ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2189
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
В качестве сексуального домогательства рассматриваются нежелательные и\или оскорбительные приглашения к совместным действиям, которые могут быть расценены как сексуальные или связанные с сексом. Например, неоднократно повторяемые приглашения к сексу; предложения совместно позавтракать, пообедать, поужинать или выпить; телефонные звонки, письма и прочие приглашения к контакту, не имеющему отношения к работе. Сексуальным домогательством считаются также обещания, т. е. предложения к сексуальной активности или другим, связанным с сексом, действиям, если они дополняются обещанием любой формы вознаграждения (в явном или скрытом виде). Например, фразы типа: «Дорогуша, загляните ко мне в кабинет и мы решим вопрос о вашей премии» или ситуации, когда шеф приглашает вас провести совместно выходные, обещая в случае согласия сильно повысить вам зарплату. Названа в памятке и такая форма сексуальных домогательств как принуждение, т. е. принуждение к сексу или связанным с сексом действиям (поступкам) под угрозой наказания или порицания в любой форме. Примером могут служить приглашения шефа провести с ним выходные под угрозой быть уволенной или переведенной без вашего согласия на другую работу либо просьба секретарше одеваться более сексапильно, если она хочет продолжать работать на этом месте.
Проблема сексуальных домогательств на работе актуальна и в Старом свете. Исследования показывают, что правонарушения такого рода — не изолированный феномен, а скорее малоприятный и неустранимый аспект трудовой жизни миллионов женщин Европы13. В этом усматривается серьезное препятствие на пути интеграции женщин на рынок труда. Не случайно Европейская комиссия дважды (в 1991 и 1993 гг.) обращалась к это-
13 В 1984 г. по данным Европейской комиссии 1 из 10 проживающих в странах Европейского Союза и работающих по найму женщин показали, что их сексуально домогались на работе: Sexual Politics and the European Union, p. 39.
621
му вопросу, принимая соответствующие рекомендации. Главная задача этих рекомендаций состояла в том, чтобы разъяснить членам Европейского Союза факт расхождения практики сексуальных домогательств принципу равного обращения, зафиксированному в директиве о равном обращении, принятой в 1976 г. Европейским Судом справедливости. В соответствии с этими рекомендациями было уточнено национальное законодательство государств-участников Европейского Союза.14
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
Право на образование
В Венской декларации и Программе действий по правам человека особо обращается внимание на то, что «система образования во всех государствах должна быть направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам». Пекинская конференция по положению женщин конкретизировала эту задачу применительно к девочкам и женщинам. Признано необходимым поощрять во всемирном масштабе ориентированное на человека устойчивое развитие, включая неуклонный экономический рост, на основе предоставления девочкам и женщинам базового образования, непрерывного образования, возможностей для получения грамотности и профессиональной подготовки, а также первичной медико-санитарной помощи. Подчеркнуто, что максимальное развитие способностей девочек и женщин всех возрастов обеспечит их всемерное и равное участие в построении более совершенного мира для всех и повысит их роль в процессе развития.
Оснований для беспокойства у мировой общественности по данному поводу более чем достаточно. В 1990 г. общее число неграмотных людей во всем мире почти достигло миллиарда человек (948 миллионов). В странах Южной Азии и арабских государствах неграмотным являлся каждый второй взрослый. Особенно велика доля неграмотных среди женского населения развивающихся стран. В Африке 64% женщин не умеют читать
14 Ibid., p. 28-29.
622
или писать. На долю Азии приходится 77% от общего числа неграмотных женщин в мире. Даже в такой стране как США по данным Департамента образования 20% американцев в возрасте старше 17 лет владеет лишь элементарными навыками чтения и письма. Значительную часть среди них образуют именно женщины.15
Право женщин на свободу выбора жизненного пути
Способность женщин производить на свет потомство не могла не оказать существенного влияния на восприятие обществом материнства как естественного предназначения женщин. Промышленная, а впоследствии и научно-техническая революции внесли в эту картину существенные коррективы. Женщины, не утратив своей материнской функции, стали активно участвовать в общественном производстве, заметно повысилась также гражданская активность женщин.
К началу третьего тысячелетия в развитых странах сложились две основные модели участия женщин в общественном производстве. Первая из них характерна для стран с развитой рыночной экономикой. Дилемма «дети — карьера» разрешается в этих странах женщинами чаще всего путем ухода женщин с работы после появления детей и возвращения их на работу, когда дети подрастут. Распространенным вариантом этой модели является переход женщины после рождения детей на работу неполный рабочий день либо неполную рабочую неделю. Вторая модель сложилась в СССР и других странах Восточной Европы в период социализма и в значительной мере сохранилась на этом' пространстве и в новой экономической, политической и социальной ситуации. Суть этой модели состоит в том, что подавляющая часть женщин трудоспособного возраста учится либо работает полный рабочий день. При этом государство обязуется взять на себя значительную часть хлопот и забот, связанных с жизнедеятельностью семьи, уходом за детьми и их воспитанием.
15 M. Ballard, Woman and Literacy (London: Zed Books, 1991), pp. 6, 10.
623
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Право на труд
Становление института прав человека на международном и национальном уровнях прошло целый ряд этапов. В числе важнейших из них должно быть по справедливости названо отпочкование от гражданского (частного) права области регламентации отношений, связанных с наймом рабочей силы — трудового права. В современных условиях трудовое право занимает особое промежуточное положение между частным и публичным правом, поскольку эта сфера жизнедеятельности людей (предпринимателей и работников) затрагивает не только частный, но и публичный интерес и, следовательно, должна в определенной степени контролироваться государством и обществом. На международной арене этому корреспондировало создание Международной Организации Труда (МОТ), деятельность которой базируется на принципе трипартизма, предполагающем участие в работе МОТ представителей не только правительств, входящих в МОТ стран, но и представителей предпринимателей и трудящихся в лице соответствующих профсоюзов.
За последнее десятилетие доля женщин как части мировой рабочей силы продолжает возрастать. По данным ООН ныне женщины составляют 40% работающих в сельском хозяйстве, 25% — в промышленности и одну треть — в сфере обслуживания. При этом почти повсеместно женщины чаще работают вне домашнего хозяйства. Отмечая данный факт, IVВсемирная конференция по положению женщин одновременно подчеркивает, что параллельно этому процессу в мире не произошло сокращения обязанностей женщин по выполнению неоплачиваемого труда в домашнем хозяйстве и в обществе. И такое положение неслучайно, поскольку в большинстве регионов мира женщины не принимают практически участия в процессе формирования экономических решений, включая разработку финансовой, бюджетной, коммерческой и других видов экономической политики, в том числе системы налогообложения и норм, регулирующих заработную плату. А именно в рамках такой политики лицами обоего пола принимаются решения о том, как разделить свое время между оплачиваемым и неоплачиваемым трудом.
624
Таким образом экономическая политика непосредственно влияет на доступ мужчин и женщин к экономическим ресурсам, на их экономические возможности и, соответственно, на степень равенства между ними на индивидуальном уровне и на уровне семьи, а также в обществе в целом.