ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2122
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
4 Там же. С. 18, 29-30.
614
мы. Подобного рода изуверские операции практикуются по крайней мере в 25 странах Африки.6Переезд на постоянное жительство граждан этих стран в Европу и Северную Америку поставил на повестку дня вопрос о борьбе с такого рода явлениями и там. В Швеции закон о запрещении женского обрезания был принят в 1982 г., а в Соединенном Королевстве — в 1985 г. В Норвегии персонал всех больниц предупрежден о недопустимости проведения калечащих операций на вульве.
Призывы покончить с ущемлением права женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность неоднократно звучали на самых высших международных форумах. В соответствии с рекомендацией Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993), Комиссией по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, а Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1993 г. принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Много внимания было уделено этому вопросу и на VIВсемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995).
Право на здоровье
Право на здоровье для женщин во многом определяется тем, имеется ли у женщин весь комплекс репродуктивных прав и могут ли они реально ими пользоваться. Основу репродуктивных прав граждан составляет право на планирование семьи. Практически реализовать это право можно, с одной стороны, путем предотвращения нежелательной беременности, а с другой — если она все-таки наступила, то путем ее искусственного прерывания.
Право женщин на предотвращение нежелательной беременности в принципе не отвергается сегодня ни одним светским государством, хотя и порицается подавляющим большинством религий.6Однако, возможность практической реализа-
5 Там же. С. 13-18.
6 История борьбы в разных странах за право просвещения женщин в вопро сах планирования семьи знает немало трагических страниц. Распро странение такого рода информации нередко рассматривалось даже как уго ловное преступление. Так, в США первая клиника по контролю за рожда емостью была открыта в 1916 г. в Бруклине. Через 10 дней работы поли ция закрыла клинику и арестовала троих женщин — ее организаторов.
ции этого права с помощью контрацептивов в ряде стран затруднена. В одних странах этому препятствует бедность и необразованность населения, традиции и обычаи жизнедеятельности семьи, в других — недостаточный уровень знания в данном вопросе не только граждан, но и медицинских работников, отсутствие соответствующих социальных служб и т. д.
Существенно различен подход в мире к искусственному прерыванию беременности, в первую очередь, к аборту. В ходе Каирской конференций ООН по народонаселению такие несхожие группы государств как исламские и католические из Латинской Америки добились того, что аборт даже не был назван в решениях конференции как одно из средств планирования семьи. Почти во всех этих странах аборты — это уголовное преступление, даже в случае изнасилования.7
Право на аборт, бесспорно, является неотъемлемой частью права женщины быть хозяйкой своего тела, а в конечном счете — и своей судьбы. Право любого человека распоряжаться своим телом всегда трактовалось как существенная составная часть либеральной политической и правовой традиции. Не случайно феминистки 19 — начала 20 вв. активно использовали этот принцип в борьбе за равноправие женщин. Однако вскоре выяснилось, что в отношении права женщины распоряжаться своим телом правовое пространство либеральных свобод оказалось недостаточным. Не дала подлинной свободы женщинам в решении вопросов репродуктивного выбора и политика государственного патернализма при охране материнства и детства, которая широко практиковалась в СССР и странах Восточной Европы. Исходя из этого, некоторые западные исследователи говорят о переходе в последние десятилетия 20 в. во многих развитых странах от частного к общественному патриархату8.
Очень сильное влияние на политику государств, касающуюся права женщины самой решать вопрос о материнстве, оказы-
Выпущены на свободу они были лишь после объявленной дипломированной медсестрой Этель Берн голодовки в защиту принципа добровольного материнства. Сангер М. Женщина и новое поколение // Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992. С. 433-445.
7 R. Cook, ed., Human Rights of Women. National and International Perspectives (Philadelphia, 1994), p. 260.
8 S. Calsen, J.E. Larsen, The Equality Dilemma (Copenhagen, 1987), p. 20.
616
вает религиозный фактор. В странах, где влияние религии на общественное сознание умеренно (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Швеция, Норвегия, Франция и др.) решение вопроса об искусственном прерывании беременности в течение первых 12 недель отдано полностью на усмотрение женщин, а после этого срока связывается с рядом медико-социальных причин. В других, где церковь, преимущественно католическая, оказывает на функционирование общества существенное влияние (Италия, Португалия, Испания, Польша и др.) свобода женщины распоряжаться своим телом и соответственно своей судьбой поставлена законом в весьма жесткие рамки. Аборт чаще всего допустим в этих странах, лишь если сохранение беременности грозит жизни или здоровью женщины, обнаружены дефекты развития зародыша либо беременность явилась результатом изнасилования или инцеста.
Как и демографический фактор, воздействие религиозного фактора на законодательное регулирование права на аборт во многом определяется соображениями государственной политики страны в тот или иной период времени. Характерным примером этого может служить, в частности, Польша. В Польше, подобно многим другим странам Восточной Европы, аборт был легализован в 1956 г. В 1993 г. под сильным воздействием католической церкви и христианских фундаменталистов, добивавшихся возврата к «христианским ценностям», возможности женщин легально избавиться от нежелательной беременности были фактически сведены к минимуму в результате принятия закона «О планировании семьи, защите человеческого зародыша в условиях, допускающих прерывание беременности».9Главным аргументом в пользу его принятия был католический догмат о том, что человеческая жизнь начинается с зачатия и активное лоббирование законопроекта папой Иоанном Павлом Вторым — поляком по национальности. Протесты женской общественности, выходившей на демонстрации под лозунгом «Мы — не
9 W. Nowicka, «Two Steps Back. Polands New Abortion Law»,Planned Parenthood in Europe. June, 1993, p. 18; C. Itzin, «Pornography, Harm and Human Right», Sexual Politics and the Europe. The Feminist Challenge, R.A. Elman, ed. (Providence-Oxford, 1996), p. 67.
Корнилов Л. Кипят страсти вокруг проблемы аборта в Польше // Известия 23 января 1993.
617
детородные машины» во внимание приняты не были. В результате возросло число нелегальных абортов и поездок с целью ликвидации нежелательной беременности в другие страны, в частности, в Литву и Белоруссию. Аналогичная трансформация в законодательстве по тем же мотивам и с теми же последствиями произошла в Венгрии, где в декабре 1992 г. был принят закон «О защите жизни зародыша».
Право на достоинство и личную неприкосновенность
Право на достоинство — одно из основополагающих прав человека. С него начинается Всеобщая декларация прав человека, в статье 1 которой сказано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Право на достоинство провозглашается конституциями многих стран.
Достоинство человека — категория обобщающая. Она включает целый комплекс компонентов (элементов), равно как и условий, а также предпосылок соблюдения достоинства. Важнейшее среди них — личная неприкосновенность человека, которая может быть нарушена в результате применения к нему насилия. При этом насилие может исходить как от государства (его органов, должностных лиц), так и от других людей либо групп лиц. Иными словами, насилие может иметь место как в публичной, так и в частной сферах жизни, где риск подвергнуться насилию для женщин во много раз выше чем для мужчин. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1993 г. приняла специальную Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, в ст. 1 которой термин «насилие в отношении женщин» расшифровывается как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни».
Наиболее опасной и известной формой насилия в отношении женщин, совершаемой чаще всего в общественных местах, является изнасилование. К сожалению, это не столь редкое явление во всех странах мира. Так, по данным кризисных центров Канады в этой, в целом благополучной стране, женщин насилуют каждые 17 минут, а одна из 4-х женщин Канады была изнасилована когда-то на протяжении жизни. В чрезвычайных об-
618
стоятельствах (военные действия, появление беженцев, мигрантов и др.) число изнасилований возрастает в особенности, свидетельством чего могут служить трагические события в бывшей Югославии.
К стыду человечества такое позорное явление как домашнее насилие имеет широкое распространение во всем мире. Формы насилия в семье весьма многогранны. Они охватывают физическое, сексуальное и психическое насилие, угрозы убийством и причинение вреда здоровью, доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим, принуждение к потреблению алкоголя, наркотических веществ, к занятию проституцией и многое другое. Но, пожалуй, наиболее распространенной формой насилия в семье, от которой чаще всего страдают женщины и несовершеннолетние дети — это рукоприкладство. Так, согласно официальной статистике Министерства юстиции США из 3,5 миллионов нападений на женщин, совершенных в 1995-96 гг. — почти 3 миллиона — на совести их мужей и любовников. В США создан даже особый правительственный фонд, средства которого предназначаются для специальных расследований всех домашних происшествий, кончающихся оскорблениями и избиениями женщин10.
Насилие в отношении женщин осуществляется не только в семье, но и в сфере приложения их профессионального труда — на работе, во время учебы и профессиональной подготовки. Долгие годы сексуальные домогательства не считались во многих странах правонарушением, если они не имели характер уголовного преступления. Страной, сломавшей такого рода стереотип, явились США, которые в 1965 г. законодательно признали правонарушением «незаконную практику нанимателя, который угрожает работнику увольнением, снижением зарплаты либо как-то иначе дискриминирует его в льготах, преимуществах, времени и условиях работы по причине его расы, цвета кожи, религии, пола или национальной принадлежности».
Дальнейшие существенные шаги по искоренению явлений сексуального домогательства на работе (sexualharassment) были сделаны в США в девяностые годы. Внесенные в 1991 г. дополнения к Акту о гражданских правах предоставили жертвам та-
10 Винокур Е. Бьет — значит любит // Российская газета. 1997, 18 февраля.
619
кого рода насилия право требовать получения компенсационных сумм. В 1992 г. Верховный Суд США разъяснил, что студентки, пострадавшие от сексуальных домогательств во время учебы, вправе требовать соответствующего возмещения от учебных заведений. В 1993 г. своим решением (по делу Harrisv.ForkliftSystem,Inc.) Верховный Суд США постановил, что жертве сексуального домогательства не нужно специально доказывать факт связанных с этим психических страданий.
Степень законопослушания в данном вопросе в США достаточно велика. Этому в немалой степени способствует широко поставленный за такого рода действиями контроль в университетах, школах, государственных учреждениях и частных предприятиях. Считается, что примерно в 75% всех американских компаний существует служба контроля за фактами сексуального домогательства и предотвращения их11.
Для того, чтобы представить себе реальнее картину борьбы с насилием на работе в США, интересно ознакомиться с широко распространенной в этой стране памяткой по технике безопасности и способам самозащиты от сексуальных домогательств, составленной в соответствии с Актом о гражданских правах США 1991, рекомендациями федеральной комиссии по равным рабочим возможностям США, инструкцией по предотвращению дискриминации и сексуального домогательства ВВС США и инструкцией Министерства труда США12. Как сексуальные домогательства в этой памятке квалифицируются следующие действия, если они производятся без предварительного согласия потерпевшего (потерпевшей): 1) сексуальные притязания в любой (скрытой или явной) форме; 2) просьбы о сексуальных услугах; 3) прочие словесные или физические действия сексуального характера.
В памятке содержится таблица основных типов сексуального домогательства. Их названо шесть: 1) оскорбления; 2) приглашения; 3) обещания; 4) принуждения; 5) прикосновения; 6) иные виды. Оскорблением считается высказывание суждений и выражений, дискриминирующих или оскорбляющих собесед-
11 N. Y. Benokraitis, Modern Sexism: Blatant, Subtle and Covert Discrimination, 2-ed. (New Jersey, 1994), pp. 3-4.
12 Столица. 1997, N° 2.
620
ника по половому признаку в любой форме. Приведены такие примеры оскорблений — оскорбительные реплики типа «все бабы одинаковы»; оскорбляющие надписи на стенах, неприличные шутки или любой юмор на тему сексуальных отношений в присутствии представителей противоположного пола или собственного пола без их предварительного согласия.