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.

41. Национальная специфика польского романтизма.

42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.

43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.

44. Роль романтизма в развитии литературы США

45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.

46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.

47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"

48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.

49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").

50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).

51. Новеллистическое искусство Э. По.

Этот город закован в цепи, созданные умом (или законом; на всех улицах лежит «печать бессилия и скорби».

Р.В. Епанчинцев выделяет в «Песнях» четыре группы персонажей:

●дети, символизирующие и человечество в состоянии невинности, и отражение бога, в «Песнях опыта» - угнетённые, выступающие против тирании традиционных религиозных догматов;

●взрослые (родители, священники, няня), которые в «Песнях невинности» играют роль защитников и добрых покровителей, а в «Песнях опыта» превращаются в угнетателей и тиранов;

●образы животного и растительного миров (агнец-ягненок, лев, светлячки и муравей, птицы и цветы), которые могут как выступать в качестве проводников божественного намерения, так и быть аллегориями на обычных людей; в «Песнях опыта» антиподом агнецу становится хищник – тигр;

●образы христианской мифологии (Бог, ангелы, пастух): в «Песнях невинности» выступают как безусловные защитники и проводники к свету; в «Песнях опыта» бог представлен деспотом, его появление сопровождают эпитеты «эгоистичный отец людей», «жесткий и ревнивый».

Многие стихотворения в «Песнях» - парные. На парность стихотворений может указывать как одинаковое название («Святой четверг», «Песня няни», «Заблудившийся сын»), так и общность образно-символического ряда («Агнец», «По образу и подобию» в «Песнях Невинности» - «Тигр», «Человеческая абстракция» в «Песнях Опыта»).

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».


Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах. Начался он с поэзии, в ней широкое распространение получили лирические жанры и лиро-эпическая поэма. Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции.

Предромантиком считается Уильям Блейк (1757—1827)- англ. поэт, его тв-во не огромно, но существенно. Блейк пишет 2 сборника «Песни невинности» 1789г. (оптимист. среда, вера в наступление счастливого будущего в монархич. Англии) и «Песни опыта» 1794г. (разочарование результатами Вел. Фр. революции, ничего не изменилось), в которых закладывает принцип двоемирия (повторяются мотивы, но с различ.тональностью), который впоследствии появится у остальных романтиков и станет ведущим.


! Его последователи- поэты «озерной школы» (лейкисты) – 1-ый этап английского романтизма. Свое название лейкисты получили по месту своего проживания в северных графствах, где было много озер. Это такие поэты, как Вильям Вордсворт (1770-1850),

 Сэмюэл Колридж (1772-1834), Роберт Саути (1774–1843): в молодости поддерживали Великую Французскую революцию, но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций.
Первое совместное произведение Вордсворта и Колриджа - анонимный сборник «Лирические баллады» (1798) - явился программным, наметив отказ от старых классицистских образцов и провозгласив демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Предисловие (1800) к балладам можно рассматривать как манифест раннего английского романтизма. Оно написано Вордсвортом, большая часть произведений сборника также принадлежала ему.

Главная заслуга лейкистов состояла в том, что они совершили революцию в английской поэзии. Отказавшись от сюжетов, прославлявших героические личности, они демократизировали жанр баллады, создав такие новые его разновидности, как лирическая, народная, социальная и готическая баллада.

В своих темах, идеях и подходах к материалу каждый шел своим путем.
В. ВОРДСВОРТ гл. задачу своего тв-ва видел в том, чтобы создавать такие пр-я, в которых будут «описаны ситуации из повседневной жизни, но с помощью воображения привычным вещам будет придан необычный облик».

Большое место в тв-ве В. занимала тема описание природы и идеализированной сельской жизни. Его называли «певцом патриархальной Англии», тк его герои- труженники, крестьяне, обычные люди. Поэт был яростным противником городов и готической литературы. Он обладал способностью придавать явлениям природы необычное значение. (сонет «На Вестминстерском мосту»)

Чаще всего В. противопоставляет «суетный мир» города миру Природы. Большинство стихотворений поэта написаны в форме воспоминания: они внешне просты, но глубокие по содержанию

(«Нарциссы» - гл. идея- родство чел. и природы).

В. демократизировал язык поэзии, ввел в него разговорную речь. Он не только обратился к новым темам, но и представил новых героев своей поэзии – простых людей (баллада «Нас семеро» -диалог прохожего с 8-летней крестьянской девочкой, которая считает живыми умершую семью, тк живет на кладбище и общается с ними) .

! Лейкисты были поклонниками инфантильного детского сознания !
С. КОЛРИДЖ был самым талантливым из лейкистов. В отличие от Вордсворта, «поэта обыденности», свою задачу он видел в том, чтобы «диковинное и необычное представить как правдоподобное».

Большое место в его творчестве занимала религиозная проблематика. В связи с этим его произведения приобретали особую композиционную форму: в действии часто участвовали небо, море, различные стихии (баллада «Сказание старого морехода» (1797)- наиболее известное пр-е К. Притчевое начало. Гл. тема- тема греха, наказания за него, раскаяния и искупления, тема «дикой» природы. Природа в балладе представлена в разных проявлениях: шторм, холод, солнце, море и его обитатели. природы = состояние героя. Сложность поэмы в ее фрагментарности: в поэме намеренно описываются только «вершинные», кульминационные моменты в истории героя, что свидетельствует о романтическом психологизме пр-я.

Особая эмоц. атмосфера ранней юношеской поэзии Колриджа создается удивительным умением поэта на какое-то время погрузиться в свой собственный мир, увидеть сложный облик художника, наделенного тонкой и ранимой душой («Боль», 1789; «Сонет о прощании со школой», 1791). Излюбленная форма в юности- сонет.

Чувство личной причастности к несчастьям людей (Вел.Фр.рев.) оттеняется желанием сосредоточиться на самом себе для преодоления суеты мирской жизни.

С 1797г. обращается к теме возмездия за содеянное зло (сказка «Ворон», «Баллада о Старом мореходе» и т.д.)
Р. САУТИ вклад  в область поэзии был также связан с жанром баллады. Он стал создателем новых жанров баллады. Это социальные баллады (гл. тема- жестокость совр. мира) Первые пр-я пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродягам («Жена солдата», «Жалобы бедняков», «Похороны нищего» -выступает против бесправия и угнетения) баллада «Жалобы бедняков»- в ней поэт отвечает на вопрос Богача: отчего «так ропщет бедный люд?». Для ответа Поэт и Богач выходят на улицы Лондона, где встречают «отверженных» жестоким обществом героев- романтических типов:  «седой старик», у которого погас очаг; «молодая женщина» с двумя голодными малютками и тд.


С. был известен как создатель «готических» баллад (переведены на рус. яз. Жуковским) В отличие от Вордсворта, обращ. к соц. проблем. современности, Саути использует преимущественно средневековые сюжеты: баллада «Суд божий над епископом», в которой ставится тема греха и возмездия. Интересна идея соотнесения сожженных крестьян с мышами, которые разорвут на кусочки епископа. Чувство страха создается с помощью деталей. Используются некоторые приемы готики: тайна портрета, предрекающая страшную смерть епископа.

Как и Колридж, С. акцентирует внимание на чудесном, сверхъестественном (баллада «Варвик»). Критические интонации против войн, всю тяжесть которых несет простой народ (стих.«Бленхеймский бой»). !Тв-о Саути сконцентрировало наиболее противоречивые и слабые стороны поэзии лейкистов из-за полит. неустойчивостью взглядов. Во 2 период тв-ва- ослаблением интереса к поэзии, пишет прозу(«Жизнь Нельсона», 1813)

Т. о., для представителей «озерной школы» характерно сочетание смелых эстетических исканий, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества — и консервативность политических и философских взглядов.

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.


Вордсворт выступал против просветительской философии, тем не менее в его взглядах сохраняется просветительская идея естественного человека и природного равенства людей. Вордсворт наследует руссоистский идеал природы, веру в ее доброе начало. Вслед за Бернсом Вордсворт открыл возвышенное и прекрасное в душе простого человека. Вордсворт обосновал «смелую для своего времени мысль - об особых нравственных и поэтических преимуществах деревенской жизни как предмета поэзии». В поэзии Вордсворта сказывается противоречие между созерцательным подходом к жизни и сочувственным отношением к беднякам, между идеей покорности судьбе и негодованием по поводу участи неимущих в современном мире. Социально-политические взгляды раннего Вордсворта выражены в письме к епископу Уотсопу. Письмо получило название «Апология французской революции». Вордсворт выступает сторонником борьбы против тирании феодалов и возмущается тем, что собственнический порядок в обществе обрекает простых людей на нищету. В предисловии к изданию «Лирических баллад» в 1815 г. Вордсворт пишет о необходимых условиях поэзии. Это - наблюдение и описание, чувствительность, размышление, воображение, фантазия, вымысел, оценка. Воображение призвано возбуждать и поддерживать вечное в человеческой природе, оно раскрывает и выражает внутренние свойства человека.

В «Лирических балладах» рассказывается о бедственном положении сельских тружеников Англии. Основная драматическая тема стихотворений - распад прежних устоев жизни мелких земледельцев, разложение патриархальных семейных отношений, нищенское существование обездоленных людей. Частое обращение к образам детей в поэзии Вордсворта (стихотворение «Мечты бедной Сьюзен» связано с мыслью поэта о том, что именно детскому сознанию свойственно то воображение, которое необходимо для романтической поэзии. В детстве, по мнению Вордсворта, человек ближе всего к божественному началу. В стихотворении «Нас семеро» поэт умиляется простоте и неведению восьмилетней крестьянской девочки, для которой не существует различия между жизнью и смертью