ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2172
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
40 J. Scott, «The evidence of experience», p. 777.
41 J. Scott, «Universalism and the history of feminism», Differences, 1995, 7 (1), p. 13.
42 Критику работ Скотт см.: S. Stone-Mediatore, «Chandra Mohanty and the revaluing of «Experience», Hypatia, 1998, 13 (2); E. Varikas, «Gender, experience and subjectivity: The Tilly-Scott disagreement», New Left Review, 1995, 211.
43 Обзор дискуссий на эту тему см.: V. Barker, «Definition and question of 'woman'», Hypatia, 1997, 12 (2). См. также: W. Brown, «The Impossibility of women's studies», Differences, 1997, 9 (3); J. Scott, «Women's studies on the edge», Differences, 1997, 9 (3).
131
ким звеном в этой цепи рассуждений становится вопрос о том, не является ли, в конце концов, и само политико-половое деление и политико-половая стратификация источником существования патриархата. По словам Батлер, хотя ряд феминисток действительно склонен отождествлять пол и идентичность, необходимо подчеркнуть наличие и таких точек зрения в феминизме, согласно которым пол воспринимается как аналитическая категория, как начало отсчета теоретического исследования дифференциального отношения между властью и телами, которые, строго говоря, не могут быть сведены к идентитарным44позициям.45
Под сомнение, таким образом, была поставлена политическая целесообразность «женщины» — да и «мужчины» — как категории, идентичности и политического субъекта. Указывая на логическую ловушку, в которой оказываются сторонники «женского опыта» и «женской» идентичности,46Батлер отмечала:
Установление обязательной и уестествлённой (naturalzed) гетеросексуальности предполагает существование — и контроль за существованием — пола как бинарного отношения, с двумя различными категориями — «мужским» и «женским»; различие между категориями, в свою очередь, достигается посредством практик гетеросексуального желания. Дифференциация этих двух противоположных элементов приводит к внутренней консолидации «мужского» и «женского» и, соответственно, ко внутренней упорядоченности секса, пола и желания.47
Иными словами, используя генеалогический метод Фуко, Батлер постаралась показать, что конкретное господство конкретного «режима истины» (в данном случае дискурсивного производства «пола») строится на артикулированном различии меж-
44 Т. е, основанным на «идентичности».
45 J. Butler, «Revisiting bodies and pleasure», Theory, Culture and Society, 1999, 16(2), p. 13.
46 Об использовании понятия «идентичность» в современной социологичес кой теории смотри: К. Cerulo, «Identity construction: new issues, new directions», Annual Review of Sociology, 1997, 23.
47 J. Butler, Gender trouble, p. 23.
132
ду двумя терминами («мужское/женское»), устойчивая взаимосвязь между которыми обеспечивается нормализацией определенной практики («гетеросексуальность»). Согласно Батлер, половые практики как структурно вариативные явления приобретают свою стабильность в дискурсивных категориях «мужское» и «женское». Затем обе категории парной оппозиции «мужское/женское» оказываются деконтекстуализованными, изолированными и «приобретают» собственную логику развития, начиная выступать в качестве нормативных, т. е. предписывающих ту или инуюмодель поведения («мужские» и «женские» половыероли). Этикатегории имодели оказываются «переведенными» на язык повседневных«микро-практик», способность (не) участвовать в которых и определяет социальнуюсудьбу индивида. Дальнейшее развитие и кодификация этих практик приводит к тому, что и сами категории начинают восприниматься в качествеестественных, автономных и даженезависимых друг от друга.48Так становится возможной категория «женского опыта», якобы незамутненного влиянием «мужского господства».
Как замечает Батлер, в случае с «женским/мужским» (и шире — с «полом») мы имеем типичную ситуацию, при которой одновременно действуют две тенденции. Во-первых, категория («пол»), якобы призванная обозначить уже существующее («половое») различение, на самом деле наделяет его смыслом в качестве необходимой предпосылки своего собственного существования, и смыслразличия/различения, таким образом, становитсяэффектом категории, ее последствием. Во-вторых, естественность и очевидная необходимость существования любой структуры достигается путем постоянного циркулярного воспроизводства/ повторения действия ее механизмов; соответственно, нарушение этого круговорота представляет наибольшую угрозу для самой структуры.49В итоге, смысл «пола», как и смысл, допустим, «жен-
48 Понятно, что половое деление является лишь одной из форм подобной прак тики. Деление политического спектра на «правых» и «левых» выполняет ту же самую функцию: структурно «коммунисты» заинтересованы в существо вании «Союза правых сил» в не меньшей степени, чем «Союз правых сил» в существовании «коммунистов». Постоянное воспроизводство этого структур ного «различия» и есть условие политического существования обоих блоков.
49 J. Butler, «Further reflections on conversation of our time», Diacritics, 1997, 27.1, p. 14.
133
ского» опыта является очевидным лишь при наличие данных категорий и лишь в процессе их постоянноговоспроизводства. Как пишет Батлер,
Действие пола, как и действие любой другой ритуальной социальной драмы, основано на повторяемости представления. Этот повтор является, с одной стороны, одновременно и инсценировкой, и переживанием уже сформировавшихся социальных смыслов, а с другой — будничным ритуальным подтверждением их общепринятости.... Пол не стоит понимать ни как стабильную идентичность, ни как источник дееспособности, дающий начало всем последующим действиям. Скорее пол есть форма идентичности, чье прошлое достаточно шатко, и чье внешнее существование возможно лишь посредством стилизованного повтора определенных действий..., посредством стилизации тела...50
Батлер, безусловно, далека от того, чтобы оспаривать реальное существование анатомических различий, биологических функций и т. п. явлений. Ее акцент на повторяемости как основе идентичности и на дискурсивной, категорической икатегориальной природе идентичности направлен на другое — на невозможность апелляции к некой «уникальной», «аутентичной», «вне-социальной», «данной» и т. п. сущности, на невозможность вывести эту «сущность» из присвоенного, обжитого, приватизированного имени, будь оно мужским или женским. Имя есть данность, временная «местоположенность», но не заданность и не предопределение. И «сущность» — половая, национальная, возрастная и т. п. — определяется толькопостоянством поведения, т.е. систематическим воспроизводством (или неспособностью к воспроизводству) усвоенных норм. Соответственно, любые попытки строить политическое движение на основе той или иной идентичности лишь демонстрируют глубину этого усвоения. Имя, идентичность, категория в данном случае оказываются вырванными из словаря «режима истины», и предписанная ими микропрактика воспринимается в качестве единственно возможной.
50 J. Butler, Gender trouble, p. 140.
134
В противовес подобного рода «идентитарным формированиям», как называет их Батлер,51акцентирующим источник происхождения своих нормативныхкомплексов — будь то анатомия (например, «женщины»), формы сексуальной практики («лес-бийство») или цвет кожи («афро-американцы») — Батлер выдвинула концепциюсубъективности, прочно связанную с теорией власти, предложенной Фуко.52
Исходная посылка Батлер, в общем-то, проста. Закономерное превращение идентитарных движений в движения, которые можно было бы назвать иденциозными (идентичность + тенденциозность), с типичным возведением проблемы частного (опыта, например) до уровня всеобщего, становится возможным, во-первых, в результате полного отождествления/идентификации с доступной матрицей политического поведения («мы — женщины восточной Европы»; «мы — сторонники либеральных реформ» и т. п.), и во-вторых, в результате восприятия этихсимволических матриц как реально существующих и телеологически достаточных. Иденци-озное движение (например, «геев», «женщин», или «ветеранов») вне зависимости от его моральной окрашенности всегда выступает как логическое развертывание на практике — т. е. во времени и в пространстве — изначального идентификационного образа/ образца, поддержание «чистоты» которого становится неотъемлемой частью политики идентичности.53
Если целью концепции и феномена идентичности является стремление подчеркнуть телеологическую предопределенность политической деятельности и обеспечить реализацию логики развертывания идентичности, то субъективность связана скорее слогикой развития политического момента. Субъектив-
51 J. Butler, «Merely cultural», p. 37.
52 Подробный анализ различных аспектов теории субъективности, разраба тываемой Батлер, см.: М. Biddy, «Success and its failure», Differences, 1997, 9 (3); M. Lloyd, «Performativity, parody, politics», Theory, Culture and Society, 1999, 16 (2); V. Vasterling, «Butler's sophisticated constructivism: a critical assessment», Hypatia, 1999, 14 (3).
53 О двух противоположных взглядах на сущность политики идентичности см.: S. Bickford, «Anti-Anti-Identity politics: feminism, democracy, and the complexity of citizenship», Hypatia, 1997,12 (4) и W. Brown, States of injury: power and freedom in late modernity (Princeton: Princeton University Press, 1995); E. Hobsbawm, «Identity politic and the left», New Left Review, 1996, 217; L. Nicholson, S. Seidman, eds., Social postmodernism: beyond identity politics. Cambridge (New York: Cambridge University Press, 1995).
135
ность, иными словами, не претендует ни на выражение, ни на отражение глубинных интересов конкретного человека, а лишь подчеркивает ее/его дееспособность, его субъект -ность в конкретной ситуации и в конкретный отрезок времени. Как замечает Батлер, группы, строящие свою политическую деятельность на принципе субъективности, в качестве своего лозунга выбрали: «Действия, а не идентичность!»54Субъективность в данном случае подчеркивает несовпадение, зазор, расхождение между имеющимися социально-политическими (и/ли сексуально-политическими) шаблоном/матрицей/идентичностью, с одной стороны, и интересами «исходного материала», с другой. Соответственно и акцентируется не борьба за власть или отстранение от власти, и не политическая философия, обосновывающая тот или иной политический шаг, а самшаг, сама возможностьпродуктивного использования существующей конфигурации власти. Важно не кто стоит у штурвала, важно в нужном ли направлении идет корабль. И если маргинализация отдельных групп, т. е. их вытеснение к краям политического поля, является непременным условием существованиягосподствующих групп, то подобного рода структурная взаимозависимость может быть использована и в политических целях «угнетенных». Маргинальный статус в данной ситуации является способом приобретения/сохранения позиции впределах политического поля, способом приобретениясубъектности, а, соответственно, маргинализация — формойсубъективации.
Ссылаясь на работу Фуко по истории тюрем в Европе,55 Батлер замечает, что для Фуко процесс субъективации является ключевым в процессе формирования «заключенных».Субъективация при этом призвана описать двусторонний процесс — 1) процесс становления политически дееспособной личности(«субъекта права») в ходе 2) подчинения существующим/навязываемым категориям. Индивид в данном случае «формируется или, скорее, формулируется посредством дискурсивно сконструированной «идентичности».56Примеряя на себя статус и ярлык «заключенного», индивид приобретает возможностьзаявить
54 J. Butler, «Revisiting bodies and pleasure», Theory, Culture and Society, 1999, 16 (2), p. 12.
55 M. Foucault, Discipline and punish. (Harmondsworth: Penguin, 1977).
56 J. Butler, The psychic life of power: theories in subjection (Stanford: Stanford University Press, 1997), pp. 84, 25.
136
о своих правах и, таким образом, поставить под сомнение уже сложившийся баланс сил.57В отличие от раз и навсегда «приклеенной» идентичности, субъектность существует лишь как эффект субъективации, т. е. как результат постоянногоповторения процесса производства и подчинения субъекта. Подчинение, в конце концов, есть не только демонстрация существующей иерархии, но и признание места и статусаподчиненного в этой иерархии.
Именно эта необходимость «повторения производства», вызванная невозможностью существования раз и навсегда сконструированного субъекта, или, говоря иначе, именно эта невозможность изоляции субъекта от потенциального воздействия иных капилляров власти, именно эта ограниченность власти, ее неспособность исчерпать или предопределить всесубъективные возможности, эта зависимость от ее постоянной циркуляции и является предпосылкой возможного сопротивления.