Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 939

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.

3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.

4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.

5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста

9. Нравственная идея, и ее художественная реализация в романе А. Фон Шамиссо "Удивительная истории ПетераШлемиля".

10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.

11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.

13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.

14. Воплощение двойственности творческой личности в новеллах «Песочный человек», "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" Э.Т.А. Гофмана.

15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.

16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.

17. Творчество У. Блейка

18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.

21. Поэтическое творчество Р. Саути.

22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.

23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.

24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).

25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».

26. Особенности поэзии Дж. Г. Байрона ("Тьма", "Прометей", "Она идет во всей красе", "В день моего 30-летия" и т.д.).

27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы

28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.

29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона

30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".

31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).

32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.

33. «Исповедальный роман» во французском романтизме («Атала», «Рене» Р.Шатобриана, «Адольф» Б. Констана).

34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.

35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..

36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.

37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.

39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.

40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.

41. Национальная специфика польского романтизма.

42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.

43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.

44. Роль романтизма в развитии литературы США

45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.

46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.

47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"

48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.

49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").

50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).

51. Новеллистическое искусство Э. По.

держа за руку милую девушку, чтобы звуками родного языка и прикосновением нежных губ раскрыть неискусные уста и претворить простое созвучие в беспредельные мелодии». Офтердинген выступает в роли мечтателя и сновидца, в нем живут впечатления. Это повествование о новой душе, которую воспринимает мир, и показывает, каково отношение этой же души, в свою очередь, к миру. Офтердинген занимается поиском своего «Я», осмысливает рассказы иных персонажей, начинает заниматься сопоставлением услышанного к себе. Страстное томление по голубому цветку, странствия Генриха, встречи с рудокопом, с Клингзором и Матильдой, с Гогенцоллерном связаны с раскрытием идей творчества и смысла мироздания, связи музыки, поэзии, живописи и любого творческого труда, роли любви в жизни человека и в постижении мира. За весь период мы можем видеть становление из обычного человека в величайшего поэта.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Роман из двух частей, первая под названием «Ожидание». Генрих, ученик капеллана в возрасте двадцати лет видит сон, в котором он идёт по тёмному лесу и заходит в пещеру. В ней находит необычайной красоты голубой цветок, который в немецкой поэзии символизирует чистоту, совершенство. Так как мама пришла разбудить его, сон до конца так и не удалось досмотреть.

Немного позже покидают с матерью дом отца Турингию и отправляются в Аугсбург, родина мамы. Путешествие в Южную Германию проходит в компании купцов. Генриху суждено стать великим поэтом и он с огромным интересом слушает рассказы о себе подобных, и какое великое влияние они имеют на человеческую душу. Он узнаёт две легенды от купцов. Одна легенда рассказывает про великого поэта, на состояния которого позарились владельцы корабля, на котором он плыл по морю. Морских животных настолько покорили песни поэта, что они спасли ему жизнь и вернули его вещи. Вторая легенда повествует о дочери короля, который был покровителем поэзии, а она однажды на год скрылась в лес к любимому человеку. Через год своей игрой на лютне возлюбленный добился расположения короля, тот прощает их, принимает в крепкие объятия дочь, зятя и внука.


Спустя несколько дней они останавливаются в замке старого военного и становятся очевидцами формирования армии в новый крестовый поход. Там же Генрих познакомился с пленницей Зулеймой, которую привезли с востока.

Покинув замок, вскоре останавливаются в предгорной деревушке где Генри знакомится со старым рудокопом. Он рассказывает про свою жизнь и все земные сокровища. Он их приводит в галерею пещер, где останки доисторических животных. Там знакомятся с отшельником по имени фон Гогенцолерном, который был военным. У него отличная коллекция книг, которую он демонстрирует. В одной из книг Генрих видит пещеру с самим собой, а рядом старик отшельник.

Во время путешествия через всю страну к своему деду, живущему в Аугсбурге,  старому Шванингу, он познал тайны истории и недр земли. У деда в доме он знакомится с Клингсором поэтом, которого он видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой. С первого взгляда молодые люди влюбились, а вскоре стали женихом и невестой.

Старичок желает, чтобы Генрих вернулся в родной город. Но он убеждён что, путешествуя по другим странам, лучше узнает свою родину. Люди, которые путешествуют намного образованней с развитым умом и другими удивительными способностями. Они беседуют о важности возобладания единой силы, совести надо всем живым; в чём причина зла, которое, по мнению старика, проростает в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров и чувств во вселенной.

Вторую часть Новалис не успел завершить, в которой хотел выразить суть поэзии. Так и не успел он и довести свою мысль, что всё на свете: история, война, природа, обыденная жизнь — превращается в поэзию, так как она и есть дух, дающий жизнь всем существующим в природе. По замыслу автора вторая часть Генриху в будующем предстояло более полное ознакомление с окружающим миром, так же он попадает в Италию и там воюет. Совершит путешествие на восток до Ерусалима, а затем повернёться в Турингию и разом с Клингсором примут участие в поэтическом турнире очень знаменитом. Вообще продолжение романа должно было быть  символическое и мифологическое повествование, где все живые и не живые объекты разговаривают. После смерти Матильда, появляется в облике разных женщин для частых встречь Генриха, который, наконец, в дейвствительности должен был наконец-то сорвать «голубой цветок» со своего сна.



 

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы


2-ой этап немецкого романтизма – гейдельбергская школа (ранний этап - йенская шк.)

Второе поколение немецких романтиков – гейдельбергская школа (бр. Вильгельм и Якоб Гримм, Людвиг Арним и Клеменс Брентано) – отличает интерес к религии, национальной старине и фольклору.

В г. Гейдельберг развернулась деятельность Ахима фон Арнима (1781-1831) и Клеменса Брентано (1778 - 1842), которые начинают заниматься собирательством народных немецких песен и впоследствии публикуют известный сборник «Волшебный рог мальчика» (1806-1808), куда вошли народные немецкие песни, собранные и обработанные авторами. Брентано и Арним продолжили опыт Гердера по собиранию народных песен. В песнях воспеваются люди труда, большое место занимает любовная лирика. Подвергая дополнительной художественной обработке народные песни, авторы, тем не менее, пытаются сохранить строй народного стиха, общую тональность, хотя отходят от точности в их воспроизведении, что стало предметом дискуссий с братьями Гримм. Собственное творчество Брентано выдержано в духе народной поэзии.

Велико значение братьев Вильгельма (1786 - 1859) и Якоба Гримм (1785 – 1863), которые параллельно занимаются собирательством народных немецких сказок и публикуют сборник «Детские и домашние сказки» (1812). Они – крупнейшие собиратели сказок. Для уяснения мировоззрения писателей, важно помнить, что писатели-романтики, особенно немецкие, выдвигали сказку в центр литературы, считая ее высшим поэтическим жанром. Такое высокое понимание сказки, «даже своего рода обожествление ее» (Г. Скурла), было характерно и для братьев Гримм. Стилистическая обработка сказок сохранила не только старинные сказочные сюжеты, но и весь их строй, композицию, характеры и особенности речи; язык гриммовских сказок сочен, насыщен разнообразными пословицами, поговорками, меткими языковыми сравнениями. В них сохранены свойственные народной речи выражения, образные характеристики, игра слов, типичные для сказочного стиля повторения, звукоподражания). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого научного направления в фольклористике и литературоведении – мифологической школы
. Главный труд Я. Гримма «Немецкая мифология» (1835). Это – гигантский труд по описанию немецкой мифологии как самостоятельной части единой германо-скандинавской мифологии, на широком фоне сопоставления ее с мифологиями многих европейских и азиатских народов.

Поздний немецкий романтизм связан с нарастающими мотивами трагической безысходности (драматургия и новеллистика Г. Клейста), ощущением разлада мечты с действительностью (произведения Э.Т.А. Гофмана). Творчество братьев В. И Я. Гримм, Л. Арнима, К. Брентано, Г. Клейста, А. Шамиссо и Э. Т. А. Гофмана дает возможность проследить эволюцию тех основных идей и образов, которые возникли на первом этапе, и выявить усиление трагического восприятия мира. Появляется не только сатира, но и элементы пародии по отношению к образам и идеям Йенского этапа. Гротеск становится структурообразующим фактором. Возникают жанры (драма, новелла у Г. Клейста), отражающие абсурдность реального мира. А литературная сказка включает в себя приметы реального мира.

Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма явилась литературная сказка, или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауф (1802-1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

Яркий представитель позднего немецкого романтизма А. Шамиссо (1781 — 1838). Самой известной стала его повесть-сказка «Удивительная история Петера Шлемиля» (1813), где романтическое мироощущение автора и идейный замысел выражены через двойничество, образы героя-чудака, «человека в сером фраке», мотив сделки с сатаной, темы фантастической силы денег, человеческого достоинства, особенности использования фантастических мотивов в повествовании.

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (1777 – 1811)-немецкий драматург, поэт и прозаик, по праву считающегося классиком мировой литературы. Вся жизнь и судьба писателя была наполнена трагическими событиями и душевными надломами и представляла собой стремление к идеальному и иллюзорному счастью,