Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 02. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Литература*

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 Управление фирмой

1.1 Понятие, принципы и функции управления

1.2 Методы управления

1.3 Органы управления фирмой

1.4 Организационные структуры управления

2 Планирование

2.1 Планирование - важнейший метод хозяйственного управления

2.2 Основы стратегического планирования

2.3 Бизнес-планирование. Структура и основные разделы бизнес-плана

2.4 Формирование портфеля заказов

3 Маркетинг в системе управления

3.1 Процесс управления маркетингом

3.2 Маркетинговая среда фирмы. Сегментирование рынка, позиционирование товара

3.3 Разработка товаров. Жизненный цикл товара

3.4 Ценообразование

3.5 Методы продвижения товаров. Каналы распределения

4 Логистические системы

4.1 Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей

4.2 Управление запасами. Планирование производственных потребностей

4.3 Закупочная и производственная логистика. Складирование

4.4 Распределительная логистика

4.5 Транспортирование. Информационное обеспечение

5 Производственный процесс

5.1 Производственный процесс и его организация

5.2 Характеристика организационных типов производства

5.3 Производственный цикл

6 Научно-техническое развитие фирмы. Инвестиции и управление проектами

6.1 Научно-технический прогресс

6.2 Понятие и сущность инвестиций

6.3 Инвестиционная деятельность и инвестиционный цикл

6.4 Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов

7 Управление качеством продукции

7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции

7.2 Сертификация продукции

7.3 Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность

8 Внешнеэкономическая деятельность фирмы

8.1 Международное разделение, специализация и кооперация производства

8.2 Формы осуществления внешнеэкономической деятельности

8.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности фирм

9 Внутрифирменные экономические отношения

9.1 Организационные и финансовые взаимоотношения структур и подразделений фирмы

9.2 Распределение ресурсов между структурами фирмы. Принципы и формы расчетов между структурами фирмы

9.3 Организация внутрифирменного учета

10 Анализ и оценка эффективности деятельности фирмы

10.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

10.2 Понятие эффективности деятельности фирмы. Критерии и система показателей эффективности

10.3 Несостоятельность (банкротство) фирмы

Приложение 1 Бухгалтерский баланс (таблица 1)

Приложение 2 Бухгалтерский баланс (таблица 2)

Приложение 3 Бухгалтерский баланс (таблица 3)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТРЕНИНГ Компетенций

ГЛОССАРИЙ





7 Управление качеством продукции

7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции



Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Качество– это совокупность потреби-тельских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический. Технический аспект рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический аспект – совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей. Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности фирмы, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и фирмы и т.д.

Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. В свою очередь показатели качества позволяют определять уровень качества продукции. Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовые показатели для оценки уровня качества устанавливаются на основе значений перспективных образцов продукции, аналогов и стандартов. Они динамичны и раскрывают непрерывное совер-шенствование производства. Под перспективным понимается образец продукции, совокупность показателей которого соответствует прогнозируемому экономически оптимальному качеству продукции данного вида. Экономически оптимальное или экономически рациональное качество – это соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, рассчитываемое по следующей формуле:

(15)

где Копт – экономически оптимальное качество; Кпрогн – прогнозируемое качество изделия;
Зп.и – затраты на потребление изделия.

Под аналогом

понимается образец продукции отечественного или зарубежного изготовления того же вида, конструктивного устройства, принципа действия, функционального назначения, что и сравниваемая продукция. Мировой уровень качества определяется качеством продукции, преобладающей на мировом рынке.

Определение показателя качестваподразумевает нахождение его численного значения. Для этого в зависимости от специфики выпускаемой продукции на практике применяются следующие методы:

  • измерительный, предусматривающий использование специальных инструментов, приборов;

  • регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определенных событий (например, отказов при испытаниях), подсчете предметов (например, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами) и др.;

  • вычислительный, базирующийся на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества;

  • органолептический, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;

  • социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или потенциальных потребителей;

  • экспертный, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегуста-торов и т.д.).

Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели.

По общепризнанной классификации, основанной на свойствах, которые могут быть присущи продукции, единичные показателиобъединены в 10 групп.

  1. Показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назна-чения к таким показателям, например, относится производительность.

  2. Показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия.

  3. Показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологичес-ких решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

  4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщен-ность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями,
    а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

  5. Эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (например, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.).

  6. Эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональ-ность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

  7. Показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования.

  8. Патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке (при наличии в изделии решений, защищенных патентами в стране, а также регистрации промышленного образца и товарного знака).

  9. Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции).

  10. Показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.


Комплексные показателиотражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплекс-ного показателя качества могут применяться два метода:

  • аналитический, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного;

  • коэффициентный - используется в том случае, если отсутствует функциональная зависи-мость комплексного показателя от единичного. Расчет комплексного показателя осуществляется по формуле

(16)

где Пкомп - комплексный показатель качества; Пед - единичный показатель качества; Кедi - коэффи-циент весомости i-го показателя.

Коэффициент весомости отражает значимость i-го показателя в общем составе всех свойств выпускаемого изделия, то есть это количественная характеристика значимости данного показателя среди других. Коэффициент весомости изменяется в пределах от 0 до 1. Сумма всех показателей весомости, отражающих значимость свойств конкретного изделия, равна 1.

Обобщающие показатели,в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конк-ретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:

  • объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;

  • объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;

  • объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

  • объем и удельный вес сертифицированной продукции.

Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характерис-тики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Ее главная цель – обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.

Управление качеством- действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Универсальная схема управления качеством продукции, предложенная проф. А.В. Гличевым, представлена на рисунке 14.


Рисунок 14. Схема управления качеством продукции:

–––––– – прямая связь – – – – – – обратная связь
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:

  • станки, машины, другое производственное оборудование;

  • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

  • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

  • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

  • интерьер и производственный дизайн;

  • характер материальных и моральных стимулов;

  • морально-психологический климат в производственном коллективе;

  • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

  • состояние социально-материальной среды работающих.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последую-щей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управ-ления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизвод-ственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000. В этом случае она базируется на следующих принципах:

  • ориентация на потребителя – понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя;

  • продуктовый подход - система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции;

  • охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества») – инновацион-ный портфель фирмы должен содержать инновации, обеспечивающие возможность реализации каждой составляющей стадии жизненного цикла продукции.