Файл: Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 911
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
3. Идея единства мироздания и проблема рока в "Белокуром Экберте" Л. Тика.
4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.
5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр
6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".
7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы
8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.
12. Специфика фантастики в "Золотом горшке" Э.Т.А. Гофмана.
16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.
18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».
19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.
20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.
21. Поэтическое творчество Р. Саути.
22. Поэзия Д. Китса: концепции, темы, проблемы.
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.
24. Человек и природа в поэзии П.Б. Шелли ("Облако", "Ода западному ветру", «Жаворонок» и др.).
25. Характеристика основных этапов творчества Дж. Г. Байрона. «Байронический герой».
27. "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы
28. Жанровые особенности "Восточных поэм" Дж.Г. Байрона. Анализ одной из поэм.
29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона
30. "Вечный образ" в романе Дж.Г. Байрона "Дон Жуан".
31. Исторические романы В. Скотта ("Айвенго" и др.).
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.
34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.
35. Жизненный и творческий путь В. Гюго..
36. "Предисловие к драме "Кромвель" В. Гюго - манифест французского романтизма.
37. Композиция и система образов в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
38. Своеобразие композиции романа "93-й год" В. Гюго.
39. «Консуэло»Ж.Сандкак романтический роман: проблематика, жанр, образная система.
40. Философское и социальное звучание сказок и историй Г.Х. Андерсена.
41. Национальная специфика польского романтизма.
42. Художественное своеобразие лирического цикла "Крымские сонеты" А. Мицкевича.
43. Творчество Шандора Петефи - вершина венгерской романтической поэзии.
44. Роль романтизма в развитии литературы США
45. Вклад Ф. Купера в создание американского романа и пенталогии о Кожаном Чулке.
46. Исторический роман Дж.Ф. Купера "Шпион". Элементы таинственности и мелодраматизм.
47. Особенности поэтического творчества У. Лонгфелло в "Песне о Гайавате"
48. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя в тв-ве Э. По.
49.Поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "АннабелЛи", "Колокола").
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).
Эдгар По по праву считается основоположником детективного жанра. Его слава как основоположника детективного жанра опирается всего на четыре рассказа:
-
«Убийство на улице Морг» -
«Тайна Мари Роже» -
«Похищенное письмо» -
«Золотой жук».
Свои новеллы Эдгар По называл «логическими». Понятие логического рассказа шире, чем понятие рассказа детективного. Из логического рассказа в детективный перешел основной, а иногда и единственный сюжетный мотив: раскрытие тайны или преступления. Сохранился и тип повествования: рассказ-задача, подлежащая логическому решению.
Одна из важнейших особенностей логических рассказов По состоит в том, что главным предметом, на котором сосредоточено внимание автора, оказывается не расследование, а человек, ведущий его. В центре повествования поставлен характер, но характер скорее романтический. Герой логического рассказа имеет романтический характер, и в этом качестве он приближается к героям психологических рассказов. Но его затворничество, склонность к уединению, настоятельная потребность в одиночестве восходят к некоторым нравственно-философским идеям общего характера, свойственным американскому романтическому сознанию середины XIX века.. При чтении логических новелл обращает на себя внимание почти полное отсутствие внешнего действия. Их сюжетная структура имеет два слоя - поверхностный и глубинный. На поверхности - поступки героя, в глубине - работа его мысли. Эдгар По не просто говорит об интеллектуальной деятельности героя, но показывает ее в подробностях и деталях, раскрывая процесс мышления. его принципы и логику. Но все же в первую очередь критики отдают ему право изобретения детективной литературы. По, однако, не был единоличным изобретателем индуктивно - дедуктивного метода, а довел до совершенства тот метод наблюдения и сопоставления частей при воссоздании целого, который уже однажды продемонстрировал великий Вольтер, и французы. Читая, к примеру, рассказ «Убийства на улице Морг», переведенный и опубликованный почти одновременно двумя соперничающими газетами, не могли при этом не вспоминать о «глубокой распознавательной способности» вольтеровского Задига.
Детективные рассказы Эдгара По коренным образом отличаются от, например, его ужасных рассказов. Его произведения пронизаны сплошной линией логики, которой руководствуется главный герой. В его рассказах нет намека на мистику, весь клубок тайн герой разматывает дедуктивным методом.
В этих пяти рассказах Эдгар По заложил основы классических детективных сюжетов, которые используются в детективной литературе вплоть до настоящего времени:
1) бытовая разборка - "Тайна Мари Роже", "Ты еси муж, сотворивый сие";
2) маньяк-убийца - "Убийство на улице Морг";
3) шантаж - "Похищенное письмо";
4) "шпионские игры" - "Золотой жук".
Также писатель изобрёл классические приёмы детективов:
1) "подсадная утка" - "Убийство на улице Морг";
2) подбрасывание настоящих (или ложных) улик,
3) двойная игра - "Ты еси муж, сотворивый сие";
4) перехват и взлом криптограмм - "Золотой жук";
5) подмена оригинала - "Похищенное письмо";
6) ложный след - все пять рассказов.
Можно предположить, что все же данные сюжеты и элементы у Эдгара По существуют, как первообразы и естественно, что его последователям пришлось достаточно поработать над их усовершенствованием и развитием.
Именно Эдгар По сделал в детективной литературе установку на разгадку тайны как атрибута преступления, а не на разгадку самого преступления, причин его совершения.
На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); Художественный стиль детективов Эдгара По отличается лаконизмом и предельной простотой. Автор активизирует логическое мышление читателей и незаметно для них самих вовлекает в мир тайн, расследований, преступлений При чтении логических новелл обращает на себя внимание почти полное отсутствие внешнего действия. Краткое содержание
В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства. Вскоре я предложил ему снять совместное жильё, и мы поселились в милом домике, где жили в полном уединении от всех. Огюст любил демонстрировать свои способности к психологическому анализу и безошибочно считывал мои чувства.
Как-то в газете мы наткнулись на ужасную новость. Под утро все проживающие на улице Морг вскочили из своих кроватей от душераздирающих воплей из квартиры мадам Л'Эспанэ. Когда соседи ворвались в квартиру, то увидели перевёрнутую мебель и валяющиеся седые волосы на полу. Обезглавленное тело мадам Л'Эспанэ было найдено во дворе, а её убитая дочь лежала в дымоходе.
Огюст загорелся этим делом. Достав разрешение, мы отправились на место преступления. Дюпен сразу отметил, что не было мотива ограбления: все ценности лежали нетронутыми. То, что тело Камиллы было глубоко затолкнуто в дымоход, говорило о физической силе убийцы. Свидетели слышали из квартиры голоса преступников, но не смогли опознать национальную принадлежность одного из них: говорил он очень отрывисто и грубо. Все эти детали мой друг сложил в один вывод: это была огромная обезьяна. Дюпон решил схитрить: он подал объявление о найденной большой обезьяне в местную газету.
На объявление откликнулся моряк, поймавший орангутана на одном из островов и привёзший животное в Париж. Заперев матроса в комнате и пригрозив оружием, Дюпон начал расспрашивать его о произошедшем на улице Морг.
В городе матрос намеревался продать диковинное животное, но не рассчитал, что оно будет таким агрессивным. Мужчина посадил его в чулан и запер, но в ту роковую ночь орангутан сумел сломать стену. Обезьяна схватила бритву хозяина и начала имитировать бритьё, подражая своему хозяину. Моряк пытался усмирить его хлыстом, но она вырвалась и убежала. По следам свирепого питомца моряк пришёл к квартире мадам Л'Эспанэ.
Женщины готовились ко сну, когда к ним ворвалась громадная обезьяна. Камилла сразу лишилась чувств, а её мать была схвачена животным, пытавшимся побрить её голову той самой бритвой. Когда женщина закричала, орангутан начал злиться и рассвирепел. Резким движение он отрезал голову мадам, но, испугавшись лица хозяина, в ужасе наблюдающего за ним, животное начало носиться по квартире
, сметая на своём пути всю мебель. В панике орангутан запихнул тело Камиллы в дымоход, а труп её матери выбросил в окно.
«Убийство на улице Морг» Эдгара По считается самым первым произведением в жанре детектива в истории литературы. Поэтому особенно интересно познакомиться с этой книгой. Каждый найдет что-то интересное в этом произведении.
51. Новеллистическое искусство Э. По.
Эдгар Аллан По (19 января 1809 года, Бостон, США — 7 октября 1849 года, Балтимор, США) — американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма. Создатель формы классического детектива и жанра психологической прозы. Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики, а такие черты его творчества, как иррациональность, мистицизм, обречённость, аномальность изображаемых состояний, предвосхитили литературу декадентства.
Эдгар По был одним из первых американских писателей, сделавших новеллу основной формой своего творчества. Он пытался зарабатывать исключительно литературной деятельностью, в результате чего его жизнь и карьера были сопряжены с тяжёлыми финансовыми трудностями, осложнёнными проблемой с алкоголем. За двадцать лет творческой деятельности Эдгар По написал два романа, две поэмы, одну пьесу, около семидесяти рассказов, пятидесяти стихотворений и десяти эссе, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в сборники.
Классификация новелл Э.По по жанровым признакам:
1. ДЕТЕКТИВНЫЕ НОВЕЛЛЫ (сам По называл их логическими). Это новеллы – «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и другие. Главным героем является обедневший аристократ, гениальный сыщик Огюст Дюпен. Почему действие происходит во Франции? Там появились первые сыщики. Огюст Дюпен – романтик, влюбленный в «ночь», в «темноликую богиню». Даже днем он создает «ночь». В отличие от Гофмана, ночь у Э.По – самое поэтическое время суток, способствующее слиянию человека с Природой. Романтический дух Дюпена сочетается с его мощным Разумом, позволяющим ему, только благодаря своим способностям, разгадывать самые сложные преступления. Эдгар По стал не только создателем детективной новеллы, но и ее теоретиком. Он вывел
формулу детектива. В этой формуле мы отметим только самые главные пункты:
1. Гвоздь повествования – таинственное преступление.
2. Разгадыванием тайны занимается сыщик-любитель, рядом с ним рассказчик, тривиально мыслящий человек.
3. Сыщик с самого начала знает столько, сколько и читатель.
4. Сыщику-любителю противостоит профессиональный сыщик, явно уступающий ему в умственных способностях.
5. Тайна должна удивлять читателя.
6. Нередко сыщик-любитель вынужден прибегнуть к инсценировке, чтобы преступник выдал себя.
7. Повествование заканчивается конечным объяснением, в котором описывается путь к истине.
Э.По создает и различные разновидности детективной новеллы: например, психологический детектив («Украденное письмо») и приключенческую повесть «Золотой жук», в которой детективное начало сочетается с приключенческим (почему приключенческая повесть – есть случайные обстоятельства, которые способствуют раскрытию тайны).
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ (другие названия – арабески, «мистические», «страшные»). Одна из главных тем этого цикла – тема Разума и Безумия с изображением психопатологических состояний человека. В свою очередь, эти новеллы можно разделить на подвиды:
а) новеллы, в которых показывается торжество человеческого Разума над обстоятельствами (чаще всего, Страхом). (ПРИМЕР: «Колодец и маятник» – узник в тюрьме инквизиции. Главный акцент на ситуации. Самообладание героя. Ключевые слова: «надежда», «спастись». То же самое: «Низвержение в Мальстрем» – два героя – два варианта поведения: один пытается спастись, другой – смиряется со своей судьбой и гибнет.
б) новеллы-пародии, построенные на гротеске (сочетании комического и ужасного).
в) новеллы, в которых изображаются психические аномалии (представленные как борьба Добра и Зла в душе человека). Эдгар По считал, что эта борьба изначально присуща человеку как тяготение человека к нарушению запрета (грех Евы). В ней писателя интересовал только один аспект – тяга к запрету как отклонение от психической нормы. Этот феномен По назвал «бесом противоречия»