Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 02. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Литература*

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 Управление фирмой

1.1 Понятие, принципы и функции управления

1.2 Методы управления

1.3 Органы управления фирмой

1.4 Организационные структуры управления

2 Планирование

2.1 Планирование - важнейший метод хозяйственного управления

2.2 Основы стратегического планирования

2.3 Бизнес-планирование. Структура и основные разделы бизнес-плана

2.4 Формирование портфеля заказов

3 Маркетинг в системе управления

3.1 Процесс управления маркетингом

3.2 Маркетинговая среда фирмы. Сегментирование рынка, позиционирование товара

3.3 Разработка товаров. Жизненный цикл товара

3.4 Ценообразование

3.5 Методы продвижения товаров. Каналы распределения

4 Логистические системы

4.1 Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей

4.2 Управление запасами. Планирование производственных потребностей

4.3 Закупочная и производственная логистика. Складирование

4.4 Распределительная логистика

4.5 Транспортирование. Информационное обеспечение

5 Производственный процесс

5.1 Производственный процесс и его организация

5.2 Характеристика организационных типов производства

5.3 Производственный цикл

6 Научно-техническое развитие фирмы. Инвестиции и управление проектами

6.1 Научно-технический прогресс

6.2 Понятие и сущность инвестиций

6.3 Инвестиционная деятельность и инвестиционный цикл

6.4 Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов

7 Управление качеством продукции

7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции

7.2 Сертификация продукции

7.3 Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность

8 Внешнеэкономическая деятельность фирмы

8.1 Международное разделение, специализация и кооперация производства

8.2 Формы осуществления внешнеэкономической деятельности

8.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности фирм

9 Внутрифирменные экономические отношения

9.1 Организационные и финансовые взаимоотношения структур и подразделений фирмы

9.2 Распределение ресурсов между структурами фирмы. Принципы и формы расчетов между структурами фирмы

9.3 Организация внутрифирменного учета

10 Анализ и оценка эффективности деятельности фирмы

10.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

10.2 Понятие эффективности деятельности фирмы. Критерии и система показателей эффективности

10.3 Несостоятельность (банкротство) фирмы

Приложение 1 Бухгалтерский баланс (таблица 1)

Приложение 2 Бухгалтерский баланс (таблица 2)

Приложение 3 Бухгалтерский баланс (таблица 3)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТРЕНИНГ Компетенций

ГЛОССАРИЙ

7.3 Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность



Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.


Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупнос-тью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.


8 Внешнеэкономическая деятельность фирмы




8.1 Международное разделение, специализация и кооперация производства



В условиях рынка фирмы любой организационно-правовой формы собственности являются полноправными членами международных экономических отношений. Одной из базовых категорий, выражающих сущность и содержание международных экономических отношений, является международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. Международное разделение труда – объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Цель МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетво-рении потребностей потребителей. Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства. Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности,
а также их кооперацию, взаимодействие. Главным направлением развития международного разделения труда является расширение международной специализации и кооперирование производства. Международная кооперация (МК) и международная специализация (МС) являются формами международного разделения труда, а также выражают его сущность.

Межгосудар-ственная специализация производства - ориентация отдельной страны или группы стран на выпуск определенной продукции или выполнение определенных технологических процессов с целью создания высокопроизводительного эффективного производства, снижения себестоимости продукции и повышения ее качества.

К числу основных видов международной специализации производства относятся:

1) предметная (производство продуктов);

2) подетальная (производство частей компонентов продуктов);

3) технологическая или стадийная специализация (т.е. осуществление отдельных технологи-ческих процессов, например, сборка, окраска, сварка, производство отливок, заготовок и т.п.).

Другая форма международного разделения труда - международное кооперирование производ-ства (МКП). Международное кооперирование производства - процесс установления и развития производственных связей между фирмами разных стран на базе: разделения труда, специализации производства в целях большей загрузки производственных мощностей, налаживания массового производства, повышения производительности труда и снижения издержек производства.
Ее объективной основой является растущий уровень развития производительных сил, а также процесс устойчивых производственных связей между обособившимися самостоятельными фирмами независимо от того, происходит ли он внутри страны или на международной арене. Между-народное кооперирование производства в его развитых формах охватывает различные сферы сотрудничества:

1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее: вопросы передачи лицен-зий и использование прав собственности; разработку и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции, строи-тельных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся фирм; совершенствование управ-ления производством, стандартизацию, унификацию, сертификацию, распределение производ-ственных программ.

2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной продукции,

а именно: взаимосвязанную продукцию между кооперантами и некоторым третьим лицом в странах-партнёрах.

3. Послепродажное обслуживание техники.

Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании кооперационных связей:

1) осуществление совместных программ;

2) специализация в договорном порядке;

3) создание совместных фирм.

Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в двух основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном производстве. Подрядное производ-ственное кооперирование предполагает выполнение определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами, качеством исполнения и др. Договорная специализация предполагает разграничение производственных программ между участниками производственного кооперирования. Договари-вающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке. Совместные фирмы - это так называемая интегрированная кооперация, получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей. Стихийное, неурегулированное международное разделение труда интенсивно заменяется планируемым, регулируемым процессом.

8.2 Формы осуществления внешнеэкономической деятельности



Внешнеэкономическая деятельность фирмы – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции. Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельности зависит от специализации фирмы, механизма государственного регулирования.

Для современного этапа развития экономики России наиболее массовым видом внешнеэкономической деятельности фирм является внешнеторговая деятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В мировой практике существуют различные виды внешнеэкономической деятельности:

  • внешняя торговля, которая предполагает экспорт и импорт промышленных и продовольственных товаров, готовой продукции, а также обмен продукцией промышленного назначения, что является следствием углубления международного разделения труда и создания международной технологической цепочки, а именно изготовление готового продукта по стадиям на территории нескольких стран (включенных в эту цепочку);

  • совместное предпринимательство - это создание различных фирм на территории страны с участием иностранного партнера для совместного освоения и производства продукции. Эта форма внешнеэкономической деятельности позволяет создавать новые рабочие места, выпускать конкурентоспособную продукцию и решать задачи насыщения внутреннего рынка страны;

  • инвестиционное сотрудничество. Предполагает вложение иностранных инвестиций в различные проекты с целью получения прибыли или в ценные бумаги (портфельные инвестиции);

  • оказание услуг. Предполагается сотрудничество в области банковских, страховых услуг,
    а также туристический бизнес;

  • научно-техническое сотрудничество. Предполагает совместное проведение научно-технических работ, проведение научно-исследовательских работ по заказам зарубежных стран.

В настоящее время основной формой внешнеэкономической деятельности фирмы в России является внешнеторговая деятельность, которая заключается в экспорте и импорте товаров и услуг между странами.